Тема 5 КОНКУРЕНЦИЯ И РЫНОЧная власть
Типы рыночных структур
В основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:
— количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;
— характер производимой продукнии (стандартная или дифференцированная);
— наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее:
— степень доступности экономической информации.
В табл. 1 показаны отличительные черты всех рыночных структур.
Совершенная конкуренция
Черты совершенной конкуренции не присуши ни одной из отраслей в полной мере. В чистом виде условия совершенной конкуренции не встречаются в реальной действительности, т. е. совершенная конкуренция — не что иное, как модель идеальной рыночной экономики.
Фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции, воспринимают сложившийся на рынке уровень равновесной цены как заданный, на который ни одна из фирм повлиять не может.
В условиях совершенной конкуренции выдерживается следующее равенство
Таблица показывает, что рост объема продаж с 10 ед. до 11 ед., а затем до 12 ед. по цене 100 р. за единицу не изменяет среднего и предельного дохода. И тот и другой остаются равными 100 р., т.е. цене 1 единицы.
Фирма находится в СОСТОЯНИИ РАВНОВЕСИЯ, если у нее отсутствуют мотивы к изменению своего положения.
Монополия
Монополия представляет собой рыночную структуру, полярно противоположную совершенной конкуренции. Она предполагает существование фирмы-монополиста, являющейся единственным продавцом продукта, не имеющего близких аналогов. Такое положение позволяет монополисту полностью контролировать цены на свою продукцию, поскольку ему не противостоят фирмы-конкуренты.
|
Существование монополии невозможно без наличия достаточно высоких барьеров, препятствующих проникновению на монополизированный рынок других производителей.
Прежде всего, это легальные (юридические) барьеры, т.е. барьеры, установленные законодательством той или иной страны.
Важную роль играют экономические барьеры. В некоторых отраслях крупные фирмы достигают низких издержек производства, что приводит к вытеснению конкурентов.
В России все еще сохранилась унаследованная от командной системы высокая степень монополизации в производстве большого числа видов продукции.
Ценовая дискриминация
В некоторых случаях предприниматель осуществляет ценовую дискриминацию, под которой понимается продажа различных единиц одной и той же продукции по разным ценам различным покупателям при одинаковых издержках производства.
Различаются три типа ценовой дискриминации:
1. совершенная дискриминация, или дискриминация первой степени,
2. дискриминация второй степени и
3. дискриминация третьей степени.
Совершенная дискриминация имеет место тогда, когда фирма устанавливает различные цены на каждую единицу товара, т, е. реализует товар по индивидуальным ценам. Тем самым каждый покупатель приобретает продукт по максимальной цене, которую он способен уплатить.
Монополисты в ряде случаев выделяют несколько ступеней цены, т. е. некоторые покупатели получают скидки с цены продукта. Подобная ценовая дискриминация называется дискриминацией второй степени.
|
Ценовая дискриминация третьей степени заключается в том, что различные цены устанавливаются для отдельных групп покупателей, а не для отдельных партий товара. В этом случае имеет место сегментация рынка, т. е. выделение двух или более групп потребителей, обладающих различной чувствительностью по отношению к изменению цены.
Государство обычно поощряет ценовую дискриминацию, так как она позволяет несколько сгладить неравенство в потреблении.
5 Антимонопольная политика государства
Монополизация отрасли приводит к сокращению объема производства и увеличению цены, монополия наносит обществу существенный экономический ущерб.
Поэтому одной из важнейших функций государства является создание условий для нормального функционирования рынка. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство. Оно впервые возникло в Канаде (1889 г.).
Можно выделить три направления антимонопольной политики.
Во-первых, борьба с монополизацией. В США рынок отрасли считается монополизированным, если доля одной фирмы составляет 60% и выше.
Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.
В-третьих, запрет сговора о ценах, т.е. образования картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.
Олигополия
Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами.
|
Продукция на олигополистическом рынке может быть как однородной, стандартизированной (медь, цинк, сталь), так и дифференцированной (автомобили, бытовые электроприборы, табачные изделия).
Все производители, выступающие на олигополистическом рынке, взаимозависимы.
ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ — необходимость учета реакции фирм-конкурентов на действия крупной фирмы на олигополистическом рынке.
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
Используя свое положение относительного монополиста, фирма может позволить себе увеличить цену на продукцию, что не может сделать конкурентная фирма под угрозой полной потери покупателей.
При монополистической конкуренции общество недополучает определенный объем продукта, так как производитель здесь, подобно монополисту, ограничивает объем выпуска продукции, повышая цены на нее.