ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КУРСОВОГО ПРОЕКТА
по дисциплине «Конструкторская подготовка производства мебели»
Тема «Разработка конструкторской документации
на набор мебели для спальни
Исполнитель
Студентка_ 4 _курса_ 4 _группы __________ __ __ Ю.Н. Вошкат __
подпись, дата инициалы, фамилия
Руководитель
________ ст. препод. _______ ____________ _ А. С. Пардаев __
должность, ученая степень, ученое звание подпись, дата инициалы, фамилия
Курсовой проект защищен с оценкой ______________________
Члены комиссии ________________________________________
_________________________________________
Минск 2011
Введение
Для того чтобы условия быта, труда и отдыха были оптимальными, жилая и общественная среда жизнедеятельности человека должна быть оборудована в соответствии со всеми его требованиями – социальными, эргономическими, функциональными, эстетическими.
Проектирование мебели представляет собой сложный процесс, направленный на достижение единства и целостности предметно-пространственной среды, которую следует рассматривать во взаимосвязи с потребностями человека.
Для того чтобы наметить правильный подход к выбору вида мебели и определить ее функцию, конструкцию и стилевое направление, необходим предварительный анализ социально-экономических условий жизни общества, существующих типов жилища и его функций, принципов организации интерьера.
Мебельное производство в Беларуси – крупнейшая отрасль лесопромышленного комплекса по выпуску товаров народного потребления.
Самыми крупными производителями мебели ЗАО “Пинскдрев”, ОАО “Гомельдрев”, ЗАО “Молодечномебель”, ОАО “Мозырьдрев”, ОАО “Ивацевичидрев”, ЗАО “Бобруйскмебель”, “ФанДок”, “Минскмебель”, “Минскпроектмебель”.
|
Продукция крупно- и среднесерийное предприятие, как показывают последние исследования, имеет много недостатков. Поэтому в настоящее время все большее внимание уделяется дизайну мебели и увеличению разнообразия моделей, что вызвало рост количества малых предприятий, производство которых ориентировано на малые партии мебели или на изготовление мебели под заказ. Малые предприятия более мобильны и как следствие они имеют возможность быстрее реагировать на изменения на рынке.
Основными задачами совершенствования отрасли являются:
1)обеспечение выпуска конкурентоспособной мебели;
2)развитие экспорта мебели и ее компонентов;
3)совершенствование ассортимента производимой бытовой мебели, в том числе из массивной древесины, учитывая различия потенциальных слоев покупателей по уровню достатка, культурному типу их домашнего быта, отношению к моде;
4)развитие производства специальных видов мебели для удовлетворения потребности рынка в офисной, детской, дошкольной мебели для учреждений просвещения;
5)модернизация и техническое переоснащение действующих производственных мощностей;
6)максимальное импортозамещение продукции для мебельного производства;
Реферат
Данный курсовой проект содержит 4 листа графического материала 42 страниц, 3таблицы, 11 рисунков, 3 литературных источников.
КОНСТРУКЦИЯ, АНАЛОГ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ, УНИФИКАЦИЯ, ПРОЧНОСТЬ, КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА, СЕРТИФИКАЦИЯ.
Цель курсового проекта является разработка конструкции набора мебели для спальной комнаты.
|
В курсовом проекте проведены исследования современных направлений стиля мебели, приведены аналоги и прототипы и техническое описание разрабатываемого изделия, рассчитан его коэффициент унификации, проведен расчет на прочность и деформативность конструктивных элементов, так же приведен раздел контроль качества изделий мебели.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..
1.Исследовательский раздел……….………………………………………
1.1Анализ новых направлений дизайна и конструирования, аналогов и прототипов…………………………………………………………………………
1.2. Особенности функциональных, эргономических и технологических требований…………………………………………………………………………
2.Конструкторский раздел………………………………………………….
2.1. Обоснование конструктивных решений и разработка сборочных и рабочих чертежей на набор мебели ……………………………...………….
.2.2.Определение уровня унификации………………………………
2.3.Расчёт конструктивных элементов изделия на прочность, жёсткость и устойчивость……………………………………………………………………
2.4. Разработка художественно-декоративного решения набора мебели.
2.5. Разработка технического описания изделия, инструкция по сборке и эксплуатации на набор…………………………………………………………
2.6.Описание применяемых методов визуализации разработки……..
3. Контроль качества изделий мебели…………………………………..
3.1Описание методов контроля точности размеров, качества и испытания изделия …………………………………….........................................
|
3.2 Выбор схемы сертификации мебели и её описание………………….
4. Перечень графического, иллюстративного материала.
Список использованных источников
Приложение
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП 01 00 ПЗ |
Разраб. |
Вошкат |
Провер. |
Пардаев |
Н. Контр. |
Пардаев |
Утверд. |
Шетько |
Исследовательский раздел |
Лит. |
Листов |
БГТУ 209070611 |
у |
Анализ новых направлений дизайна и конструирования, аналогов и прототипов
Проследив историю мебели на протяжении почти всей цивилизации человечества, нетрудно заметить, что у большинства современных изделий имеется немало прототипов и аналогов из далекого прошлого.
Отличительной особенностью настоящего времени является то, что практически все население пользуется мебелью фабричного производства. Современные условия позволяют выпускать мебель на любой вкус, от исторических стилей до постмодерна, а производители стараются удовлетворять самые изощренные вкусы покупателей. Поэтому современная мебель отличается большим разнообразием дизайнерских направлений, которые захватывают в свой круг и многие исторические стили, вернее их стилизации и компиляции.
Под современной мебелью понимается мебель, выпускаемая промышленностью в настоящее время, независимо от того, когда она была спроектирована. Итак, рассмотрим некоторые современные направления мебели.
Этнографическое (народное) направление. Проектирование изделий этого направления ведется с учетом национальных традиций под народную мебель. Народная же в некоторой степени отождествляется с сельской, деревенской, а последняя получила название «кантри». При изготовлении этой мебели выполняется специальная отделка – патинирование, которая придает налет времени. Иногда делается искусственное старение материала.
Упрощенчество и минимализм. Это направление получило распространение в западных странах. Минимализм выражается в упрощении формы изделий, отказе от каких-либо видов декора и приемов декорирования. Упрощение формы обуславливает и упрощение конструкции мебели. Поэтому упрощенчество привлекло такое направление, как кубизм. В Беларуси и России минимализм еще не прижился.
Хай-тек. Это сравнительно новое название направления в дизайне, под которым понимают эстетические возможности высоких технологий, новых материалов и конструкций. При таком понимании хай-тек близко смыкается с авангардным направлением.
Авангардное направление. Авангард – это направление в художественной культуре, порывающее с существующими нормами и традициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель.
Изделия авангардного направления отличаются новизной функции, принципа ее осуществления, новизной материала, формы, технологических особенностей изготовления.
Художественное направление. Мебель этого направления представляет собой наиболее разнообразную группу. К ней следует относить изделия с декоративными или конструктивными элементами, которым придана художественная форма или которые подвержены различным приемам декорирования (резьба, интарсия, тиснение и др.). К художественной мебели следует относить и выполненную в любых исторических стилях или под исторические стили (так называемая стилизация).
Одно из направлений художественной мебели получило название рустикальное. Желая усилить художественную выразительность изделий рустикального направления, филенки рамочно-филенчатых дверей иногда украшают резьбой, которую выполняют на обрабатывающих центрах, а реже вручную. В современной мебели художественного направления используют различные архитектурно-художественные элементы исторических стилей (арки с замками, пилястры и ножки с каннелюрами, карнизы с орнаментом, розетки, фиалы, выступающие цоколи).
Демократичное направление. Мебель этого направления ориентирована на массового потребителя и относительно невысокие цены изделий. В данном случае используются рациональные конструктивные схемы изделий и материалы, обеспечивающие высокую производительность (древесно-стружечные плиты, синтетические облицовочные материалы и т.п.). Диапазон мебели демократичного направления весьма широк. С одной стороны он граничит с мебелью минималистского направления, а с другой – художественного.
Элитная мебель. В ряде случаев необходимо оборудовать интерьеры представительского характера (правительственные, посольские и т.п.), для которых первостепенное значение имеет престижность, образность формы, уровень материалов и др. В таких случаях имеет место индивидуальный подход при разработке и изготовлении мебели. Материалоемкость, унификация и тому подобные показатели отступают на второй план, а то и вовсе не учитываются.
Каждое стилевое направление мебели имеет своих приверженцев, своих почитателей. История показала, что людям всегда присуще желание иметь красивые вещи. Поэтому художественная мебель всегда будет занимать значительное место в общем объеме ее производства.
В производстве мебели используются различные материалы. При разработке конструкций изделий начиная с самого начала проектирования дизайнер и конструктор должны учитывать свойства материалов и изменении их во времени, так как мебель эксплуатируется десятками лет.
Материалы, применяемые в производстве мебели, делятся на основные и вспомогательные. С помощью основных материалов формируют конструкцию и оформляют внешний вид изделия, они входят в состав изделия. Вспомогательные материалы применяются при изготовлении изделия, но не входят в его состав. Они делятся на производственные и эксплуатационные. Первые применяются в производственном процессе при обработке изделий (шлифовальные шкурки, отбеливающие и разравнивающие составы, полирующие пасты и др.), вторые – для поддержания в рабочем состоянии оборудования, приспособлений (смазочные, обтирочные и т.п.).
В зависимости от назначения основные материалы подразделяются на конструкционные, облицовочные, клеевые и отделочные.
1. Конструкционные материалы составляют основу изделий, и им принадлежит ведущая роль. По физико-механическим свойствам различают древесные, полимерные материалы, металлы и др.;
2. Облицовочные материалы – это шпон строганный и лущеный, декоративные пленки, декоративный бумажно-слоистый пластик, кожи;
3. Клеевые материалы используют для склеивания различных изделий с применением разнообразного оборудования, при сборочных и других работах, поэтому ассортимент этих материалов очень большой.
4. Отделочные материалы применяют для создания защитно-декоративных покрытий при производстве изделий и оборудования интерьеров. Они имеют различный состав и классифицируют по многим признакам.
В мебельном производстве выделяют также другие, дополнительные группы основных материалов: материалы для производства мягкой мебели, фурнитуру, стеклоизделия, зеркала.
Рассмотрим наиболее распространенные материалы, применяемые в производстве мебели:
1. Древесина. Как конструкционный материал она обладает многими положительными свойствами. Это достаточно прочный и легкий материал. Древесина хорошо работает при вибрационных нагрузках. Твердость древесины относительно высокая, что дает возможность легко обрабатывать ее на станках и придавать практически любую форму. Также древесина обладает такими свойствами, как пластичность, упругость, анизотропность, биологическую нестойкость, горючесть, наличие пороков и др.;
2. Шпон лущеный (ГОСТ 99) применяют для изготовления клееной слоистой древесины, древесных пластиков, гнутоклееных деталей, для облицовывания древесностружечных плит и др.;
3. Плиты фанерные (ГОСТ 8673) изготавливают из лущеного шпона, толщиной 15 мм и более, размером 1220 – 2440 мм. Применяют их в производстве мебели для изготовления различных конструкционных деталей, воспринимающие большие нагрузки;
4. Плиты древесностружечные (ГОСТ 10632) изготавливают методом горячего прессования древесных частиц, смешанных со связующим. Их широко применяют в производстве мебели и других изделий из древесины, в строительстве;
5. Древесноволокнистые плиты (ГОСТ 89904) получают из древесины хвойных и лиственных пород, а так же из тростника и льняной костры с добавлением специальных составов и связующих веществ.
Изменение в структуре потребляемых материалов в сторону увеличения доли полимерных вызвано постоянным ростом дефицита натуральной древесины, необходимостью повышения производительности труда, снижения материалоемкости изделий, возрастающими требованиями к архитектурно-художественным формам изделий, их качеству, сроку службы. Полимерные материалы могут выпускаться с такими заданными свойствами, которые необходимы для нормальной работы конструкции. К ним можно отнести: пластмассы, синтетические облицовочные материалы, декоративные бумажно-слоистые пластики, пленки на основе полимерных материалов, искусственные кожи, материалы для эластичных оснований, настилочные материалы, пенорезину, винипор и др.
В производстве мебели широко используют металлические элементы, фурнитуру, метизы, стеклоизделия.
Мебель является одной из главных групп изделий прикладного искусства. Простейшие предметы мебели появились уже в первобытном обществе, поэтому на ее эволюции можно проследить техническое и эстетическое развитие обработки древесины в целом.
Еще первобытные люди изготавливали одежду и утварь, оборудовали примитивное жилище, а с приходом общин к оседлости появились условия для изготовления и использования первой примитивной мебели. Формирование и развитие ее шло постепенно, вместе с эволюцией общества.
Первый значительный стиль в мебели появился в Древнем Египте. Впервые появилась мебель для сидения, были распространены сундуки и ларцы. Переходной формой к более сложным изделиям явился комод для хранения одежды и домашних вещей.
Мебель Древнего Рима отличалась великолепием и роскошью. Применялась резьба, гравировка, роспись, позолота. Ярким проявлением романского стиля стал сундук, который в конце XII в. стал заменяться шкафом.
Последующий готический стиль (XII−XIV вв.) возник на основе античных форм, но был значительно усовершенствованным.
Эпоха Возрождения и одноименный стиль способствовали дальнейшему совершенствованию конструкций и форм мебели. Для ее украшения использовалась резьба.
В стиле барокко, зародившемся в Италии в конце XVI в. нашли отражение различные общественные идеалы XVI в. Использовалась лепка, роспись, скульптура, позолота.
Барокко продолжил стиль рококо, как бы уменьшенное, утонченное барокко.
Пришедший ему на смену стиль классицизм, вновь обратился к античности, особенно в декоре. Искривленные гнутые ножки выпрямились, изделия стали ясными и спокойными, в основу их композиции легла симметрия. Принцип классицизма активно используется и в современной мебели.
Завершением классицизма стал ампир, который активно использовал архитектурно-декоративные мотивы античности, особенно императорского Рима.
Мебель прошлого века более скромная. Стиль начала века – бидермейер. С этой поры мебель перестала быть украшением.
Конец XIX−начало XX в ознаменовались новым стилем-модерном. Модерн быстро обнаружил признаки усталости и был вытеснен новым стилем-конструктивизмом (20−70-е) годы. В основе его была рациональная конструкция, очищенная от декора.
Стилевые особенности мебели 70-х годов вполне соответствовали архитектуре массового жилищного строительства, в частности панельному индустриальному домостроению, при котором строительная площадка превратилась в монтажную. В 80−х годах впервые в ассортименте появилась мебель из натуральной древесины хвойных пород, наборы мебели с гнутоклееными деталями из шпона, которые раньше в основном для стульев и кресел.
Мебель для спальной комнаты, изготовленная различными производителями и различных стилевых направлений, показана на рисунках 1−8.
Рисунок 1.1 – Спальня «Hover»
Рисунок 1.8 – Спальня «Фараон»
Рисунок 1.2 – Спальня «Svetlana»
Рисунок 1.3 – Спальня «Венера»
Рисунок 1.4 –Спальня «Вера»
Рисунок 1.5 – Спальня «Japon»
Рисунок 1.6 – Спальня «Yuliya»
Рисунок 1.7 – Спальня «Марсель»