ЛР мира. Регионы ФАО, соц. роль лесов, кадры, затраты и доходность лх.




1.7. ЛР Европы. Регионы ФАО, площадь лесов и лесистость по регионам. Экологические ценности лесов, биоразнообразие, здоровье и жизнеспособность лесов. Леса Европы охватывают площадь в 1051 млн. га, составляя 27 процентов общей площади лесов планеты и покрывая 45 процентов территории Европы. Лесистость изменяется от 0,3 процента в Исландии до 72 процентов в Финляндии (FAO 2001a). Представлено широкое разнообразие формаций бореальных, умеренных и субтропических лесов наряду с тундровыми и горными сообществами. С 70-х годов в результате лесонасаждений площадь, занятая лесами, постепенно увеличивалась: в период с 1990 по 2000 год добавилось почти 9,3 млн. га (FAO 2001a). Однако площадь спелых лесов и лесов из местных пород сокращается. Практика ведения лесного хозяйства, основанная на организации плантаций монокультур и одновозрастных насаждений экзотических видов, не способствует сохранению биологического разнообразия. Лесистость стран Европы: Финляндия – 72%, Швеция – 67%, Австрия – 46%, Беларусь – 39%, Польша – 29%, Франция – 28%, Украина – 16%, Англия – 9%. Площадь лесов на 1 человека (га): Финляндия, Швеция – 3,5; Норвегия – 2; Беларусь – 0,8; Польша – 0,2; Германия – 0,1; Англия – 0,04.

1.8. ЛР Европы. Регионы ФАО, запасы лесов, биомассы и углерода по регионам. Прирост и лесопользование. – Sлес евр= 210млн га, лесистость 32%. Запас 155м3/га, менее 100 м3 – в юж Евр.. ср прирост 3,2 м3/га. Тек прир 5,5 м3/га, выше в Центр и Зап Евр – 8,3 м3/га. Депанир углерода: в жив массе 13,6млрд т, 3млрд т –Сев Евр, 1млрд т – Ю-З Евр, 2- Ю-В Евр. В почве углерода 15 млрд т, 5 млрд т – Сев Евр. Доля лес сект в ВВП = 1%, в Сев Евр =2. Потр на чел в ср = 1,2 м3/гул в год.

1.9. ЛР Европы. Перечень 5 вариантов прогноза до 2030 г. Регионы ФАО, годовой объем и динамика производства и потребления круглого леса, пиломатериалов, древесных плит, бумаги и топлива.; прогноз: максимизация накоплен углерода в биомассе; приоритет – биоразнообразие; поощрение произв энергии на базе древесины; стимулир инноваций и повыш конкурентоспособн. Производство пиломат –Рос, Герм, Финл, Грец =4% от миров п-лей, Англия, Австрия =3%. Экспорт пиломат 2место-Швеция(11% от мир), 3- Финлянд(8%), рос и Австрия =6%. Производство бум и картона: США б 28%, Ит и Яп =12 и 10. Канада =6, Герм=5, Фин=4, Швец, Фр =3. На душу нас потреб юум и карт: США(368кг/год), Яп(249), Швец(242), грм, австрал, ит, браз (35), раша-14

1.10. ЛР РБ. Площадь лесов и лесистость в динамике, лесистость по регионам. Динамика основных видов земель. ЛФ Б б 9,4 млн. га, лесистость территории 38,8%. Запас древесины на корню оценивается в 1,6 млрд. м3. Ежегодный прир 30,3 млн. м3. На 1 жителя республики 0,8 га покрытых лесом земель и более 160 куб. м древесного запаса, что в 2 раза выше среднеевропейского уровня. В Беларуси одновременно с увеличением общей площади лесного фонда наблюдается и устойчивый рост площадей приспевающих, спелых и перестойных насаждений. За двадцатилетний период площадь спелых древостоев увеличилась более чем в два раза. Молодняки - 20,7% (наблюдается уменьшение площади молодняков, особенно хвойных насаждений.Во многих лесхозах молодняки сосны занимают 10%, а д 40%. В результате планового регулирования объемов рубок леса, в первую очередь, рубок главного пользования, общий запас нас увел в 1,6 раза, запасы спелой древесины составили 197 млн. куб. м. Если в 1989 году доля спелых лесов составляла всего 2,3%, то сегодня уже 10%. ЛК увел. сейчас – 34,1%. Динамика развития лесных ресурсов Беларуси: 1945 – Sобщ=6 млн.га. 1966 – 8 млн.га. 1994 – 8,6 млн.га. 2006 – 9,3 млн.га. 2010 – 9,4 млн.га. Общий запас древесины: 1945 – 320 млн.м3. 1966 – 510 млн.м3. 1994 – 1 млрд.м3. 2006 – 1,4 млрд.м3. 2010 – 1,5 млрд.м3. Площадь спелых лесов: 1940 – 15,9 %. 1945 – 10,1 %. 1983 – 2,8 %. 2001 – 7,9 %. 2010 – 8,5 %. Наиб лесист Гом обл (45%), наим – Гродн. 15 р-ов им лесистость б 50%: Россонский и др. лесистость м 20% - 8 р-ов:Несвижский, Мстиславский… Анализ динамики лесного фонда и лесных ресурсов по Министерству лесного хозяйства Республики Беларусь как основному лесофондодержателю (в ведении Минлесхоза находится 8066 тыс. га, или 85,5% земель лесного фонда) за истекший 20-летний период показывает положительные изменения по всем основным показателям лесного фонда. Так, если в 1991 г. покрытые лесом земли занимали площадь 5850, то в 2011 г. - 6970 тыс. га. Общий запас древесины увеличился с 912 до 1385 млн. куб. м, т.е. в 1,5 раза, а запас спелых насаждений - с 42,2 до 175,5 млн. куб. м. Sобщ = 9,4 млн.га Общий запас стволой древесины = 1,6 млрд м3 Общий размер все рубок = 15 млн.м3 в год Прирост – 30 млн.м3 в год

1.11. ЛР РБ. Динамика доли групп лесов, возрастной и породной структуры лесов. Преобл молодн и средневозр (72,5%), в которых проводятся РУ за лесом и сан рубки с получением преимущ дров и мелкотоварной (балансы) древесины. Спелые нас древесных пород в лесопокрытой площади, от = 8,5% (оптимальный 15 – 20%), из них хв 3,8%, твердол– 0,5 и мягкол – 4,1%. Хв -52%, твл-5%, мл-43%. (2 млн.га загрязнено раионуклидами). Анализ динамики лесного фонда и лесных ресурсов по Министерству лесного хозяйства Республики Беларусь как основному лесофондодержателю (в ведении Минлесхоза находится 8066 тыс. га, или 85,5% земель лесного фонда) за истекший 20-летний период показывает положительные изменения по всем основным показателям лесного фонда. Так, если в 1991 г. покрытые лесом земли занимали площадь 5850, то в 2011 г. - 6970 тыс. га. Общий запас древесины увеличился с 912 до 1385 млн. куб. м, т.е. в 1,5 раза, а запас спелых насаждений - с 42,2 до 175,5 млн. куб. м. Sобщ = 9,4 млн.га Общий запас стволой древесины = 1,6 млрд м3 Общий размер все рубок = 15 млн.м3 в год Прирост – 30 млн.м3 в год

1.12. ЛР РБ. Общие запасы лесов, биомассы и углерода, в т.ч. по регионам. Динамика сплошных рубок и объемов создания лесных культур. В результате планового регулирования объемов рубок леса, в первую очередь, рубок главного пользования, общий запас насаждений увеличился в 1,6 раза, запасы спелой древесины составили 197 млн. куб. м. Если в 1989 году доля спелых лесов составляла всего 2,3%, то сегодня уже 10%. В лесах минлх стабильно возрастает объем лк, созданных селекционным посевным и посадочным материалом. Если в 2006 году их доля составляла всего 11%, то сейчас – 34,1%. Все леса в Беларуси являются исключительной собственностью государства. Динамика развития лесных ресурсов Беларуси: 1945 – Sобщ=6 млн.га. 1966 – 8 млн.га. 1994 – 8,6 млн.га. 2006 – 9,3 млн.га. 2010 – 9,4 млн.га. Общий запас древесины: 1945 – 320 млн.м3. 1966 – 510 млн.м3. 1994 – 1 млрд.м3. 2006 – 1,4 млрд.м3. 2010 – 1,5 млрд.м3. Площадь спелых лесов: 1940 – 15,9 %. 1945 – 10,1 %. 1983 – 2,8 %. 2001 – 7,9 %. 2010 – 8,5 %. ЛФ РБ накоплено почти 2,9 млрд. т углерода, 54% которого уч в биокруговороте, другая часть (1,3 млрд. тонн) законсервирована в виде торфа. В общем лесоуглеродном пуле на долю сосновой формации приходится 32,4%, березовой – 30,7% и черноольховой – 22,6% накопления углерода. В компонентной структуре углеродного бюджета преобладает органический углерод почвы – 45,9%, надземной фитомассы – 18,6%, лесной подстилки – 2,98% и поземной фитомассы – 2,7%. Болотными лесами накоплено 1,75 млрд. тонн углерода, что составляет 60,3% лесоуглеродного пула при доле 21,5% болотных лесов в лесном фонде.

1.13. Динамика рубок главного и промежуточного пользования, прочих рубок. Прирост и лесопользование. Общ р-р лесоп(2010 – 14, 2015 – 16, 2020-20). Гл пользов(2010-8, 2015-10, 2020-12). Пром польз (2010-5, 2015-5,5, 2020 – 6). Sобщ = 9,4 млн.га Общий запас стволой древесины = 1,6 млрд м3 Общий размер все рубок = 15 млн.м3 в год Прирост – 30 млн.м3 в год

1.16. Системный подход к управлению лесными ресурсами и описанию лесной экосистемы. Система л/х информации предназначенная чтобы выдавать гос. органам управления информацию о лесах, ЛР, о лесопользовании, РЛ, пожарах, лесовосстановлении. Система л/х информации состоит из 4-ех подсистем: 1) система сбора информации, данных – по РУ, лесовосстановлению, лесным пожарам, реализации продукции, доходов ЛХ и др. 2) система обработки информации – (в л/усистема SOLI) данные таксации лесов записываются в повыдельный банк данных «ЛФ РБ», обрабатываются на ЭВМ и получаются стандартные формы распределения S и М насаждений по породам, бонитетам, типам леса и т.д. Выполняется проектирование Гл и Пром пользования, определяются V лесозащиты, лесовосстановления и охраны лесов. В конечном итоге каждому лесхозу л/у выдает «Проект организации и развития ЛХ на 10 лет», планово-картографичесие материалы: планшеты, планы лесонасаждений, карты побочного пользования и редких видов флоры и фауны. Кроме того в л/у существует и работает автоматизированная система гос. учета лесов, кот.выдает ежегодно данные по учету лесов для каждого лесхоза. Л/у также ведет «Лесной кадастр» с экономической оценкой лесов и лесных земель, древесных и не древесных ресурсов, средообразующих функций лесов. Функционирует также система лесного мониторинга (>1,5 тыс. пунктов наблюдения за состоянием лесов). В л/у есть система приема и обработки космических снимков. В каждом л-зе установлена географическая информационная система ГИС «ЛР», в которой имеется 2 базы данных (картографическая – оцифрованные л/у планшеты = векторизованные данные; повыдельная). В л-зе установлен АРМ «Лесопользования» (автоматизированное рабочее место), кот предназначен для планирования и учета размера Гл и Пром пользования, для мат-ден оценки лесосек, для выписки лесорубочного билета. 3) система планирования – разрабатываются различные варианты решения задач. Например, определить оптимальный размер Гл пользования в сосн. лесах л-за. Чем больше вариантов решения задач выполнено на эВМ, тем лучше. 4) система принятия решения – отбирается оптимальный вариант решения задачи в соответствии с поставленной целью и критерием принятия оптимального решения. Критериями принятия оптимального решения м.б. мах размер лесопользования, мах доход от ведения ЛХ, мин затраты на лесовосстановление и др. Подобные системы л/х информации разработаны и функционируют в развитых странах.

1.17. Система лесохозяйственной информации. Системы сбора информации, планирования и принятия решения. Структурная модель. Сист лх инф: лесная экосист (разв в усл ОС под влиян хоз деят чел) – сист сбора инф – сист обработки инф – сист планирования (рассм вар-ты реш задач, к-сы меропр для дост пост цели л/у). сист планир и прин решен им аналог структуру, соотв принципу сист подхода: вход(анализ- модели- синтез -результат) выход

1.18. Фактическая и оптимальная возрастная и породная структура лесов РБ. Максимальная производительность и продуктивность лесов. Породная стр: С(ф-50,5/ о- 59,2); Е (10,4/12,6); Д (3,6/4,7), Б(21,9/10,5), Олч (8,2/7,9). Возрастная: молодняки (ф-21,3/ о-42,8), средневозр (48,5/20,4), приспев (20,9/19,2), спел и переест (9,3/17,6)

1.19. Информационная система управления лесами и лесными ресурсами. [ЭВМ-2000]. Геоинформ система «Лесные ресурсы». ГИС «Лесные ресурсы» позволяет получать интегрированную картографическую и повыдельную информацию для решения практических задач по учету лесного фонда, текущему планированию рубок леса, лесовосстановлению, противопожарных и лесозащитных мероприятий, создания тематических лесных карт распределений насаждений по категориям земель, породам, группам возраста, типам леса, эксплуатационному фонду и другим показателям по запросу пользователя; кадастровой оценке лесов; охране окружающей среды; мониторингу лесов и сохранению их биологического разнообразия; внесение текущих изменений в лесном фонде; получение в автоматическом режиме различных отчётов; подготовка и печать планово - картографических материалов; внесение, учёт, печать лесосек на основе буссольной съёмки; возможность создания на основе ГИС системы спутниковой навигации с использованием GPS (ГЛОНАСС)-приёмников типа Garmin, Trimble и т.д.

1.20. Система лесоустройства в Б. Основные лесоустроительные материалы. Лесоустройство – система инвентаризации и учета государственного ЛФ, мониторинга лесов и лесного кадастра, проектирования мероприятий, обеспечивающих повышение продуктивности лесов и эфф-ти ведения лесного хозяйства, рациональное и комплексное использование лесных ресурсов, сохранение средообр функций лесов, воспроизв, охр и защиту лесов. Научтехнй прогр в различных областях спос-т техническому и технол разв лесоустр

1.21. Лесной кадастр. Повыдельный банк данных. Экономическая и экологическая оценка лесов. Порядок ведения гос лесного кадастра определяется Правительством РБ. Государственный лесной кадастр -ИС, вкл экономич, эколог и соц сведения о ЛФ, создаваемой с целью обеспеч органов государственного управления, а также юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, лесопользователей и иных заинтересованных содержащейся в нем информацией. ИС гос лесного кадастра необходима для обеспечения организации рационального пользования лесным фондом, воспроизводства, охраны и защиты лесов, планирования развития лесного хозяйства на основе принципов равномерности, неистощительности и устойчивости. Гл -обеспечение государственных органов власти и управления, юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, лесопользователей, общественных организаций и иных субъектов достоверной информацией об экономических, экологических, социальных свойствах и ценностях лесов и земель лесного фонда для осуществления текущих, перспективных долгосрочных программ по лесному хозяйству. Объектами государственного лесного кадастра являются леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли, образующие лесной фонд. Формы учетной документации государственного лесного кадастра дают характеристику лесного фонда для определения экономической оценки лесных ресурсов лесного фонда Республики Беларусь. Основным продуктом информационной системы государственного лесного кадастра является лесокадастровая книга. В гос лесном кадастре выделяются следующие уровни ведения учетной документации: – ведомственный, включающий информацию о каждом участке (выделе), лесном квартале, лесничестве, лесхозе, областном территориальном органе управления, республиканском органе управления (министерство, ведомство); – административный, включающий агрегированную информацию по административному району (городу областного подчинения), области (городу Минску), республике. Оба уровня взаимосвязаны, агрегированная кадастровая документация в пределах административно-территориальных единиц составляется в разрезе министерств, ведомств. База данных государственного лесного кадастра по каждому юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство, и административному уровню формируется и постоянно хранится на машинных носителях в РУП «Белгослес». Банк данных: информационная система, реализующая централизованное управление данными в интересах пользователей автоматизированной системы, в состав которой она входит. Основные функции БД: решение вопросов организации данных, координация действий по ведению и расширению базы данных, защита данных, ведение словаря данных; техническое обеспечение системы аппаратными средствами и т.д. Преимущества повыдельного банка данных: повышение оперативности и эффективности контроля над лесохозяйственной деятельностью лесных предприятий, повышение оперативности и эффективности контроля над ходом реализации лесоустроительного проекта, повышение достоверности и объективности информации о состоянии лесного фонда, уменьшение объема текущих работ по составлению различной статистической и отчетной документации.

Экономическая оценка лесов и лесных ресурсов в настоящее время проводится РУП «Белгослес» в системе лесного кадастра. Ежегодно лесхозы республики (95 лесхозов) и ГПЛХО собирают данные по текущим изменениям в лесном фонде. 1 раз в 10 лет лесоустроители проводят инвентаризацию лесного фонда и выдает проек ведения лесного х-ва на последующие 10 лет. проводится по основным видам ресурсов: древесина, живица, пищевая продукция, лекарственное сырье, кормовые ресурсы, ресурсам охотничьих животных – запасы которых определяются при лесоустройстве. Расчеты производятся по специально разработанным методикам Института леса НАНБ, нормативам комплексной продуктивности лесов с учетом видовой и возрастной структуры условий роста лесов. При расчете стоимоти древесных ресурсов используются лесные таксы и поправочные коэффициенты к ним для определения настоящей рыночной стоимости. Для прочих ресурсов оценка дается по рыночному курсу. Стоимость ресурсов средообразующих функций лесов определяется через специальные коэффициенты хоз-экономической ценности лесов.Леса 2 группы коэффициент = 1; 1 гр = 1,5; ОЗУ = 2; ООПТ = 2; лесопарковых частей ЗЗ = 2. Кадастровая или стоимостная оценка лесного фонда и лесных ресурсов является сложной проблемой. Предложено 3 способа оценки лесов и лесных ресурсов: по валовому продукту, полученному с 1 га лесной земли. Все продукты леса оцениваются в рублях (Ильев, Янушко). По чистому доходу с учетом затрат на лесовыращивание (Виленский, Позывайко). По дифференциальной ренте (Воронин, Туркевич). Экологический подход к устойчивому управлению лесами предусматривает экологическую безопасность лесного хозяйства и охрану окружающей среды, повышение устойчивости лесов к неблагоприятным внешним воздействиям и промышленным выбросам, радиоактивному загрязнению территории и

1.22. Система государственного учета лесов и ее значение для управления. Состав материалов по учету лесов. Лесоустроительную деятельность осуществляет республиканское унитарное предприятие «Белгослес» со списочной численностью на 01.01.2011г. 527 человек, находящееся в подчинении Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь. Структурно оно состоит из 4х лесоустроительных экспедиций (г. Минск –2, г. Витебск, г. Гомель) и 28 лесоустроительных партий, информационно-вычислительного–картографического центра, почвенно-аналитической лаборатории, центра лесосырьевых ресурсов, отдела лесного кадастра и мониторинга лесов, отдела обработки космической информации. Данными подразделениями оказываются услуги многим заказчикам не только лесохозяйственного сектора, но и другим заинтересованным. Государственный учет лесного фонда ведется специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и его территориальными органами, юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, с целью организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения в установленном порядке заинтересованных юридических и физических лиц достоверными сведениями о лесных ресурсах. Данные государственного учета лесного фонда используются при определении основных направлений использования и воспроизводства лесов, изменении целевого назначения земель лесного фонда, установлении платежей за лесные пользования, возмещении вреда, причиненного лесному хозяйству, а также при ведении государственного лесного кадастра. Порядок ведения государственного учета лесного фонда определяется Правительством Республики Беларусь.

1.23. Система лесного мониторинга в управлении лесами и лесными ресурсами. Мониторинг лесов является составной частью системы мониторинга лесов в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС). Целью проведения мониторинга лесов является получение информации для оценки текущего состояния основных лесообразующих древесных пород лесов республики, других компонентов лесных экосистем, лесных экосистем в целом, подготовки прогнозов изменений при существующих уровнях эксплуатации и воздействия антропогенных и природных факторов и информационного обеспечения управленческих, проектных и технологических решений в области экологической безопасности, восстановления, сохранения и рационального использования плодородия лесных почв, биологического и ландшафтного разнообразия, средообразующих свойств лесов. В зависимости от целей и решаемых задач мониторинг лесов осуществляется по следующим направлениям: – мониторинг состояния лесов ― общего состояния лесов в том числе под воздействием загрязнения атмосферного воздуха; – лесопатологический мониторинг ― состояние лесов под воздействием вредных насекомых и болезней; – экологомелиоративный мониторинг мелиорированных лесных земель ― состояния лесов под воздействием мелиоративных работ; – мониторинг лесных избыточно увлажненных земель ― состояние и динамика лесных экосистем на избыточно увлажненных землях. Мониторинг состояния лесов в Республике Беларусь проводится с 1989 года РУП «Белгослес» по программе международного сотрудничества «ICP Forests» в зоне европейской экономической комиссии ООН. Объектами мониторинга являются отдельные компоненты лесных экосистем (древесный ярус лесообразующих древесных пород, подрост, подлесок, напочвенный покров, почва) и лесные экосистемы в целом. Задачами мониторинга в области мониторинга древесных пород являются оценка их жизнеспособности, продуктивности, репродуктивных качеств, лесопатологических и иных повреждений отпада по видам и факторам по данным полевых наблюдений, измерений и лабораторных анализов. Мониторинг состояния лесов проводится ежегодно на пунктах наблюдений, представленных постоянными пунктами учета (ППУ) I уровень и совмещенными с ними постоянными пробными площадями (ППП) II уровень, регистрируемых в установленном порядке в государственном реестре пунктов наблюдений НСМОС. Информационноаналитический центр мониторинга лесов осуществляет сбор, хранение, обработку, анализ данных, полученных на пунктах наблюдений мониторинга состояния лесов, лесопатологического и экологомелиоративного мониторинга. Обощенная информация лесопатологического мониторинга характеризует общую лесопатологическую ситуацию в лесах Республики Беларусь: – наличие очагов вредителей и болезней леса; – площади погибших лесных насаждений. Информация экологомелиоративного мониторинга отражает состояние лесных экосистем после проведения гидролесомелиоративных работ: – изменение текущего прироста насаждений; – динамику залегания уровня почвенногрунтовых вод.

1.26. Группы, категории защитности лесов, ОЗУ и ограничения лесопользования. Категория защитности лесов: Часть лесного фонда, выделяемая в лесах первой группы в соответствии с экономическим, экологическим, научным, историко-культурным и социальным значением лесного фонда, его местонахождением и выполняемыми этими лесами функциями, а также установленным режимом лесопользования. Леса второй группы: Эксплуатационные леса. Леса первой группы:Леса, имеющие высокое экологическое, научное, историко-культурное и социальное значение, выполняющие водоохранные, защитные, средообразующие, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции. Примечание - К лесам первой группы относятся: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, леса особо защитных участков лесного фонда, имеющего генетическое, научное и историко–культурное значение, водоохранные леса, защитные леса, санитарно-гигиенические и оздоровительные леса.

1.27. Лесное законодательство и лесная политика. Лесной кодекс Республики Беларусь. Программа развития лесного хозяйства Республики Беларусь Лесные отношения в Республике Беларусь регулируются Лесным кодексом и рядом других нормативных актов, каса­ющихся управления лесами и лесным хозяйством. Лесное законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Кодекса, декретов и указов Президента Республики Беларусь, а также иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. В соотв с ЛК РБ лх мероприятия и лесные пользования должны осуществляться способами, не наносящими вреда ос, растительному и животному миру, здоровью человека.Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать: сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека и улучшения состояния окружающей среды; многоцелевое, научно обоснованное, непрерывное, неистощительное и рациональное пользование лесом для удовлетворения потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в древесине, другой лесной продукции и природных полезных свойствах леса; воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов; рациональное использование земель лесного фонда; повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта; сохранение генофонда, биологического и ландшафтного разнообразия лесов; сохранение объектов историко-культурного и природного наследия. Для выполнения этих целей в течение ряда лет принимались: Стратегический план развития лесного хозяйства до 2015 года; Программа развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2007-2011 годы; Концепция устойчивого развития лесного хозяйства Республики Беларусь до 2015 года. «Комплекс мероприятий по совершенствованию работы лесного хозяйства Лесной кодекс РБ – базовый законодательный акт, регулирующий лесные отношения – принят14 июля 2000 г.устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Включает 10 разделов, 32 главы и 109 статей. Он устанавливает основные требования к лесному х-ву в связи с другими элементами окружающей среды. Лесной кодекс определяет основные требования, права и обязательства юридич.лиц, ведущих лесное х-во. Нормы лесного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Лесному кодексу. Государственная программа развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011–2015 годы (далее – Государственная программа) разработана в соответствии с комплексом мероприятий по совершенствованию работы лесного хозяйства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2010 г.(осн цель и задачи государственной программы,. Ведение лесного хозяйства, Рациональное и комплексное использование природных ресурсов, Научное обеспечение лесного хозяйства, международное сотрудничество и кадровая политика, Импортоемкость государственной программы, Финансовое обеспечение реализации государственной программы, Ожидаемые результаты реализации государственной программы)

1.28. Подходы к экономической оценке лесов и лесных ресурсов. Стоимостная и балльная оценка. Дисконтирование капиталовложений в лесное хозяйство. При переходе к рыночным отношениям в лесном х-ве и лесопользовании необходимо, чтобы леса, лесные ресурсы и земельные ресурсы имели стоимость, возможность их купле-продажи на рынке. Экономическая оценка лесов и лесных ресурсов в настоящее время проводится РУП «Белгослес» в системе лесного кадастра. Ежегодно лесхозы республики (95 лесхозов) и ГПЛХО собирают данные по текущим изменениям в лесном фонде. 1 раз в 10 лет лесоустроители проводят инвентаризацию лесного фонда и выдает проек ведения лесного х-ва на последующие 10 лет. Экономическая оценка проводится по основным видам ресурсов: древесина, живица, пищевая продукция, лекарственное сырье, кормовые ресурсы, ресурсам охотничьих животных – запасы которых определяются при лесоустройстве. Расчеты производятся по специально разработанным методикам Института леса НАНБ, нормативам комплексной продуктивности лесов с учетом видовой и возрастной структуры условий роста лесов. При расчете стоимоти древесных ресурсов используются лесные таксы и поправочные коэффициенты к ним для определения настоящей рыночной стоимости. Для прочих ресурсов оценка дается по рыночному курсу. Стоимость ресурсов средообразующих функций лесов определяется через специальные коэффициенты хоз-экономической ценности лесов. Леса 2 группы коэффициент = 1; 1 гр = 1,5; ОЗУ = 2; ООПТ = 2; лесопарковых частей ЗЗ = 2. Кадастровая или стоимостная оценка лесного фонда и лесных ресурсов является сложной проблемой. Предложено 3 способа оценки лесов и лесных ресурсов: по валовому продукту, полученному с 1 га лесной земли. Все продукты леса оцениваются в рублях (Ильев, Янушко). По чистому доходу с учетом затрат на лесовыращивание (Виленский, Позывайко). По дифференциальной ренте (Воронин, Туркевич). Земля и растущий запас является основным капиталом в процессе лесовыращивания. Его необходимо использовать так, чтобы получать прибыль от лесохозяйтсвенного производства.


1.29. Базовые институты рыночной экономики. Маркетинг, спрос и предложение на лесопродукцию. В РБ строится соц-ориентированная модель рыночной экономики. В мире существуют различные виды рыночных экономик: Свободная рыночная экономика (США) – при которой гарантируется свобода частной собственности на ресурсы и средства, свобода заключения договоров, стабильная валюта и открытые рынки, независимая работа 3 уровней систем: законодательной, исполнительной и судебной. Кооперативная рыночная экономика (Польша, Венгрия) – создание крупных частных кооперативов. В Польше почти все земли находятся в частной собственности. Соц-ориентированная рыночная экономика (Швеция) – характерна большая социальная защита населения. Рыночная экономика с крупными индикатами (Англия) Рыночная экономика соц-ориентированная с госконтролем (РБ) Базовыми институтами рын.экономики являются: Принцип свободы заключения договоров и контрактов; Право на частную собственность; Стабильная правовая обстановка в стране; Политика гос-ва и взаимоотношения между обществом, государственными и частными организациями; Законодательная деятельность; Стабильная валюта и открытые рынки. Если эти принципы базовых основных институтов рыночной экономики не соблюдаются, то возникают перебои в рыночной экономики. В РБ соц-ориентированная рыночная экономика с постепенным переходом от жесткой системы гос.планирования к системе рын.экономики.

Частная собственность является основой рыночных экономики. Частная собственность может быть на землю, здания и т.д. Лесной фонд РБ является государственной собственностью, которой распоряжается правительство и президент. С экономичкой точки зрения принцип свободы заключения договор является важной гарантией или условием человека, гражданина страны использовать все имеющуюся информацию, научно-технические разработки и ресурсы с максимальной эффективностью. В рыночной экономике должен быть свободный доступ к рынкам товаров и услуг, что является условием свободы заключения договоров, свободы слова и т.д. Гарантия нормальных взаимоотношений между государственными органами и гражданами; Взаимоотношения между обществов, гос-вом и частными органами, соблюдения законодательства страны; Взаимодействие между гос.органами и гражданами, между физическими и юридическими лицами. Эти базовые институты рыночной экономики защищают права человека и повышают ответственность государственных чиновников и гос.органов за их действия, защищают права собственности и свободу бизнеса, поэтому они являются основой развития любой рыночной экономики. Возникает проблема перехода к платному лесопользованию, т.е. все продукты должны иметь цену. В классическом определении частная собственность на леса, лесной фонд и лесн.ресурсы определяется повышением прав собственника:Правовладение и контроль лесных ресурсов;Правопользование и использование всех ресурсов для получения своего дохода;Право независимости лесовладельца на принятие решений на продажу лесов, планирование рубок, проведение охоты и т.д. В экономике развитых стран существуют различные формы собственности на природн.ресурсы: государственная, частная, федеральная, муниципальная, собственность общественных организаций, собственность коренных народов. В государственной и федеральной собственности находятся стратегические природные ресурсы – земельные, нефть, газ, и даже при частной собственности на природные ресурсы существует система ограничений на использование этих ресурсов. В Беларуси еще не принят закон о частной собственности на землю. В конституции РБ записано, что недра, воды, леса составляют исключительно гос.собственность. однако в соотвествии с законом Беларуси о праве собственности на землю (1993 г) определены 2 формы собственности на землю: государственная и частная. Мы имеет право также брать землю, лесные площади в аренду на 20-30 лет. Так организуются частные охотничьи х-ва, которые взяли в аренду лесные угодья, лесной фонд. Есть примеры больших частных охотн.х-в.

1.30. Экономика частного лх и формирование цен на древесину. Формирование рыночных отношений в лесопользовании. Лесные таксы – экономическая категория в виде земельной ренты – стоимость леса на корню. Таксовая цена древесины – цена одного кубического метра деловой древесины по категориям крупности и дров по породам, применяемая при оценке таксовой стоимости леса на корню. Лесные таксы на древесину на корню — это корневая цена, или попенная плата, которую должен уплатить лесоза­готовитель за право вести рубку леса для получения лесома­териалов. В лес таксе содер­жится не только лесная рента, но и средства, необходимые для лесовыращивания и лесоуправления. Корневые, или таксовые, цены определяются различными способами: путем специальных расчетов, с помощью аукцио­нов. При аукционной продаже лесосека передается тому по­купателю, который предложит за нее более высокую В Беларуси таксовые цены на древесину на корню определя­ются и регулируются государством на основе затратного метода. В соответствии с основной идеей обоснования лесных такс их уровень в этом случае должен полностью компенсировать затраты на лесное хозяйство и обеспечить получение средней нормы прибыли. Затраты на лесное хозяйство рассчитываются на основе действующих нормативно-техноло­гических карт. Суммарные затраты включают полную себес­тоимость и нормативную прибыль. Для дифференциации лесных такс в зависимости от рас­стояния вывозки методикой предусматривается выделение пяти их разрядов. таксы дифференцируются по древесным породам с учетом их ценности и себестоимости выращивания + лесные таксы дифференцируются по категориям круп­ности древесины, а дров — по теплотворной способности. Таксы на второстепенные лесные материалы и продук­цию, не охваченную таксовыми ценами на древесину на кор­ню основных лесных пород, утверждаются прик минлх (новогодние елки, лесохимическое сырье, дички древесных пород, заготавливаемые в лесу и т. д.). Их расчет ведется с учетом всех факторов ценообразования. Цены на готовую продукцию лесозаготовок и деревооб­работки формируются предприятиями лесного хозяйства са­мостоятельно с учетом затрат на производство и реализацию продукции и конъюнктуры рынка. Их расчет производится в соответствии с «Положением о порядке формирования и при­менения свободных цен и тарифов». Цены на дрова топливные (франко-лесосека) для насе­ления льготные. Цены на продукцию, реализуемую франко-склад предприя­тия, подразделяются на цены на продукцию лесозаготовок (лесоматериалы круглые) и цены на продукцию деревообработки (пиломатериалы и т. п.). Их уровень определяется непосред­ственно на каждом предприятии. Стоимость сырья и матери­алов, включаемых в себестоимость, определяется по оптовым ценам приобретения. В соответствии с действующим «Поло­жением о порядке формирования и применения свободных цен и тарифов» предприятия вправе применять различный уровень цен для различных потребителей продукции, но при обязатель­ном оформлении протокола согласования цены. Цены на продукцию, поставляемую на экспорт, диктуют­ся спросом и предложением на мировом рынке лесоматериалов. Предприятия лесного хозяйства реализуют на внешнем рынке в основном необработанную древесину (балансы, руд­ничное долготье). Пиломатериалы и заготовки поставляются за рубеж в ограниченно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: