ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ




 

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 25.11.2004 г. № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [9] внешняя торговля услугами осуществляется следующими способами:

1. с территории Республики Беларусь на территорию иностранного государства;

2. с территории иностранного государства на территорию Республики Беларусь;

3. на территории Республики Беларусь иностранному заказчику услуг;

4. на территории иностранного государства белорусскому заказчику услуг;

5. белорусским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем оказания услуг им или уполномоченным лицом, действующим от его имени на территории иностранного государства;

6. иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Республики Беларусь, путем оказания услуг им или уполномоченным лицом, действующим от его имени на территории Республики Беларусь;

7. белорусским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;

8. иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Республики Беларусь.

Если иное не предусмотрено нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, внешняя торговля услугами может быть ограничена путем введения запретов и ограничений, затрагивающих все или отдельные секторы услуг, в отношении способов оказания услуг на основании актов Президента Республики Беларусь и законов.

 

В Республике Беларусь экспорт услуг имеет устойчивое положительное сальдо. Наибольший удельный вес в общем объеме экспорта услуг (58%) занимают транспортные услуги.

По уровню развития дорожной сети Республика Беларусь занимает одно из первых мест среди стран СНГ. За последние 10 лет сеть автомобильных дорог общего пользования возросла более чем на 30 тыс. километров (рост в 1,6 раза). Однако провозные возможности автомобильного транспорта республики в настоящее время используются на 70–75 процентов. Пропускная способность автомобильных дорог по основным направлениям используется на одну треть, что позволяет ежегодно увеличивать объемы транзитных грузовых перевозок через территорию республики [11].

В соответствии с Программой «Дороги Беларуси» на 2006–2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2006 г. № 468, к 2016 году планируется улучшить транспортно-эксплуатационное состояние республиканских автомобильных дорог. Все мосты и путепроводы должны соответствовать нормативным требованиям. На 314 километров увеличится и в итоге составит 1,4 тыс. километров протяженность участков республиканских автомобильных дорог первой категории. Республиканские автомобильные дороги, связывающие столицу с областными центрами, и на направлениях международных транспортных коридоров смогут выдерживать нагрузку на одиночную ось до 11,5 тонны.

Немаловажным фактором реализации транзитного потенциала является законодательство, регламентирующее порядок проведения экспортно-импортных операций. В 2009 году Республика Беларусь повысила свой рейтинг, составляемый по результатам исследований, проводимых Всемирным банком по показателю «торговля через границу», который характеризует уровень административных барьеров при проведении экспортно-импортных операций, переместившись со 134 на 129 место среди 183 стран [11].

Привлечение грузопотоков является сложнейшим процессом, включающим услуги различных видов транспорта, транспортно-экспедиционное обслуживание, перевалку и хранение грузов на терминалах, деятельность таможенных органов, консульских учреждений республики, страховых компаний и банков, налоговую политику и торговые сборы, придорожный сервис, сезонное ограничение автомобильных перевозок грузов, тарифы за сопровождение по автомобильным дорогам дорогостоящих и крупногабаритных грузов. Все те, кто непосредственно или опосредованно причастен к оказанию этих услуг, должны работать комплексно, в тесном взаимодействии, чтобы процесс транзита грузов был эффективным и выгодным не только для оказывающего услугу, но, в первую очередь, для клиента, пользующегося ею.

В 2009 году удалось нарастить долю белорусских автомобильных перевозчиков на международном рынке грузовых перевозок между Россией и ЕC до 70 процентов (в 2008 году – 60 процентов).

Беларусь в 2015 году должна увеличить экспорт автотранспортных услуг до $1,2 млрд., заявил 2 ноября 2010 года на заседании Президиума Совмина Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Владимир Семашко. Этот показатель в 2009 году составил $501,2 млн., однако, по словам Первого заместителя, уже в 2015 году должен вырасти до $1,2 млрд.[1]

На современном этапе развития в Беларуси ежегодно возрастает число туристов, прибывающих в Республику Беларусь, соответственно растет выручка от организации туристского обслуживания в Республике Беларусь, увеличивается число гостиниц и других средств размещения. В то же время в Республике Беларусь по-прежнему отмечается превышение выездного туризма над въездным, высокая изношенность материально-технической базы и т.д.

Беларусь обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом: разнообразны природно-климатические условия, богато культурное наследие республики, совершенствуются транспортно-коммуникационные условия, имеются нестандартные туристские ресурсы. В этом плане можно с уверенностью говорить о том, что Беларусь может смело претендовать на свою долю мирового рынка туристских услуг и имеет для этого все основания.

Основными проблемами развития международного туризма в Республике Беларусь на сегодняшний день являются: несовершенство нормативно-правового и статистического обеспечения туризма; неподготовленность материально-технической базы туристской индустрии; отсутствие высококвалифицированного кадрового обеспечения развития туризма; недостаточное научное обеспечение развития туризма; низкий ранг и весьма ограниченные полномочия национальной туристской администрации. В будущем необходимо решение вышеперечисленных проблем, что позволит значительно повысить привлекательность республики для иностранных туристов и инвесторов и даст возможность в последующем реализовать ряд крупномасштабных проектов в области белорусского туризма [5, с.137].

В качестве приоритетных направлений развития международного туризма в Республике Беларусь Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь выделяет транзитный и трансграничный, экологический, агротуризм, оздоровительный, спортивный, а также деловой туризм. Однако реализация вышеуказанных направлений требует решения ряда проблем, что возможно лишь при активном участии государства путем создания стимулов для отечественных туроператоров, а также предоставления консультационной и иной помощи при разработке туристского продукта.

Таким образом, первоочередным направлением развития международного туризма в Республике Беларусь является создание эффективной национальной туристской политики, которая будет содействовать развитию международного туризма и деятельности отечественных и зарубежных туристских компаний. Очевидно, что для этого понадобится ни один год, однако предпринимаемые действия государства (разработка Национальной программы, проведение заседаний по проблемам развития туризма в республике и т.д.) позволяют надеяться, что создание современной туристской индустрии в Республике Беларусь является не далеким будущим.

Если на международном рынке возрастает конкуренция между банками, небанковскими кредитно-финансовыми и нефинансовыми предприятиями, то в Беларуси данная тенденция не просматривается. Роль финансовых посредников при осуществлении основных трансакций в республике остается за банками

В целом к тенденциям развития белорусского рынка банковских услуг можно отнести следующие:

1.ориентация банков на обслуживание предприятий, которые обеспечивают увеличение экспортного потенциала страны (Белорусский металлургический завод, производственные объединения «Беларуськалий», «Полимир», «Белнефтехим»);

2.развитие услуг белорусских банков при работе с экспортными кредитными агентствами зарубежных стран (банки выступают заемщиком перед иностранными банками-партнерами на внешнем рынке кредитных ресурсов при реализации крупных инвестиционных проектов в нашей стране) [2, с.17].

Наряду с инвестиционным кредитованием в последние годы успешно решаются вопросы финансирования оборотного капитала с использованием линий международных финансовых организаций. В данном случае использование банковских гарантий дает возможность экспортерам полностью избежать предоплаты за сырье и материалы, и тем самым значительно удешевить сделку. Для снижения рисков в сфере международной торговли банки предоставляют самые разнообразные услуги для экспортеров и импортеров. На сегодняшний день белорусские банки могут предоставить гарантии, подтвержденные первоклассными европейскими банками, среди которых банки Австрии, Германии, Италии, Франции, Польши, России и др. стран.

На мировом рынке сейчас идет ожесточенная борьба за деньги иностранного клиента. Внедряются прогрессивные методы обслуживания. К одной из перспектив развития белорусского рынка банковских услуг можно отнести интернет-банкинг. 2003 год стал переломным для республики в этом плане.

Однако в нашей стране развитию и-банкинга мешают некоторые факторы:

1. Малодоступность Интернета для большинства потенциальных пользователей, в том числе - банковских (в большинстве белорусских банков слабо развиты внутренние системы электронного документооборота, далеко не у всех банковских работников есть собственные адреса электронной почты);

2. Принудительное кредитование некоторых отраслей национальной экономики (белорусские банки не в полной мере вольны распоряжаться своими средствами, что мешает им вкладывать средства в смелые новации).

Важным и актуальным в настоящее время становится использование опыта зарубежных банков по оказанию консультационных услуг при обслуживании бизнеса клиентов. К консультационным услугам банков в сфере внешнеэкономической деятельности относятся:

¨ анализ внешнеэкономических контрактов клиентов;

¨ анализ кредитоспособности и текущего финансового состояния иностранных банков;

¨ разработка индивидуальных схем по организации сделок клиентов.

Данный вид услуг в первую очередь может заинтересовать компании малого и среднего бизнеса. Крупная компании на мировом рынке может работать самостоятельно, за счет собственных консультантов и отделов. А мелкой или средней фирме для того, чтобы выйти на международную арену и заставить свои средства эффективно там работать, необходимо воспользоваться услугами сторонних организаций. И именно банки могут стать подобными организациями [21, с.158].

С этой точки зрения, не менее перспективным является создание подразделений, ответственных за развитие торговых операций клиентов, выполняющих исследовательскую, маркетинговую и посредническую функцию между производителями и потребителями товаров и услуг (в западной банковской практике такие подразделения носят название Trade Promotion Department).

Развитие белорусского рынка инвестиционных услуг является перспективным видом деятельности банков, способствующим диверсификации кредитных и инвестиционных рисков, поиску альтернативных источников привлечения ресурсов в реальный сектор экономики. Участие банковских учреждений в этом процессе будет способствовать привлечению иностранных инвесторов, развитию услуг по управлению активами, ценными бумагами.

В итоге, можно заключить, что целью белорусских банковских учреждений на настоящий момент является совершенствование качества обслуживания, расширение клиентской базы как внутри страны, так и за рубежом. Это стимулируется растущей конкуренцией и снятием ряда ограничений на деятельность в нашей стране иностранных кредитных организаций. Стараясь достичь этих целей отечественные банки стали действовать более активно и целенаправленно, многие стали внедрять новые технологии. Сейчас каждый из работающих на белорусском рынке банков предлагает около сотни различных услуг в области внешнеэкономической деятельности. В целом к тенденциям развития белорусского рынка банковских услуг можно отнести ориентацию на обслуживание предприятий, которые обеспечивают увеличение экспортного потенциала страны, работа с экспортными кредитными агентствами зарубежных стран, финансирования оборотного капитала с использованием линий международных финансовых организаций, предоставление гарантий с целью снижения рисков в сфере международной торговли. Тенденция комплексности и универсальности предоставления услуг также нашла свое отражение в деятельности белорусских банков, что выражается во внедрении персонального менеджмента, позволяющего предлагать клиенту не разрозненные банковские услуги, а комплексное решение всех вопросов. Однако с целью получения средств иностранного клиента необходимо внедрение новых технологий и банковских услуг, среди которых выделяется интернет-банкинг, консультационные услуги при обслуживании бизнеса клиентов, исследовательские, маркетинговые и посреднические услуги между производителями и потребителями товаров и услуг, а также участие белорусских банков в инвестиционной деятельности. Реализация перечисленных задач является одним из условий успешного развития отечественного рынка банковских услуг, противостояния возрастающей конкуренции иностранных банков как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономики. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг.

По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), т.к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания.

В условиях развития рыночных отношений, а также экономических и политических катаклизмов, происходящих в нашей стране, наблюдаются и существенные изменения в сфере услуг. При сложившихся кризисных обстоятельствах в Республике Беларусь значительно возрастает объем услуг, специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, страховых, риэлтерских, юридических). Увеличился спектр услуг, связанных с управлением и содержанием органов государственной власти, а также правоохранительных органов.

По мере интеграции экономики страны в мировое экономическое пространство происходит развитие импорта и экспорта услуг, появление принципиально новых технологических основ функционирования целого ряда услуг, в том числе информационных.

Происходит все большее расширение основ воспроизводства рыночных и нерыночных услуг. При этом рыночные услуги отвоевывают все более значительную для себя долю в общем объеме услуг.

Приоритетом в развитии «коммерческих» отраслей сферы услуг в Республике Беларусь должно быть развитие от­раслей, формирующих инфраструктуру экономи­ки. Учитывая процессы глобализации мировой экономики, необходимо отдавать преимущество развитию услуг, связывающих страны между со­бой, - коммуникационных, компьютерных, транс­портных.

Республика Беларусь обладает преимуще­ствами международной торговли транспортными услугами в силу своего выгодного географиче­скою положения. Развитие этой отрасли требует в ближайшей перспективе, прежде всего, форми­рования современных транспортных узлов, обе­спечивающих повышение эффективности и на­дежности перевозок.

Немаловажное значение принадлежит разви­тию и освоению информационных технологий, не только как перспективного направления междуна­родной торговли, но и как источника сокращения издержек функционирования организаций внутри страны. Помимо активного участия государства в развитии сети информационных и консультаци­онных услуг для всех агентов рынка должны быть созданы условия для развития соответствующих видов услуг организациями частного сектора. Ведущая роль в этом принадлежит применению инструментов налогового стимулирования и соот­ветствующих рычагов денежно-кредитного регу­лирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Беларусь в 2015 году должна увеличить экспорт автотранспортных услуг до $1,2 млрд. / В.Семашко // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://government.gov.by/ru/rus_dayevents20101102.html

2. Гамзунов, А. Рынок банковских услуг: конкуренция по качеству / А. Гамзунов // Банкаýскi веснiк. – 2004. - №2. – С.12-18.

3. Демко, И. Мировой рынок туризма в 2009 году / И. Демко // Вокруг света – 2010.- Режим доступа.: https://www.salut.md/news/

4. Евсеев, С.В. Эффективность транспортных услуг в современных условиях / С.В. Евсеев // Экономические науки. - 2006. - №3. - С. 121-136.

5. Зубачев, С. Н. Современные тенденции развития туризма в Беларуси / С.Н. Зубачев // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2007. - №6. – С.131-138.

6. Кучевский, Н. Тенденции развития рынка транспортных услуг / Н. Кучевский // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2003. - № 2. – С.67-70

7. Лесневская, Н. А. Сущность услуг как экономической категории, объекта управления и бухгалтерского учета / Н.А. Лесневская // Бухгалтерский учет и анализ. – 2007. - №9. – С.12-19

8. Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2008 - 2010 годы; утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.12.2007г. № 1796 // Эталон-Беларусь [Электрон.ресурс] / Национальный центр правовой информации Респ.Беларусь. − Минск, 2010.

9. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 г. № 347-З // Эталон-Беларусь [Электрон.ресурс] / Национальный центр правовой информации Респ.Беларусь. − Минск, 2010.

10. Об утверждении Комплексной программы развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2006 г. № 786 // Эталон-Беларусь [Электрон.ресурс] / Национальный центр правовой информации Респ.Беларусь. − Минск, 2010.

11. Об утверждении стратегии развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2010 г. № 1181 // Эталон-Беларусь [Электрон.ресурс] / Национальный центр правовой информации Респ.Беларусь. − Минск, 2010.

12. Плотницкий, М.И. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность / М.И. Плотницкий и др. - Питер, 2003. - 230с.

13. Почекина В.В. Услуги в международной экономике / В.В. Почекина, Ю.П. Якубук; Под ред. В.Ф. Медведева – Мн.: НО ООО «БИП-С», 2003. – 178 с.

14. Российский рынок транспортно-логистических услуг в 2009-2010 и прогноз до 2013 г. – М.: РосБизнесКонсалтинг (РБК), 2010. - 320 стр.

15. Рыбалкин, В.Е. Международные экономические отношения. Раздел III. Глава 11. Международная торговля товарами и услугами. Основные характеристики и показатели. Учебник для вузов / В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 519 с.

16. Савельев, С. Туристский бизнес развивается, несмотря на кризис / С. Савельев //Вокруг света – 2009.- Режим доступа.: https://www.orexca.com/news/archives/

17. Семенов, К.А. Международные экономические отношения. Раздел II. Глава 12. Международная торговля услугами. Учебник для вузов / К.А. Семенов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 544 с.

18. Сивенков, О.В. Оценка и перспективы развития сферы бизнес-услуг в Беларуси / О.В. Сивенков // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2007. - №6. – С.67-72.

19. Турбан, Г.В. Мировой рынок услуг: факторы и масштабы развития / Г.В. Турбан // Белорусский экон. журн. - 2008. - № 1. - С. 133-141

20. Фомичев, В.И. Международная торговля: Учебник / В.И. Фомичев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 446с.

21. Черемисина, А.С. Развитие сферы услуг как важнейшее направление трансформации отраслевой структуры экономики Республики Беларусь / А.С. Черемисина // Проблемы управления. – 2009. - №4. - С.156-161

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: