Дисциплина Б1.Б.8.1. «История управленческой мысли»относится к базовой части блока 1 учебного плана обязательных дисциплин подготовки бакалавров по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент».
Дисциплина изучается на 1 курсе (2 семестр) для очной и на 2 курсе для заочной форм обучения.
Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области менеджмента, социально-гуманитарных наук.
Содержание и структура дисциплины
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации | |||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | ||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||
Очная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Предмет и методология истории управленческой мысли | Д | ||||||
Тема 2 | Исторические основы формирования менеджмента:зарождение управленческих идей в древности;управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период). | Д | ||||||
Тема 3 | Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента | Р | ||||||
Тема 4 | Школа научного направления (1885-1920гг.) | Э | ||||||
Тема 5 | Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.) | Р | ||||||
Тема 6 | Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) | Д | ||||||
Тема 7 | Школа поведенческих наук (теория социальных систем 1950-е г. –по настоящее время) Школа науки управления (количественная школа) | Э | ||||||
Тема 8 | Разработка научных основ управления в России | Док | ||||||
Тема 9 | Международные модели менеджмента | Док | ||||||
Промежуточная аттестация | Зачет с оценкой | |||||||
Всего: | ||||||||
Заочная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Предмет и методология истории управленческой мысли | Д | ||||||
Тема 2 | Исторические основы формирования менеджмента:зарождение управленческих идей в древности;управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период). | Д | ||||||
Тема 3 | Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента | Р | ||||||
Тема 4 | Школа научного направления (1885-1920гг.) | Э | ||||||
Тема 5 | Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.) | Р | ||||||
Тема 5 | Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) | Д | ||||||
Тема 7 | Школа поведенческих наук (теория социальных систем 1950-е г. –по настоящее время) Школа науки управления (количественная школа) | Э | ||||||
Тема 8 | Разработка научных основ управления в России | Док | ||||||
Тема 9 | Международные модели менеджмента | Док | ||||||
Промежуточная аттестация | Зачет с оценкой | |||||||
Всего: |
*Примечание – формы текущего контроля успеваемости: дискуссия (Д); эссе (Э), реферат (Р), доклад (Док) и др.
|
Содержание дисциплины (модуля)
Тема 1Предмет и методология истории управленческой мысли
|
История управленческой мысли как научная и учебная дисциплина. Предмет и методы исследования истории управленческой мысли. Социально-экономические факторы возникновения и развития управленческой мысли. Периодизация истории управленческой мысли. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли. Менеджмент как передовая теория и практика управления. Классификация подходов и школ менеджмента. Современный менеджер, его деятельность и личность.
Тема 2. Исторические основы формирования менеджмента
Зарождение управленческих идей в древности. Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока
Древние цивилизации, формирование основ управления. Зарождение идей управления в Древнем Египте. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи. Законы Навуходоносора II. Основы иерархической организации в работах китайского ученого Сан Цу. Работы Платона. Идеи универсального характера управления Сократа. Вклад Ксенофонта в развитие управленческих идей. Катон Старший и его научные труды.
Анализ эволюции управленческих взглядов в эпоху переходного периода. Внутренний обмен в Египте Переходного периода. Вклад индийской цивилизации в развитие идей менеджмента. Учение о хозяйстве и государственном управлении в труде «Артхашастра»
Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период).
Развитие идей управления в Древней Греции. Народное собрание Солон, его вклад в развитие идей менеджмента. Афинская демократия: свод законов Перикла. Методы управления эллинистическими государствами. Управленческая политика в работах Аристотеля. Греческая экономическая философия. Управление в Древнем Риме. Римский император Октавиан и его реформаторская деятельность. Методика управления в практике работы органа республиканского строя - народного собрания. Правление Августа. Управление в Средневековой Европе. Цех как общественная организация управления. Принципы управления в работах Н.Макиавелли. Работы Н. Макиавелли как основа теории бюрократии.
|
Тема 3. Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента
Индустриальный прогресс и его влияние на развитие управленческой мысли. А.Смит о государственном регулировании экономике в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).Теория Дж. Локка о гражданском обществе в работе «О гражданском правительстве» (1690 г.). Теория факторов производства Ж.Б. Сэй.
Роберт Оуэн об управлении трудовыми ресурсами. Ричард Аркрайт — «пионер эффективного менеджмента». Управленческие идеи в трудах Т. Гоббса, Дж. Стюарта, И. Бентама. Предпосылки возникновения идей менеджмента в работах Р. Оуэна, Ч. Бэббиджа, Р. Аркрайта, Э. Уитни, Э. Юра.
Тема 4. Школа научного управления(1885-1920)
Ф.Тейлор - основатель школы научного менеджмента. Прогрессивные методы и приемы работы в организации, предложенные Тейлора. Система повышения производительности труда Ф.Тейлора. Двенадцать принципов эффективности Г. Эмерсона и их значение для современного менеджмента. Революционное изобретение Г. Ганта. Исследование Ф. и Л. Гилберт по изучению движений и оптимизации производственного процесса.
Тема 5. Административная (классическая) школа (1920-1950 гг)
А. Файоль как основатель школы административной теории менеджмента. Универсальность организаторских функций, возможности их реализации в современном менеджменте. Особенности построения иерархии управления. 14 принципов управления Файоля. Элементы управления Файоля. Долгосрочное планирование и его эффективность в работах Файоля. Отличительные черты концепций Ф. Тейлора и А. Файоля. Элементы идеальной бюрократии М. Вебера. Типы законной власти М. Вебера. Рационально - юридические основы власти в организации М. Вебера.
Тема 6.Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.)
Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты. Критика концепции Э. Мэйо. Новый взгляд на индустриального человека (по Э.Мэйо и Ротлисбергу). «Психология и промышленная эффективность» Г. Мюнстерберга. Социология производственных отношений Ф. Ротлистберга. «Эра социального человека» М. Фоллетт.
Тема 7. Школа поведенческих наук (теория социальных систем 1950-е г. –по настоящее время).
Иерархия потребностей А. Маслоу и ее использование для мотивации персонала. Достоинства и недостатки модели А. Маслоу и возможности ее применения в современном менеджменте. Мотивационная модель ожидания В. Врума. Мотивационная теория МакКлеланда-Аткинсона. Теория справедливости Д.Адамса.
Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Сущность комплексной модели Портера-Лоулера.
Мотивационные теории российских ученых и возможности их применения в современном менеджменте (В.А. Ядов, Здравомыслов, Наумов, Кокин, Катульский, Беляева, Выготский, Виханский).
Тема 8. Разработка научных основ управления в России
Развитие управленческой мысли до революции 1917 г.: А.Л. Ордин- Нащокин, Петр I, И.Т. Посошков, А.П. Волынский, В.Н. Татищев, Екатерина II, М.В. Ломоносов, Д.М. Голицын и др).
Развитие управления в советский период: В.И. Ульянов (Ленин), А.А. Богданов, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, О.А. Ерманский и др. Теоретико-методологические исследования в области управленческой науки. Вклад A.A. Богданова в развитие науки управления: «Очерки всеобщей организационной науки (тектология)». Основные понятия и методы организационной науки (принципы тектологии), разработанные А.А. Богдановым. О.А. Ерманский и его вклад в научный менеджмент: практическое применение закона организационной суммы. А. Гастев и его научная концепция социальной инженерии (социального инженеризма).
Развитие управления в постсоветский период: Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев, В.Д. Шапиро, Э.А. Уткин, Б.З. Мильнер, Д.С. Львов и др.)
Тема 9.Международные модели менеджмента
Влияние национально-исторических факторов на многообразие моделей менеджмента: американский, японский, западноевропейский менеджмент. Особенности американской модели менеджмента. Японская модель менеджмента: сущность и специфика. Модель арабского менеджмента. Западноевропейская модель менеджмента. Особенности скандинавской модели менеджмента.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и