МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ РЕЧЕВОЙ КАРТЫ




№п. Наименование раздела речевой карты Параметры Характеристика Вывод
I Паспортные (анкетные) данные Фамилия, имя ребенка (№гр.) Дата рождения Возраст на момент обследования (указ кол-во лет и мес.) Дата обследования Откуда поступил; куда (логопедическая группа, логопункт: дата, номер протокола ПМПК, от какого числа: заключение районной ПМПК) Домашний адрес, телефон Данные о родителях (ФИО матери и отца, возраст на момент родов) № группы    
II Анамнестические данные Общий анамнез Наследственные заболевания матери, отца, ближайших родственников   наличие нарушений речи, нервно-психических заболеваний     Пренатальный, натальный, постнатальный периоды протекали с отклонениями, без отклонений   N, с задержкой
От какой беременности ребенок  
Характер беременности токсикоз (в 1-ю и 2-ю половину беременности), хронические заболевания, их обострение во время беременности (болезни сердца и сосудов, гипертоническая болезнь, диабет и другие эндокринные заболевания, аппендицит и другие воспалительные заболевания органов брюшины, холецистит, желчнокаменная болезнь), инфекционные болезни, вирусные заболевания матери (опасны грипп, краснуха), нарушения питания матери.
Роды быстрые, стремительные, обезвоженные, недоношенный плод (предрасположен к родовой травме и внутричерепным кровоизлияниям
Стимуляция механическая, химическая, электростимуляция
Крик был, нет
Асфиксия белая, синяя
Вес и рост ребенка при рождении  
  Раннее психомоторное развитие Удержание голова (с 2 мес.) Ползает (с 5 мес.) Сидит (к 7 мес.) Ходит (12-15 мес.) Первые зубы (6-8 мес.)  
  Правша, левша, амбидекстр
Характер моторики излишне подвижен, не координирован в движениях, двигательно беспокоен, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений
Перенесенные заболевания до 1 года; после 1 года Инфекции Ушибы и травмы головы Судороги при высокой температуре  
Раннее речевое развитие Гуление (2-3 мес.), характер гуления   Лепет (4-8 мес.), характер лепета: Первые слова (1 г.), их характеристика:   Первая фраза (1,5 –2 г.) длительность звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки звуковой, слоговой усеченные, состоящие из одного слога, итеративная структура, звукоподражания, количество слов
Речевое развитие Без особенностей; шло с особенностями, скачкообразно, с перерывами, постепенно; причины и время отклонения в развитии
Речевая среда дефицит речевого общения, норма  
Занятия с логопедом нет, где, когда, результат  
III Данные о физическом и психическом здоровье ребенка Соматическое здоровье, состояние органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата (заключения специалистов и рекомендации: педиатр, невролог, психиатр, отоларинголог, офтальмолог, хирург, ортопед, психолог,дефектолог) Наличие/отсутствие заболеваний
Интеллект (состояние психической сферы: восприятие, память, мышление, воображение) Соответствует возрасту, ниже нормы
IV 1. Строение органов артикуляционного аппарата (размер; целостность; отклонения в строении, которые могут обусловливать дефекты звукопроизношения Губы естественной толщины, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы (частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя, послеоперационные рубцы).   Строение артикуляционного аппарата без особенностей; без отклонений в строении   при наличии нарушения указать его характер
Зубы Комплектация   Величина зубов Положение зубов полная, неполная (отсутствие всех зубов, передних, боковых, верхних, нижних зубов; сломан верхний, нижний зуб); сверхомплектность норма, макродентия, микродентия правильное, неправильное (редкие, дистопия, диастема
Прикус физиологический, дистальный, мезиальный, глубокий, переднеоткрытый, открытый боковой (односторонний, двухсторонний), перекрестный..
Язык Размер Положение:   нормальный, макроглоссия, микроглоссия, аглоссия; нормальное, оттянут кзади, частично выходит из ротовой полости, неположен посередине (отклоняется вправо, отклоняется влево)
Подъязычная уздечка нормальная, укорочена, натянутая, приращенная, наличие послеоперационного узла.
Мягкое небо нормальное, укороченное, отсутствует Uvula, девиация Uvula, раздвоение Uvula, нарушена функция смыкания, рубцовые изменения, носовые полипы, аденоиды, искривление носовой перегородки, срастание мягкого неба (с дужками, с миндалинами, с задней стенкой глотки), увеличение глоточной непарной миндалины
Твердое небо естественной высоты, куполообразное, уплощенное, готическое; расщелина, расщелина твердого неба и альвеолярного отростка, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная щель.
Артикуляционная моторикахарактер, степень выраженности, в состоянии покоя, при двигательных нагрузках; каких органов артикуляции, с какой стороны мимическая моторика сохранна, амимичность, недостаточная подвижность отдельных мимических мышц (лба, глаз, щек, губ), моторная напряженность, синкинезии, сглаженность носогубных складок (правой, левой, обеих), тики, уголки рта несимметричны) двигательные функции сохранны: наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса   Движения выполняются в полном объеме, правильно; истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, удержание позы не удается; движения не выполняются
двигательная функция губ и языка     норма, односторонняя паретичность губ, смыкание губ с одной стороны, цианоз кончика языка, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация, тремор, девиация языка (влево,вправо
  точность движений сохранна, нарушена, гипометрия, гиперметрия
темп движений нормальный, медленный, быстрый, истощаемость движений
тонус сохранный, повышенный, пониженный), переключаемость движений (нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений, невозможна), движения не выполняются, судороги (клонические, тонические, клоно-тонические, тоно-клонические
Двигательная функция мягкого неба правильность выполнения; наличие содружественных движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов; малая активность небной занавески; движение не удается
Просодическая сторона речи Голос Тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый. Просодическая сторона речи отклонений не имеет; без особенностей;   сформирована с нарушениями голоса и т.д. (указать характер нарушения);
Темп речи норма, замедленный, ускоренный, нестабильный, запинки
Ритм речи без нарушений, неадекватная паузация, скандированность, дисритмия
Мелодико-интонационная окраска Выразительная, маловыразительная, монотонная.
Дыхание тип дыхания объем направление воздушной струи   смешанное, ключичное, диафрагмальное, грудное нормальной глубины, поверхностное рот, нос, смешанное.  
Речевой выдох достаточный, укороченный, речь на вдох, дыхательные судороги
Звукопроизношение (при произнесении изолированных звуков; при контролируемом произнесении звуков; в спонтанном общении Тип нарушения звукопроизношения   Полиморфное /мономорфное нарушение звукопроизношения Звукопроизношение соответствует возрастной норме; звукопроизношение в пределах возрастной нормы; Звукопроизношение нарушено
характер нарушения: антропофонический дефект (вид искажения); фонологический дефект (отсутствие звука, замена, смешение)
устойчивый или неустойчивый характер проявления недостатков, с чем это может быть связано  
  Слоговая структура слова тип слоговой структуры     характер ошибок многосложные, со стеченьями согласных, малознакомые, количество слогов и из каких слогов состоит, например трехсложные со стечением согласных на границе слогов ассимиляция (уподобление), сокращение стечений согласных, элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление звуков, слогов), антиципации (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов (метатезы), контаминации (соединение слоговых частей двух слов), субституции (замены), субституции, редупликации (удвоение слога), добавление лишнего слога.. очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова; при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец   не нарушена, - негрубые дефекты, - нарушена (указать характер нарушения)
Фонематические процессы (фонематический слух, восприятие, фонематический анализ, синтез, фонематические представления) Тип нарушения различения звуков   Нарушения слуховой, произносительной дифференциации звуков; Фонематические процессы сформированы в соответствии с возрастом; сохранны;   Фонематический слух не развит, развит недостаточно, (грубо) нарушен; навыки звукового анализа соответствуют возрасту; сформированы недостаточно. несформированы
Виды нарушений различения звуков Полиморфные, мономорфные; односторонние, двусторонние; постоянные непостоянные; однообразные разнообразные;
Признаки смешения звуков По глухости-звонкости; мягкости-твердости; по месту образования, по способу образования;
Характер смешения, какие факторы ухудшают различение оппозиционных звуков устойчивый или неустойчивый; (зависимость от языкового и неязыкового контекста)
2. Импрессивная сторона речи Нулевой – ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирурует на свое имя, реже на интонации запрещения и поощерения. Ситуативный – понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, ноне различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо ему знакомых. Номинативный – хорошо ориентируется в названиях предметов (предметная картинка), но с трудом ориентируется в названиях действий (сюжетная картинка). Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей. Предикативный – знаем много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий (по сюжетной картинке), различает значения нескольких первообразных предлогов (в, на, около). Не различает грамматических форм слов. Расчлененный – различает изменения значений, вносимых отдельными частями словами-флексиями, приставками, суффиксами. Импрессивная речь сформирована; сформирована недостаточна.  
Экспрессивная сторона речи Лексика объем     соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы, ограничен лепетными словами, ограничен бытовой лексикой     Словарный запас достаточный; соответствует возрастной норме, в пределах возрастной нормы; (значительно) ниже возрастной нормы, ограничен лепетными словами, ограничен бытовой лексикой; резко ограничен, находится на обиходно-бытовом уровне;
представленность в словарном запасе различных морфологических категорий существительных, глаголов, прилагательных, наречий (преимущественно представлена конкретная бытовая лексика, преимущественно использует глагольную лексику, незначительный объем прилагательных, наречий и др.
соотношение активного и пассивного словаря с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принцип (какому?)
трудности актуализации словаря  
уровень сформированности обобщающей функции слова наличие бытовых обобщающих понятий, использование слова в переносном значении; использование многозначных слов; усвоение терминологической лексики в соответствии с программой
Грамматический строй речи тип предложения отсутствует, назывное, простое нерас пространенное, простое распространенное, сложносочинен ное, сложноподчиненное, с однородными членами, ослож ненное причастными и деепричастными оборотами; исполь зуются разнообразные виды предложения адекватш замыслу   Сформирован в соответствии с возрастной нормой; отмечаются - негрубые нарушения -аграмматизмы (морфологические, структурные)
развернутость предложения длина в среднем
характер аграмматизма (при его наличии) морфологические аграмматизмы; структурные аграмматизмы
степень выраженности аграмматизма отсутствие грамматических форм, начатки грамматической оформления, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый аграмматизм, негрубый аграмматизм, отдельные аграмматизмы (какие?), неустойчивые ошибки
Связная речь вид задания составление связного рассказа по серии картинок, по картинке, с опорой на реальный предмет или ситуацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; на заданную тему; по жанру: повествование, описание Соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована; на низком уровне, на среднем, высоком уровне.
самостоятельность выполнения выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения); составил по вопросам; не смог составить
степень развернутости примерное количество предложений
тематичность рассказ соответствует избранной или предложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью
связность в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи — союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями — присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п
последовательность и логичность рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; части рассказа или предложения расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой
V Логопедическое заключение (2 составные части) психолого-педагогическое     Общее недоразвитие речи (I,II,III) уровня (ОНР); фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН): фонематическое недоразвитие речи (ФмН); фонетическое недоразвитие речи (ФН); системное недоразвитие речи. Пример: фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами (ФФН, МДР)
клинико-педагогическое Дислалия, МДР (минимальные дизартрические расстройства); заикание; ринолалия; алалия; - тахилалия; брадилалия; афония; дисфония


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: