Транспорт оказывает существенное влияние на эффективность деятельности объектов общественного питания, поскольку от его работы зависит своевременное и ритмичное товароснабжение. Рациональная организация работы транспорта оказывает влияние на совершенствование торгово-технологического и производственного процессов объектов питания, скорость оборачиваемости товаров, объем и структуру товарных запасов, и в конечном итоге на уровень и структуру издержек обращения.
Наиболее часто используемым видом транспорта, способствующим доставке товаров в организации общественного питания, является автомобильный. К его преимуществам относят возможность доставки грузов в любой населенный пункт при обеспечении хорошей сохранности товаров, а также низкую себестоимость перевозки на короткие расстояния, что особенно актуально для общественного питания, поскольку основным предметом его товароснабжения являются продовольственные товары, источником снабжения которыми в большинстве случаев служат местные поставщики.
Транспортные организации в процессе товародвижения должны обеспечить:
• сохранность груза при транспортировке;. своевременную доставку груза;
• соблюдение правил загрузки и транспортирования груза;
• эффективное использование транспортных средств.Основными перевозочными документами на автомобильном транспорте являются товарно-транспортная накладная (бланк строгой отчетности формы ТТН -1) и путевой лист шофера.
Перевозка может осуществляться собственным транспортом объекта общественного питания либо транспортом сторонних организаций любой формы собственности, принадлежащим поставщику или транспортному предприятию.
|
В зависимости от типа кузова подвижной состав бывает универсального назначения и специализированным. Для перевозки продовольственных товаров используется специализированный транспорт, имеющий маркировку «Продукты». Кузова таких машин изнутри обиваются оцинкованным железом или листовым алюминием. На каждую машину, предназначенную для перевозки продуктов, должен быть санитарный транспорт, выданный учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Особо скоропортящиеся продукты перевозят изотермическим транспортом.
Подвижной состав автомобильного транспорта подразделяется по грузоподъемности на пять классов: особо малой — • до 0,5 т; малой — 0,5—2 т; средней — 2—5 т; большой — 5—15 т; особо большой — более 15 т. Для товароснабжения объектов питания используется транспорт особо малой, малой и средней грузоподъемности.
При определении экономической целесообразности выбора типа автомобиля для перевозки следует учитывать род и класс груза, его объем и физико-химические свойства, способ упаковки и пакетирования, расстояние перевозки, маршруты движения и т.д.
С учетом этих факторов объект питания предоставляет транспортному предприятию заявку, в которой указывается наименование и количество груза, маршрут перевозки, время и место подачи автотранспорта и порядок экспедирования груза.
При составлении заявки определяется потребность i транспортных средствах. Для этого сначала определяется су точная производительность автомобиля (Р, т/сутки): где Т — полезное время работы автомобиля, мин; q — грузоподъемность автомобиля, т; к — коэффициент использования грузоподъемности автомобиля; L — длина рейса, км; V — техническая скорость автомобиля, км/мин; t — время простоя под погрузкой и разгрузкой, мин.
|
После этого рассчитывается необходимое количество автомобилей (М):
М = Q / Р,
где Q — количество грузов, подлежащих перевозке за сутки, т.
Грузоотправитель предоставляет груз, подготовленный к перевозке (затарелный„ сгруппированный, с выписанными документами на деревозку), и пропуск на право проезда к месту погрузки и разгрузки. При приеме груза к перевозке водитель обязан предъявить служебное удостоверение и путевой лист с печатью транспортной организации. Полностью загруженные автомобили пломбируются.
Для рационализации работы автотранспорта определяют эффективность его работы. К важнейшим показателям системы технико-эксплуатационных показателей относят:
• продолжительность работы автомобиля — время нахождения автомобиля на линии с момента выезда из гаража до возвращения без учета обеденного перерыва и время в наряде (движения и предусмотренных простоев);
• коэффициент использования грузоподъемности — отношение фактически перевезенного груза к грузоподъемности автомобиля;
• коэффициент использования пробега — отношение производительного или полезного пробега (пробег с грузом) к общему пробегу (с грузомс и без него). Составной частью пробега является непроизводительный пробег без груза, который включает нулевой пробег (от гаража до пункта первой погрузки и от пункта последней разгрузки до гаража) и порожний пробег (от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки);
|
• коэффициент времени движения — отношение эксплуатационной скорости к технической;
• эксплуатационная скорость — рассчитывается исходя из пробега автомобиля и общего времени его работы на линии;
87 • техническая скорость — скорость машины с учетом ее типа, состояния дорог, условий перевозки и необходимых остановок (светофоров и т.д.);
. время простоя под погрузкой и разгрузкой — время ожидания погрузочно-разгрузочных работ и их выполнения, определяется по нормативам. За простой автомобилей сверх норм предусматриваются штрафные санкции.
При перевозке грузов используют полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание, которое заключается в организации перевозки грузов, включая их отправку и получение, а также выполнении других операций, связанных с перевозкой.
Вопросы для контроля знаний
1. Перечислите основные и вспомогательные службы объектов общественного питания.
2. Какие задачи решает складское хозяйство объектов общественного питания?
3. Охарактеризуйте состав складского хозяйства объектов общественного питания.
4. Какое различают оборудование в зависимости от стационарности хранимых товаров?
5. Какие виды оборудования для хранения товаров на складе вы знаете?
6. Какие средства механизации применяют на складах общественного питания для обеспечения разгрузки и перемещения различных грузов?
7. Какие операции входят в состав складского технологического процесса?
8. Что такое естественная убыль?
9. Дайте определения тары и упаковки.
10. Перечислите основные признаки, по которым классифицируется тара.
11. Что такое тарооборот и каким документом регламентируется его организация?
12. Назовите мероприятия, способствующие лучшей сох ранности порожней тары в кладовых организации общес твенного питания.:.. > • ^ •
13. На какие пять классов подразделяется по грузоподъемности автомобильный транспорт?
14. Какие основные документы оформляются при перевозке грузов для общественного питания?
15. Как рассчитывается необходимое для перевозки груза количество автотранспорта?
16. Что такое транспортно-экспедиционное обслуживание?