Цель: закрепить умение верно использовать местоимения в тексте.
Задание: возьмите лежащие на столе карточки и впишите в них необходимую информацию, чтобы мы могли двигаться дальше.
Карточка №1
Вставьте вместо пропусков местоимения.
1. Гости шептались между ………………., исправник казался в дураках, француза не нашли. Вероятно,………….. успел скрыться, быв предупрежден.
2. Марья Кириловна сидела в ………………..комнате, вышивая в пяльцах, перед открытым окошком. …………………. не путалась шелками, подобно любовнице Конрада, которая в любовной рассеянности вышила розу зеленым шелком.
3. Маша наконец решилась действовать — и написала письмо князю Верейскому; ……….. старалась возбудить в ………………… сердце чувство великодушия, откровенно признавалась, что не имела к ………….. ни малейшей привязанности, умоляла ……………..отказаться от ………….руки и самому защитить ……… от власти родителя.
4. Но Дубровский уже ее не слышал, боль раны и сильные волнения души лишили ……….. силы.
Испра́вник — глава полиции в уезде в Российской империи, подчинен губернатору.
Пяльца — приспособление для вышивания, которое используют при работе с вышивками большой площади.
Карточка №2
Вставьте вместо пропусков местоимения.
1. Последние происшествия обратили уже не на шутку внимание правительства на дерзновенные разбои Дубровского. Собраны были сведения о …………..местопребывании. Отправлена была рота солдат, дабы взять …….. мертвого или живого. Поймали несколько человек из……… шайки и узнали от …………., что уж Дубровского между …………не было.
2. Люди отвечали, что Андрей Гаврилович уехал домой. Троекуров велел тотчас …….догнать и воротить непременно
|
3. По нынешним понятиям об этикете письмо сие было бы весьма неприличным, но ………… рассердило Кирила Петровича не странным слогом и расположением, но только …………… сущностью.
4. Прошло несколько дней, и вражда между двумя соседями не унималась. Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское — Кирила Петрович без …… скучал, и досада …………. громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные.
Подпишите их и положите на край стола.
Выполнение:
Карточка №1
1. Гости шептались между собой, исправник казался в дураках, француза не нашли. Вероятно, он успел скрыться, быв предупрежден.
2. Марья Кириловна сидела в своей комнате, вышивая в пяльцах, перед открытым окошком. Она не путалась шелками, подобно любовнице Конрада, которая в любовной рассеянности вышила розу зеленым шелком.
3. Маша наконец решилась действовать — и написала письмо князю Верейскому; она старалась возбудить в нем сердце чувство великодушия, откровенно признавалась, что не имела к нему ни малейшей привязанности, умоляла его отказаться от ее руки и самому защитить ее от власти родителя.
4. Но Дубровский уже ее не слышал, боль раны и сильные волнения души лишили его силы.
Карточка №2
1. Последние происшествия обратили уже не на шутку внимание правительства на дерзновенные разбои Дубровского. Собраны были сведения о его местопребывании. Отправлена была рота солдат, дабы взять его мертвого или живого. Поймали несколько человек из его шайки и узнали от них, что уж Дубровского между ними не было.
|
2. Люди отвечали, что Андрей Гаврилович уехал домой. Троекуров велел тотчас его догнать и воротить непременно
3. По нынешним понятиям об этикете письмо сие было бы весьма неприличным, но оно рассердило Кирила Петровича не странным слогом и расположением, но только своей сущностью.
4. Прошло несколько дней, и вражда между двумя соседями не унималась. Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское — Кирила Петрович без него скучал, и досада его громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные.
Методика выполнения: запись в раздаточном материале.
Способ провер ки: устный ответ 4-х учащихся
Вопросы: от чего зависит выбор того или иного местоимения?
От рода, числа и падежа предмета, на который указывает местоимение.
V. Вторичное закрепление.
Задание №2: Вид работы: осложненное списывание, морфемный разбор.
Задание: Спишите. Подчеркните выделенные местоимения как члены предложения. (1 предложение – 1 ученик у доски, остальные в тетради)
Дубровский объезжал однажды малое свое владение; приближаясь к березовой роще, услышал он удары топора и через минуту треск повалившегося дерева. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Увидя его, они бросились было бежать. Дубровский со своим кучером поймал из них двоих и привел их связанных к себе на двор.
Выполнение: Дубровский объезжал однажды малое свое владение; приближаясь к березовой роще, услышал он удары топора и через минуту треск повалившегося дерева. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Увидя его, они бросились было бежать. Дубровский со своим кучером поймал из них двоих и привел их связанных к себе на двор.
|
объезжал2 –глагол, изменяемая часть речи.
Цель: закрепить умение определять роль местоимения в предложении, закрепить навыки морфемного разбора.
Методика выполнения: 1 предложение – 1 ученик у доски, остальные в тетради
Вопросы: какую роль в предложении может играть местоимение?
Ответ: В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.
Задание №3
Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях (в раздаточном материале). Запишите предложения в исправленном виде.
1.Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру.
2. Обед, продолжавшийся около трех часов, кончился; хозяин положил салфетку на стол — все встали и пошли в гостиную, где ожидал ихний кофей, карты и продолжение попойки, столь славно начатой в столовой.
3. Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около их бродили погорелые жители Кистеневки.
Выполнение:
1. Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с медведя снять шкуру.
2. Обед, продолжавшийся около трех часов, кончился; хозяин положил салфетку на стол — все встали и пошли в гостиную, где ожидал их кофей, карты и продолжение попойки, столь славно начатой в столовой.
3. Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кистеневки.
Цель: развить умение верно употреблять местоимения в речи.
Методика выполнения: запись в тетради.
Способ проверки: устный ответ 4х учащихся.
Вопросы: в чем заключаются ошибки? На что надо обращать внимание, чтобы не допускать их?
Ответ: возможны два предмета, на которые указывает местоимение- Дубровский и медведь,ихний- просторечное; После предлогов у местоимений 3-го лица (он, она, оно, они) появляется буква Н –поэтому около них