Лекция 1 и 2. «Этика, основные определения и понятия».




Предмет «Этика делового общения»

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» - дом, гнездо. Первым кто ввёл термин «этика» («этический») был Аристотель (384-322 годы жизни до нашей эры, его главный труд – трактат Никомахова этика), он его ввёл для обозначения душевных качеств, свойств характера человека. Этика по Аристотелю должна изучать индивидуальное поведение человека, его отношения с другими людьми, поэтому она является, прежде всего, социально-политической этикой, т.е. областью знаний, проблемы воспитания граждан и заботы об общем благе людей. Этика (ещё он её обозначал как учение о нравственности) понималась Аристотелем, как и другими античными философами, жизненная мудрость, практические знания о том, что такое счастье и какие есть средства для его достижения. Счастье, по Аристотелю – это особое состояние удовлетворённости, которое получает человек от совершённой им добродетельной деятельности. Аристотель утверждал, что высшего удовлетворения жизнью человек может достичь, только совершая моральные поступки. Главными условиями на пути к счастью он считал: нравственное и интеллектуальное совершенствование, дружбу, здоровье и наличие внешних благ, активную гражданскую позицию. Нравственные качества человека – это не то, что дано ему от природы.

В общекультурной лексике слово «этика», «мораль», «нравственность» взаимозаменяемы. Рассмотрим этику как область знания, в которой закреплён следующий смысл:

Этика – наука, область знания.

Мораль (нравственность) – предмет, изучаемый этикой.

Наиболее распространёнными являются следующие толкования категорий этики:

Мораль – субъективные оценки индивидами своей деятельности; нормы обыденного поведения людей. Нравственность – объективные оценки поступков людей; высокие принципы (например библейские заповеди (другие религиозные запреты, табу и т.п.).

Происхождение морали. Мораль сформировалась в ходе: 1) выделения человека из мира животных, 2) образования социальных отношений, 3) возникновения общественных отношений. Порядок в первобытной общине поддерживался с помощью системы табу-запретов (на определённые виды пищи, супружеских отношений и т.п.). Нарушение табу строго каралось всей общиной. В ходе исторического развития на основе табу сложились обычаи, традиции, которые опирались на общественное мнение, распространялись только на членов общины, некоторые их них носили нравственный характер (почитание старших и т.п.), регулировали наиболее важные для людей процессы (рождение, брак, труд, войны и т.п.), лежали в основе ритуалов.

Основными условиями существования и развития человеческого сообщества являются:

1) гармонизация структуры общества;

2) согласование интересов членов общества, их действий;

3) определение взаимных обязанностей членов общества.

Под моралью в науке понимают: 1) совокупность норм, правил поведения людей, реализуемых в их поступках, 2) универсальная форма отношений людей в обществе.

Учёные выделяют три типа теорий происхождения морали:

1. Идеалистический (религиозная мораль, идеи И. Канта, Платона). Мораль – не зависит от психических или физических свойств людей. Этика не пересекается с науками, изучающими человека. Учение Платона (427–347 годы жизни до н. э.) считают первой попыткой систематизации этических идей, которая была осуществлена философом на объективно—идеалистической основе. Разделяя рационалистические принципы своего учителя, Платон также поставил перед собой задачу формулирования общих понятий. Так же, как и Сократ, он избирал для этого дедуктивный метод исследования. Сократ обнаружил несоответствие между существующим и должным в мире. Он выявил противоречие между общими моральными взглядами и их единичными воплощениями. Сократ так и не смог найти в реальном мире аналогов добра и красоты самих по себе. Платон продолжил исследование данной проблемы. Этическую концепцию Платона можно разделить на две связанные между собой части: индивидуальную этику и социальную этику. Первая является учением об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека, которое Платон связывает с гармонизацией его души. Душу философ противопоставляет телу как раз потому, что телом человек относится к низшему чувственному миру, а душой способен соприкасаться с настоящим миром – миром вечных идей. Основные стороны человеческой души тем самым являются основой его добродетелей: разумная – мудрости, аффективная – умеренности, волевая – мужества. Человеческие добродетели тем самым имеют врожденный характер, они особые ступеньки гармонизации его души и восхождения к миру вечных идей. В восхождении человека к идеальному миру находится смысл его бытия. А средством к его возвышению является презрение телесного, власть разума над низкими страстями. Обусловливаемая этими принципами, социальная этика философа полагает наличие определенных добродетелей у каждого сословия. Согласно учению Платона, правители должны обладать мудростью, сословие воинов – мужеством, а низшие сословия – умеренностью. Используя жесткую политическую, а также моральную иерархию в государстве, можно достичь высшей добродетели. Эта добродетель – справедливость, которая свидетельствует, по мнению Платона, о социальной гармонии. Чтобы достичь ее, утверждает философ, необходимо принести в жертву интересы отдельной личности. Таким образом, в идеальном обществе Платона нет места для индивидуальности. Необходимо отметить, что совершенное государство, которое изобразил мыслитель, оказалось очень непривлекательным не столько из-за духа интеллектуального аристократизма, сколько из-за ущербности нахождения в нем представителей каждого сословия, так как предложенный Платоном «порядок» в обществе не принес бы никому счастья. Таким образом, ключом к пониманию существа морали Платона является то положение, что содержание индивидуального бытия должно быть социально значимым. Эту идею Платона, как и другие его идеи, осмыслил и развил его ученик, Аристотель.

2. Натуралистический (гуманистический). Этика взаимосвязана с психологией, антропологией (наука о происхождении и эволюции человека) и другими науками изучающими человека. Развивали в своих трудах Людвиг Фейербах (1804 г. – 1872 г.) и Эрих Фромм (1900 г. – 1980 г.). Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что по-новому интерпретируется само понятие «объект». По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, поэтому первый объект для человека – это другой человек. Любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым, к признанию существования вообще внешних вещей. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по Фейербаху, должна занять место иллюзорной связи с Богом. Природа, реальность дают лишь материал для идеи Бога, но форма, преобразующая этот материал в божественную сущность, порождается фантазией. Потому фантазия есть источник и теоретическая причина религии. Свою философию Фейербах именовал философией будущего. Одну из работ он так и озаглавил: «Основные положения философии будущего». В основе религии лежит вера в догматы, в основе философии – знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Ученик Зигмунда Фрейда, немецко-американский философ Эрих Фромм – один из классиков направления, получившего название «неофрейдизм». Новое в его взглядах, по сравнению со взглядами Фрейда, состояло в проявлении большего внимания к социальным вопросам. Фромм, опираясь на достижения современной науки, предложил собственный путь к переустройству общества. Главное подспорье на этом пути – человеческий разум, самостоятельно ищущий выход из всех неразрешимых ситуаций. Ибо, как говорил Фромм: «Как нельзя создать подводную лодку, только читая Жюля Верна, так невозможно создать гуманистическое общество, лишь читая книги пророков». Фромм полагал, что именно социальные факторы определяют содержание человеческой жизни. Общество, основанное на накоплении богатства, как и общество с тоталитарным режимом, не могут быть истинной моделью развития. Общество должно связывать человека с человеком любовью, узами братства и солидарности, а не кровью и грязью, быть обществом, «которое дает человеку возможность преодолеть свою природу посредством творчества, а не разрушения, где нет принуждения человека к разрушению реальности и поклонению идолам».

3. Социально-исторический. Теории, основанные на принципе историзма в развитии морали (теория антропосоциогенеза). Важное значение для понимания сущности человека, путей развития общества имеет выяснение вопроса о происхождении человека и его сознания. Антропосоциогенез (от греч. intrdpos − человек, genesis − происхождение) − учение, объединяющее в себе различные представления о происхождении и становлении человека и общества в процессе их социокультурного взаимодействия. Существует несколько подходов к решению проблемы происхождения человека. Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями о рождении человека из земли, воды, воздуха или космоса. На смену мифологическому мировоззрению пришло религиозное, в рамках которого была обоснована креационистская (от лат. creatio − творение, создание) модель происхождения мира и человека. Для различных религий мира характерны: во-первых, вера в божественное происхождение жизни и человека; во-вторых, признание души как источника жизни, того, что выделяет человека из царства животных. Человек, согласно религиозной теории, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от бога. Религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего получило название креационизма. На это учение опираются такие теистические религии, как иудаизм, христианство, ислам. Творение человека описывается в Библии как особый акт, в результате которого Бог непосредственно сообщает человеку дыхание жизни, т. е. динамику существования, в котором биологическое соединено с духовным - со свободной и сознательной самореализацией личности. Несмотря на признание и приоритет эволюционной и трудовой концепций антропогенеза, существуют и альтернативные подходы, связывающие происхождение человека с возникновением человеческой культуры (культурогенез), поскольку именно культура формирует человеческий разум и человеческое тело, а возникновение отдельных форм культуротворчества - морали, искусства, философии и т. д. никак не вписывается в модель практической целесообразности.

Структура морали

Существуют различные подходы в развитии морали: нормативный (мораль как система предписаний), философский, личностный (изучение предпосылок морального сознания индивида), биологический (изучение предпосылок нравственности на природном уровне), социологический (изучение роли морали в обществе), психологический.

Элементами структуры морали являются:

- сознание (убеждения, намерения);

- деятельность человека (его поступки);

- взаимоотношения между сознанием и деятельностью;

- нравственные нормы (религиозные заповеди);

- нравственные качества человека (добродетели, которые проявляются в его поступках);

- нравственные принципы (эгоизм, альтруизм и т.п.);

- высшие моральные ценности (свобода, счастье).

Элементами структуры этического знания является совокупность моральных качеств личности, а также моральные нормы общественной жизни. Эти элементы выражаются в таких понятиях, как: моральное сознание, моральная практика, законы нравственности, категории этики (добро, нравственный долг, честь, совесть и т.п.).

Функции морали. Выделяют 6 функций морали: воспитательная, ценностно-ориентированная, коммуникативная, познавательная, регулятивная, гуманизирующая.

Вывод: в условиях кризиса индустриального общества возникла угроза нравственного отчуждения личности вследствие опосредованного характера общественных отношений, взаимоотношений людей, реального и рационального восприятия (трата времени в прочтение постов, информации в Интернете, телефоне и др.). Средства массовой информации (СМИ), тоже искажают научную картину мира и способствуют: манипулированием сознания людей, общественного мнения, допускают фальсификацию духовных явлений (ценностей), пропагандируют эстетику насилия и жестокости. В каждой профессиональной области знания существует понятие профессиональной этики.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: