Теория и социальная реальность. Социальный детерминизм




Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени.

Социальный Детерминизм - один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений. Важнейшей характеристикой является причинно-следственная связь, однако к последней не сводятся все формы детерминации. Среди них следует назвать связи случайные и необходимые, возможные и действительные, прямые и косвенные. Вся совокупность связей и отношений данного класса объектов выступает в качестве важнейшего детерминанта развития. Он имеет две основные формы: во-первых, это строгая детерминация одного социального явления другим, во-вторых, понятие относится к характеристике некоторых свойств или качеств, присущих не отдельному субъекту, а классу объектов в целом. Из существовавших в истории социологической мысли представлений о связи социальных явлений можно выделить: 1) механистический, который предполагал жесткую детерминацию, строго однозначный характер всех связей и зависимостей; 2) статистический, делавший упор на значении случайности в социальных процессах; 3) системный, подчеркивавший целостность социальных структур.

20. Социальная структура объединяет в одно органическое целое разные типы и виды человеческих коллективов. Их, по аналогии с физикой, можно поделить на микро-, макро- и мега-группы. Микро-группы объединяют непосредственно обозримое число людей, по какому-то определённому их признаку, интересу, роду занятий. Члены такой группы постоянно контактируют друг с другом. Это: семьи (объединение кровных родственников и свойственников по браку — ради продолжения рода и совместного быта, домашнего проживания и хозяйства); производственные коллективы (предприятия, фирмы, иные сегменты рынка товаров и услуг), досуговые объединения (кружки, спортивные команды, клубы по интересам и т.п.). Макро-группы — целые «органы» общественного организма. Они объединяют массы людей. Социологи называют их «слоями» или же «стратами» общества. Их перечень открывается такими общностями, как:

1. пол (мужчины, женщины);

2. возраст (поколения — детей, молодежи, «среднего» возраста, стариков, престарелых долгожителей);

3. профессия (шире — род занятий, положение в сфере занятости, основной источник доходов);

4. конфессия (отношение к той или иной церкви) или же к числу свободомыслящих в вопросах религиозной веры;

Мега-группы, как явствует из названия, наикрупнейшие в составе любого общества. Это:

a. расы — биологические различия внутри человечества, его подразделения на определённые типы организмов;

b. классы — разделения людей по уровню доходов и образу жизни на элиту, так называемый средний класс и маргиналов (люмпенов); есть и иные варианты их классификации (так называемые «белые воротнички» — владельцы крупной собственности; «синие» — их наёмные работники — менеджеры, которые ей оперативно управляют; «комбинезоны» — представители физического труда, исполнительских, обслуживающих профессий.

c. всё человечество, обитающее на Земле.

 

21.Определения цивилизации зависят от смыслового контекста употребления данного термина. Его ввели в научно-литературный оборот философы-просветители XVIII в. — для обозначения желанного нам состояния общества, устроенного на началах разума и справедливости. Этот пафос общесоциального идеала присутствует в понятии цивилизации при любом его толковании. Цивилизованным может считаться общество с динамичной экономикой, эффективным управлением, гарантиями прав и свобод личности. Соответственна этимология этого слова: лат. «civilis» означает гражданский, государственный — в противоположность первобытному, примитивному образу жизни; рассеянному на малые группы поселению людей; анархии в их взаимных отношениях.

Указанный самый общий смысл рассматриваемой категории распадается на несколько дополняющих друг друга значений, образующих варианты понятия цивилизации.

Во-первых, цивилизацией называют определённый, переломный этап всемирной истории, а именно тот, который сменяет эпоху первобытного варварства; его началом служит III–IV тыс. до н.э., когда люди впервые перешли от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (выращивание полезных растений, животноводство, керамическая посуда, затем — металлические орудия; укрупнённые поселения городского типа); а устойчивым завершением — появление государства с его аппаратом управления, городов с монументальной архитектурой, письменности.

Во-вторых, под цивилизацией понимают максимальные на нынешний момент достижения человечества в организации экономики и быта; сегодняшним образцом цивилизованности в этом смысле могут служить страны Западного мира, у которых самые производительные технологии, политическая демократия, комфортный быт всех дееспособных граждан; в этом смысле отдельные страны и народы располагаются по вертикальной шкале прогресса, так что среди них есть передовые, а есть отсталые; различаются центры мировой цивилизации и её же периферия; одни люди — цивилизованные, а другие — варвары, дикари по своему нраву, образу жизни.

В-третьих, этим же словом — «цивилизации», только чаще всего во множественном числе, именуют важнейшие ступени культурно-исторического прогресса человечества. В этом смысле обычно различают следующие глобальные (мировые) цивилизации:

1. природная, миллионы лет основанная на присвоение готовых продуктов природы;

2. аграрная, несколько тысячелетий ориентированная главным образом на земледелие;

3. индустриальная, которая около двух последних столетий базируется на крупном промышленном производстве;

4. постиндустриальное общество, контуры которого в передовых странах мира отчетливо видны уже сегодня, не нашло еще однозначного определения;

В-четвертых, словом «цивилизация» называются локальные во времени и пространстве варианты культуры того или другого народа, региона, периода;

22. Арнольд Джозеф Тойнби (1888–1975) — английский философ, автор 12-титомного труда «Постижение истории». В ней он насчитывал 32 совершенно различных цивилизации, из которых 21 полностью развились, раскрыли все свои возможности. Все цивилизации самобытны, отличаются друг от друга, но механизмы и цели их развития похожи. Судьба каждой — пройти через этапы возникновения, роста, надлома и, наконец, распада. На месте распавшихся цивилизаций неизбежно возникают новые, и цикл развития начинается сначала. Конечно, цикл этот разные страны и регионы Земли проходят в разные сроки и не обязательно через все стадии. Не исключены и такие возможности, как замирание цивилизации на одной стадии или ее движение вспять. Так, «застыли» на одной стадии многие первобытные народы (эксимосы, индейцы, папуасы и т.п.). Главная движущая сила любой цивилизации заключается в творческом меньшинстве ее народонаселения. Оно увлекает за собой инертную массу остального народа, который подражает своим лидерам. Когда авторитет лидеров ставится под сомнение, цивилизация впадает в кризис. Лидеры прибегают к насилию, чтобы на какое-то время удержать власть над массами; а народ вырождается в пролетариат — бесправных, обездоленных и озлобленных людей. Надежда общества на выход из социальных потрясений заключается в религии. Именно вера в Бога как высшую цель и идеал общественного развития является конечной целью развития любой цивилизации, ее главным отличием от других цивилизаций. Судьбы любой цивилизации определяются таким механизмом, который Тойнби называет «Вызов и Ответ». Вызов — это фундаментальная проблема, с которой рано или поздно сталкивается любая цивилизация. Это может быть экологическая катастрофа, истощение жизненных ресурсов, эпидемия, нападение врагов, гражданская война, т.п. катаклизмы. А Ответ — способ решения такой проблемы, избранный тем или иным социумом (бегство или сопротивление, приспособление или преодоление). «Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от вызова через ответ к дальнейшему вызову».

23. Немецкий мыслитель Освальд Шпенглер (1880–1936). Он резко выступил против западноцентристской модели мировой истории, согласно которой культура Европы образует идейный смысл и недосягаемую для других народов мира вершину культурного развития. Для судеб всего человечества важны «не только античность и Западная Европа, но и Индия, Вавилон, Китай, Египет, арабская и мексиканская культуры». Недаром труд всей жизни этого автора называется «Закат Европы». В основе каждой отдельной культуры, согласно Шпенглеру, лежит своя собственная идеальная форма, некий первообраз. Его развертывание дает нам совершенно разные варианты науки, религии, философии, политики. «Культуры суть организмы», поэтому их путь лежит от зарождения через расцвет к увяданию и неизбежной кончине. Логическим завершением всех культур является стадия цивилизации. Это победа искусственного, механического над естественным, органическим; внешнего над внутренним; города над деревней; науки над религией; фактов над философской спекуляцией. Каждая культура совершает переход к цивилизации в свой срок. Так, античность совершила его в IV в. до н.э.; Западный мир достигнет его к 2000 г.

24. Индустриальное общество. Современная ступень, или эпоха, в развитии человечества. Предшествующие эпохи: первобытное общество, древнее аграрное общество, средневековое аграрно-промышленное общество. В наиболее развитых западноевропейских странах переход начался примерно в 15 в. и завершился в 18 века. Характерны следующие черты: резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства, невообразимый в предшествующие эпохи; бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; резкое расширение возможностей пропаганды; резкий рост населения, увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня жизни в сравнении с предыдущими эпохами; резкое повышение мобильности населения; сложное разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное государство; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

О радикальности перемен, произошедших уже в 20 в., говорят, в частности, такие факты: с начала века население планеты выросло более чем в три раза; в 1900 в городах жило около 10% населения, к концу века — около 50%; 90% всех предметов, используемых сейчас человеком, придуманы в последние сто лет; объем промышленного производства в 20 раз выше в конце века, чем в его начале; люди используют 600 млн автомобилей; запущено более 4000 искусственных спутников Земли; за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человеком за все время его существования.

Иногда И.о. последних десятилетий, добившееся особо эффективного экономического роста, именуется постиндустриальным. Д. Белл выдвинул идею, что с т.зр. реализации обществом различных технологий производства в мировой истории можно выделить три главных типа социальной организации: до-индустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Такое деление истории является, однако, грубым и поверхностным. В его основе лежит лишь одна черта общественного развития — уровень экономического роста. В результате последние три столетия истории оказываются разделенными на две противопоставляемые друг другу эпохи, в то время как вся предшествующая история, занимающая многие тысячелетия, попадает в невыразительную рубрику «доиндустриального общества». Само различие между индустриальным и постиндустриальными типами общества существенно лишь с т.зр. уровня экономического развития. Оно оказывается, однако, второстепенным, когда во внимание принимается целостная культура развитых обществ трех последних веков. Постиндустриальное общество — не самостоятельная эпоха, а лишь современный этап индустриальной эпохи, обладающей несомненным внутренним единством.

В рамках каждой из эпох могут существовать одна или несколько цивилизаций, которые могут быть разделены в зависимости от характерных для них стиля мышления, строя чувств и своеобразных коллективных действий на индивидуалистические, коллективистические и промежуточные (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Индивидуалистическая цивилизация в И.о. представлена капитализмом, коллективистическая — социализмом, два варианта которого — коммунизм и национал-социализм.

Одна из основных тенденций — модернизация, переход от традиционного общества к модернизированному. Эта тенденция сделалась заметной в Западе.

Европе уже в 17 в., позднее она распространилась и на др. регионы. Для традиционных обществ характерны опора прежде всего на веру, а не разум, на традицию, а не на знание, пренебрежительное отношение к экономическому росту, к внедрению новых технологий и управлению экономикой. Модернизирующиеся общества опираются в первую очередь на разум, знание и науку, проводят последовательную индустриализацию, резко увеличивающую производительность труда, усиливают роль управления и, в частности, управления экономикой и придают развитию производительных сил определенные динамизм и устойчивость. Модернизация ведет к росту сложности общественной системы, интенсификации коммуникаций, постепенному формированию мирового сообщества. Процесс модернизации характерен не только для капиталистических, но и для социалистических стран. Последние также апеллируют к разуму и науке и стремятся обеспечить устойчивый экономический рост. Более того, они претендуют на гораздо более эффективную модернизацию, чем та, которая доступна капиталистическим странам. Модернизация не является историческим законом, охватывающим все общества и все эпохи. Она характеризует лишь переход от аграрно-промышленного общества к индустриальному и представляет собой социальную тенденцию, заметно усилившуюся в 20 в., но способную угаснуть в будущем при неблагоприятном стечении обстоятельств (исчерпание природных ресурсов, обострение глобальных проблем и т.п.).

Две фундаментальные оппозиции (индивидуалистическое общество — коллективистическое общество и традиционное общество — модернизированное общество) позволяют выделить четыре типа общественного устройства. Информационное общество: традиционное коллективистическое общество (Китай, Индия и др.), традиционное индивидуалистическое общество, модернизированное коллективистическое общество (коммунистическая Россия, национал-социалистическая Германия и др.) и модернизированное индивидуалистическое общество (США, Япония и др.). Современная Россия переходит от коллективистического общества к модернизированному индивидуалистическому обществу.

25.постиндустриальное обществ о - это общество, которое развивается в условиях научно-технической революции. Повышение благосостояния людей приводит к увеличению спроса на личные услуги. Это обуславливает стремительное расширение высшей ступени развития индустриального общества. Вместе с развитием технологий информация становится ключевым фактором производства. Знание и интерактивные коммуникации становятся основными преобразованиями не только в сфере собственно производства и обмена, но и в сфере социальных и политических изменений. На смену массового производства приходит гибкое мелкосерийное производство продукции, требующее высоко квалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских затрат. Ускоряется обновление товаров. Развитие коммуникаций и увеличение благосостояния людей дает возможность им свободно менять место обитания. В политической сфере происходит ослабление роли национальных государств. Распадаются иерархические структуры управления. Усиливаются роли этнических, культурных, религиозных меньшинств. Становление постиндустриального общества сопровождается обострением ряда противоречий, в частности между индивидом и социальной группой. «Ослабление» роли национальных государств ведет к усилению влияния одной «великой» технократической державы и, вместе с этим, усилению влияния региональных элит, которые стремятся к обособлению для сохранения привилегий.

Информационное общество и его особенности. В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации. В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие: 1)наличие компьютеров, 2)уровень развития компьютерных сетей,3)доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии. В настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.

Основные тенденции развития информационного общества. Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность. Существенный элемент информационной культуры - владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми - важный признак человека информационного общества. Формирование информационного общества существенно отразится на повседневной жизни людей. Массовое внедрение телевидения в 60-70-х годах XX века существенно изменило быт людей. С одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой - сократилось живое общение, стало больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения. Недавнее достижение Интернет-технологий -поход за покупками реальных товаров в виртуальный Интернет-магазин - может развиться в информационном обществе вплоть до ликвидации современной системы торговли.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: