ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ…….5

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫУСЛУГ, ВОСТРЕБОВАННЫЕ

НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ……………………………………………..12

2.1. Туристические услуги………………………………………………………12

2.2. Транспортные услуги……………………………………………………….16

2.3. Банковские и иные финансовые услуги…………………………………...18

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА

УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32

 

ВВЕДЕНИЕ

Любая экономическая система в процес­се развития претерпевает изменения, связанные с трансформацией ее отраслевой структуры: про­изводственные ресурсы перемещаются из одних сфер деятельности в другие, исчезают не нашед­шие своего потребителя производства, и в то же время возникают новые направления деятель­ности в сфере товарного производства и в сфере услуг, формируются новые отрасли.

Изменение соотношения между секторами и отраслями народного хозяйства является одним из факторов экономического роста. И в этой свя­зи отраслевая структура общественного произ­водства находится под пристальным вниманием аналитиков.

Особое внимание к развитию сферы услуг обусловлено выделением ее в качестве лидирую­щей во второй половине XX-XXI вв. Увеличение доли сферы услуг в структуре общественного производства стало одним из признаков выделе­ния новой экономической системы - постинду­стриальной, которую многие авторы определяют как «экономику услуг».

Решаю­щий вклад в развитие сферы услуг и экономики в целом вносят «коммерческие» услуги, к кото­рым условно можно отнести торговлю, транспорт, связь, банковскую деятельность, общую коммер­ческую деятельность по обеспечению функцио­нирования рынка и т. д.

Тема курсовой работы «Международная торговля услугами как одно из направлений внешнеэкономической деятельности».

Целью работы является исследование нормативных актов в сфере внешнеэкономического регулирования и теоретической литературы по мировой экономике и внешнеэкономической деятельности, для анализа вопроса о международной торговле услугами.

Исходя из поставленной цели работы ставились следующие задачи:

1) рассмотреть сущность и структуру мирового рынка услуг;

2) проанализировать основные виды услуг востребованных на международном рынке;

3) изучить вопрос о перспективах развития международного рынка услуг в Республике Беларусь.

Объектом исследования явились отношения в сфере международной торговли услугами. Предмет исследования – выявление и изучение особенностей развития международного рынка услуг.

Методологическую основу исследования составили общенаучные, частные и специальные методы познания: диалектический, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, наблюдения и др.

Структура работы определена характером исследуемых в ней проблем. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Объем курсовой работы составляет 34 страницы, список использованных источников состоит из 21 наименования.

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ

 

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда.

Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке. Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде [13, с.23].

Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что,

во-первых, они невидимы;

во-вторых, не поддаются хранению;

в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

Этим обусловливаются особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами.

Существует два вида услуг:

услуги, которые опосредуются вещно. Они связаны с потребительскими товарами (материальные);

услуги, не связанные с материальными продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в которых он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные).

Специфической отраслью услуг является международный туризм [7, с.13].

Итак, международный рынок услуг - купля-продажа услуг на мировом рынке.

Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг. Предоставление услуг – самая динамичная статья мировой торговли.

Мировой рынок услуг состоит из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги обычно включают транспорт, связь, торговлю, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, бытовые жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, а также инженерно-консультационные услуги, информационные и вычислительные, рекламу, юридические, биржевые и посреднические услуги, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по изучению рынков и контролю за качеством: предпродажный и послепродажный сервис, техническое обслуживание, деятельность государственных учреждений, организаций и ведомств. В ряде стран к услугам причисляют и строительство. Следует иметь в виду, что в Республике Беларусь строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, розничная торговля, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовка, производственные виды бытового обслуживания включаются статистикой в сферу материального производства [12, с. 122].

Мировая статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства

Среди причин, стимулирующих быстрое возрастание мирового рынка услуг, выделяются следующие [19, с.135]:

·зрелая экономика и высокий уровень жизни повышают спрос на услуги;

·развитие всех видов транспорта стимулирует международную мобильность как предпринимателей, так и населения;

·новые формы связи, в том числе спутники, иногда позволяют заменить личные контакты продавцов и покупателей;

·ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, что ведет к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.

Примерно ¼ международной торговли услугами приходится на транспортные услуги, около ¼ составляет туризм. Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанную прежде всего с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.

Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.

Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).

В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.

В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые) [17, с.311].

Выделяют следующие особенности услуг как предмета торговли:

отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.);

наличие всех признаков товара (обладают общественной потребительной стоимостью);

услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления;

неоднородны или изменчивы по качеству;

производятся и потребляются одновременно;

при экспорте-импорте не проходят таможенную границу И не подлежат таможенному оформлению;

не все виды пригодны для вовлечения во внешнеторговые оборот (коммунальные услуги и т.п.);

имеют тесную связь с рынком рабочей силы;

ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;

имеют специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровне [13, с.34].

Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь промышленный характер или удовлетворять личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т.д.

Разные услуги отличаются разностью вовлечения в хозяйственный оборот. Меньше всего вовлечены услуги, поступающие в личное потребление (за исключением образования и здравоохранения).

Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться государственными и частными производителями. Государственный сектор - суды, биржи труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные учреждения.

Частный некоммерческий сектор - музеи, благотворительные организации, церковь, больницы.

Коммерческий сектор - авиакомпании, банки, отели, страховые компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские фирмы, аудиторские, информационные и проч.

В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.

Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившего в действие с I января 1995г. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них. совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства.

ГАТС, чтобы снять эти противоречия, было составлено в трех частях: рамочного соглашения, определяющего общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальных соглашений, приемлемых для отдельных сервисных отраслей, и списка обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только региональный уровень [19, с.136].

Все соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств Европы утратить самобытность своей национальной структуры.

Отраслевое регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным производством и потреблением этих услуг. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм - Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки - Международная морская организация (ИМО).

На региональном уровне международная торговля услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.

В документах Всемирной торговой организации выделяют следующие основные формы международной торговли услугами:

поставка услуг через границу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т.п.).

В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;

перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);

временное перемещение за границу физического лица - поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);

коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковское, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги) [20, с.278].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: