Организация работы транспортного хозяйства




Транспорт оказывает существенное влияние на эффек­тивность деятельности объектов общественного питания, поскольку от его работы зависит своевременное и ритмичное товароснабжение. Рациональная организация работы тран­спорта оказывает влияние на совершенствование торгово-технологического и производственного процессов объектов питания, скорость оборачиваемости товаров, объем и струк­туру товарных запасов, и в конечном итоге на уровень и структуру издержек обращения.

Наиболее часто используемым видом транспорта, способ­ствующим доставке товаров в организации общественного питания, является автомобильный. К его преимуществам от­носят возможность доставки грузов в любой населенный пункт при обеспечении хорошей сохранности товаров, а так­же низкую себестоимость перевозки на короткие расстоя­ния, что особенно актуально для общественного питания, поскольку основным предметом его товароснабжения явля­ются продовольственные товары, источником снабжения ко­торыми в большинстве случаев служат местные поставщики.

Транспортные организации в процессе товародвижения должны обеспечить:

• сохранность груза при транспортировке;. своевременную доставку груза;

• соблюдение правил загрузки и транспортирования груза;

• эффективное использование транспортных средств.Основными перевозочными документами на автомобиль­ном транспорте являются товарно-транспортная накладная (бланк строгой отчетности формы ТТН -1) и путевой лист шо­фера.

Перевозка может осуществляться собственным транспор­том объекта общественного питания либо транспортом сто­ронних организаций любой формы собственности, принадле­жащим поставщику или транспортному предприятию.

В зависимости от типа кузова подвижной состав бывает универсального назначения и специализированным. Для пе­ревозки продовольственных товаров используется специали­зированный транспорт, имеющий маркировку «Продукты». Кузова таких машин изнутри обиваются оцинкованным же­лезом или листовым алюминием. На каждую машину, пред­назначенную для перевозки продуктов, должен быть сани­тарный транспорт, выданный учреждениями санитарно-эпи­демиологической службы. Особо скоропортящиеся продук­ты перевозят изотермическим транспортом.

Подвижной состав автомобильного транспорта подразде­ляется по грузоподъемности на пять классов: особо малой — • до 0,5 т; малой — 0,5—2 т; средней — 2—5 т; большой — 5—15 т; особо большой — более 15 т. Для товароснабжения объектов питания используется транспорт особо малой, ма­лой и средней грузоподъемности.

При определении экономической целесообразности выбо­ра типа автомобиля для перевозки следует учитывать род и класс груза, его объем и физико-химические свойства, спо­соб упаковки и пакетирования, расстояние перевозки, мар­шруты движения и т.д.

С учетом этих факторов объект питания предоставляет транспортному предприятию заявку, в которой указывается наименование и количество груза, маршрут перевозки, вре­мя и место подачи автотранспорта и порядок экспедирова­ния груза.

При составлении заявки определяется потребность i транспортных средствах. Для этого сначала определяется су точная производительность автомобиля (Р, т/сутки): где Т — полезное время работы автомобиля, мин; q — грузоподъем­ность автомобиля, т; к — коэффициент использования грузоподъемнос­ти автомобиля; L — длина рейса, км; V — техническая скорость авто­мобиля, км/мин; t — время простоя под погрузкой и разгрузкой, мин.

После этого рассчитывается необходимое количество ав­томобилей (М):

М = Q / Р,

где Q — количество грузов, подлежащих перевозке за сутки, т.

Грузоотправитель предоставляет груз, подготовленный к перевозке (затарелный„ сгруппированный, с выписанными документами на деревозку), и пропуск на право проезда к месту погрузки и разгрузки. При приеме груза к перевозке водитель обязан предъявить служебное удостоверение и пу­тевой лист с печатью транспортной организации. Полностью загруженные автомобили пломбируются.

Для рационализации работы автотранспорта определяют эффективность его работы. К важнейшим показателям сис­темы технико-эксплуатационных показателей относят:

• продолжительность работы автомобиля — время на­хождения автомобиля на линии с момента выезда из гаража до возвращения без учета обеденного перерыва и время в на­ряде (движения и предусмотренных простоев);

• коэффициент использования грузоподъемности — от­ношение фактически перевезенного груза к грузоподъемно­сти автомобиля;

• коэффициент использования пробега — отношение про­изводительного или полезного пробега (пробег с грузом) к об­щему пробегу (с грузомс и без него). Составной частью пробега является непроизводительный пробег без груза, который включает нулевой пробег (от гаража до пункта первой по­грузки и от пункта последней разгрузки до гаража) и порож­ний пробег (от пункта разгрузки до следующего пункта по­грузки);

• коэффициент времени движения — отношение эксплу­атационной скорости к технической;

• эксплуатационная скорость — рассчитывается исходя из пробега автомобиля и общего времени его работы на линии;

87 • техническая скорость — скорость машины с учетом ее типа, состояния дорог, условий перевозки и необходимых ос­тановок (светофоров и т.д.);

. время простоя под погрузкой и разгрузкой — время ожидания погрузочно-разгрузочных работ и их выполнения, определяется по нормативам. За простой автомобилей сверх норм предусматриваются штрафные санкции.

При перевозке грузов используют полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание, которое заклю­чается в организации перевозки грузов, включая их отправ­ку и получение, а также выполнении других операций, свя­занных с перевозкой.

Вопросы для контроля знаний

1. Перечислите основные и вспомогательные службы объектов общественного питания.

2. Какие задачи решает складское хозяйство объектов об­щественного питания?

3. Охарактеризуйте состав складского хозяйства объек­тов общественного питания.

4. Какое различают оборудование в зависимости от стаци­онарности хранимых товаров?

5. Какие виды оборудования для хранения товаров на складе вы знаете?

6. Какие средства механизации применяют на складах общественного питания для обеспечения разгрузки и пере­мещения различных грузов?

7. Какие операции входят в состав складского технологи­ческого процесса?

8. Что такое естественная убыль?

9. Дайте определения тары и упаковки.

10. Перечислите основные признаки, по которым класси­фицируется тара.

11. Что такое тарооборот и каким документом регламен­тируется его организация?

12. Назовите мероприятия, способствующие лучшей сох­ ранности порожней тары в кладовых организации общес­ твенного питания.:.. > • ^ •

13. На какие пять классов подразделяется по грузо­подъемности автомобильный транспорт?

14. Какие основные документы оформляются при пере­возке грузов для общественного питания?

15. Как рассчитывается необходимое для перевозки груза количество автотранспорта?

16. Что такое транспортно-экспедиционное обслужива­ние?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: