1. Место педагогики в системе гуманитарных наук.
2. Междисциплинарный контекст образования. Контекст понятия «образование»
3. Моделирование в науке, моделирование в педагогике. Ограниченность модельных представлений.
4. Обоснование категориально-понятийного аппарата. Общее понятие о категории. Философия и общенаучные категории.
5. Взаимосвязь и взаимодействие категорий философии, педагогики.
6. Проблема согласования и выбора педагогических теорий, концепций, идей.
7. Основные способы организации научного знания. Научная теория как форма представления научного знания.
8. Циклы развития науки.
9. Научная парадигма.
10. Возникновение научных идей в педагогике. Роль идеи в научном поиске.
11. Критерии достоверности научного знания. Общее понятие о достоверности научной информации. Проблема достоверности знания в науке.
12. Способы проверки достоверности научной информации. Критерии проверки достоверности знания.
13. Способы научных измерений в образовании. Количественные и качественные показатели в образовании.
14. Зарождение экспериментальной науки. Роль эксперимента в получении научного знания.
15. Разновидности научных методов.
16. Получение нового знания как важнейшая цель научной деятельности. Новизна как характеристика научного исследования.
17. Единство теоретических, эмпирических и экспериментальных методов. Выбор методов исследования. Ответственность ученого за результат исследовательской работы.
18. Актуальность научной проблемы становления человека как субъекта образования.
19. Человек как цель образования.
20. Проблема интеграции междисциплинарных знаний.
21. Взаимопроникновение наук в современных условиях.
|
22. Междисциплинарные научные представления о целях образования.
23. Развитие междисциплинарных исследований проблем образования в современных условиях.
24. Тенденции развития высшего образования в мире в начале XXI века.
Экзаменационные вопросы по философии образования
1. Наука в культуре современной цивилизации.
2. Понятие социального познания и его специфические черты.
3. Наука и философия: проблема соотношения.
4. Предметная сфера, специфика и задачи философии образования.
5. Понятие науки и научного мировоззрения.
6. Структура научного знания.
7. Место и роль науки в духовном освоении действительности.
8. Основания науки. Научная картина мира.
9. Наука как специфическая деятельность.
10. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.
11. Наука как система знаний.
12. Античная наука.
13. Наука как социальный институт.
14. Наука в средние века.
15. Наука как феномен культуры.
16. Классическая наука.
17. Предмет и основные задачи философии науки.
18. Неклассическая наука.
19. Особенности научного познания. Критерии научности.
20. Наука и ценности. Аксиологическая нагрузка социально-гуманитарного знания.
21. Методология научного познания.
22. Проблема истины в социальных науках.
23. Возникновение науки. Наука и преднаука.
24. Научное исследование как деятельность.
25. Проблема классификации наук.
26. Научная профессия и её особенности.
27. Понятие знания. Знание и незнание.
28. Наука и информационная революция.
29. Особенности постнеклассической науки.
30. Социальная ответственность ученых.
|
31. Основные формы научного познания.
32. Этика науки.
33. Проблема истины в научном познании.
34. Социальные науки: генезис, логика развития, специфика.
35. Динамика научного знания. «Научные революции», смена парадигм и периоды «нормального» развития науки.
36. Науки о природе и науки об обществе: общее и особенное.
37. Антропология науки.
38. Текст и текстология в социальных науках.
39. Наука как специфический тип знания. Типы научной рациональности.
40. Постмодернизм и социальные науки.
41. Наука как единство естественных, социогуманитарных и технических наук.
42. Современная научная картина мира.
43. Идеалы и нормы научного исследования, их влияние на процесс научного познания и оценку его результатов.
44. Знание, вера, сомнение в социально-гуманитарном познании.
45. Наука и ценности. Когнитивные ценности: рациональность, истина, доказательство, обоснование, определенность, непротиворечивость.
46. Объяснение и понимание в социальных науках.
47. Общие закономерности развития науки. Традиции и новации. Кумулятивная и некумулятивная модели развития науки.
48. История философии образования: основные идеи и подходы.
49. Социальные и гуманитарные науки: проблема соотношения.
50. Феномен научно-технического прогресса и глобальные проблемы современности.
51. Эмпирический уровень научного знания.
52. Плюрализм истин и логика социальных наук.
53. Теоретический уровень научного знания.
54. Доказательство и опровержение в социальных науках.
55. Организация и самоорганизация в науке.
56. Пространство, время и действие в социальных науках.
57. Формальные и неформальные научные организации.
58. Онтология образования: школа – личность – среда.
59. Проблема периодизации истории науки.
60. Релятивизм, психологизм, историзм в социальных науках и проблема истины.
61. Моральное самосознание учёного.
62. Антропология и аксиология образования. Педагог и ценностный пафос образования.
Начальник отдела аттестации педагогических,
научно-педагогических инаучныхкадров И.П.Масюченко