САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант № 4
По дисциплине | Общая психология: темперамент, способности, характер | ||
Выполнила обучающаяся: Добрынина Ксения Васильевна | |||
Направление подготовки / специальность: 37. 01. 03 Психология | |||
Курс: 2 | |||
Группа: 341709 | |||
Руководитель: Кубышкина Марина Леонидовна, доцент, канд. | |||
психол. наук, доцент | |||
Отметка о зачете | ||||
(отметка прописью) | (дата) | |||
Руководитель | М. Л. Кубышкина | |||
(подпись руководителя) | (инициалы, фамилия) |
Архангельск 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1 ЗАДАНИЕ.......................................................................................................................3
2 ЗАДАНИЕ.......................................................................................................................9
3 ЗАДАНИЕ.....................................................................................................................10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..................................................21
ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................................................................22
ЗАДАНИЕ 1
В чём суть факторных моделей темперамента и почему факторный подход называют психологическим?
Факторные теории темперамента получили свое название благодаря инструменту, который лежит в основе выделения определенных свойств личности, позволяющих более или менее удачно описать темперамент. Этот инструмент – факторный анализ. Как считают сторонники этих концепций, знать темперамент индивида – значит определить присущее ему значение каждого из факторов, входящих в структуру темперамента. Факторный анализ, примененный Ч. Спирменом, представляет собой статистико-математический метод, с помощью которого большое количество наблюдаемых явлений (свойств) сводится к небольшому числу наиболее важных (первичных) свойств. Он позволяет приблизительно установить общие факторы, лежащие в основе корреляции измеряемых показателей, иначе говоря, степень насыщенности каждого из этих показателей данным фактором.
|
Хотя факторы имеют чисто математический характер (поскольку вычисляются по так называемым матрицам интеркорреляций), факторную теорию часто называют психологической, поскольку выделение координат (т. е. определенных факторов, «первичных» свойств темперамента) происходит на основе анализа взаимосвязи показателей, измеряемых в опытах. Поэтому и названия факторов часто следуют из гипотез исследователя о явлении (механизме), определяющем полученный результат.
Влияет ли темперамент на результаты деятельности?
Темперамент характеризует динамику психических процессов и состояний личности по определенным признакам – сензитивности, реактивности, активности и их соотношения, темпа реакции, пластичности и ригидности, экстраверсии и интроверсии. Эти свойства в их сложном взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента, но о типе темперамента судят по наиболее ярко выраженным признакам.
Влияние темперамента на деятельность остаётся одним из дискуссионных вопросов, однако есть данные, что эта формально-динамическая характеристика психики не оказывает воздействие непосредственно на результат. Но различие людей по темпераменту определенным образом проявляется в их деятельности. Если деятельность протекает в нормальных условиях (нестрессовая ситуация), то конечный результат в большей степени будет зависеть от уровня мотивации и способностей человека. Темперамент в свою очередь будет определять то, каким способом достигается результат, и какой стиль деятельности сформируется в процессе его достижения.
|
Чем по сути различаются общие и специальные способности? Что относят к общим способностям?
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, грамотная речь, работоспособность и др.
Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.
Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других.
Для каждой из них конкретно, по-иному, специфично ставится и вопрос с роли природных предпосылок; для музыкального дарования, например, в котором существенную роль играют качества слуха, природные предпосылки имеют иное значение, чем для теоретических способностей в области науки.
|
Формирование общих способностей происходит на основе задатков, но также важную роль играет и окружающая среда (воспитание, обучение). Также важную роль в развитии общих способностей играют особенности высшей нервной деятельности, как скорость образования и прочность тормозных реакций, и т. д. В формировании специальных способностей большую роль играет среда, в которой растёт ребёнок, а также методики обучения и воспитания, ну и конечно, задатки выполняют определяющую роль в формировании тех или иных специальных способностей. Таким образом, специальные способности, в отличие от общих, отвечают требованиям какой-либо одной определенной деятельности.
Под общей способностью понимают взятую в её единстве совокупность всех данных человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в неё включается не только его интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента - эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т. д.
Дружинин выделил следующие структурные элементы общих способностей:
- Интеллект – способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний.
- Креативность – способность преобразовывать знания с участием воображения.
- Обучаемость – способность приобретать знания.
Структура общих способностей по Холодной:
- Конвергентные способности – насколько правильно и быстро человек находит единственно верное решение.
- Креативность – способность порождать множество оригинальных идей и использовать нестандартные способы интеллектуальной деятельности в нерегламентированных условиях деятельности.
- Обучаемость – общая способность к усвоению новых знаний и способов деятельности.
- Познавательный стиль – психологические различия между людьми, характеризующие своеобразие присущих им способов изучения реальности.