Методика профессионального консультирования




“Методика профессионального консультирования” 1. Основные принципы работы профконсультанта2. Схема профконсультирования3. Профконсультирование в школе4. Индивидуальное профконсультирование 5. Групповое профконсультирование 1. Основные принципы работы профконсультанта Профконсультирование является специальной деятельностью по оказанию помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального обучения, трудоустройством, сменой сферы деятельности. Профконсультант может реально помочь прежде всего в решении проблемы выбора профессии и в определении профиля профессионального обучения. Для большинства клиентов службы занятости актуальны также проблемы психологической и социальной адаптации. Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство консультанта – развивающим или разрушающим личность клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:1. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.2. Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования.3. Добровольность. Клиент участвует в профконсультации по собственномужеланию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом(тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин. 4. Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом впроцессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному илислучайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласияконсультируемого и если это соответствует его интересам. 5. Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение попроблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости. Профконсультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоятельность консультируемого в принятии им решения. Суждения и оценки профконсультанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решения. 6. Позитивный эффект. Профконсультант интерпретирует полученныерезультаты с позиции соответствия индивидуально-психологическихособенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспективее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание навозможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковуюактивность. 7. Лояльность. Профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересыконсультируемого, даже не соответствующие интересам службы занятости,являются приоритетными. В общении с любым клиентом профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своегоэмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему. Схема профконсультирования Схема процесса профконсультирования может быть следующей: Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе –составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-инфорационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию. Первый этап. Задача консультанта – помочь клиенту сформулировать своюпрофконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазамиклиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяетуспешность всей консультации. В самом начале встречи консультант долженпредставиться. С самого начала консультации необходимо позаботиться одружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта склиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам, а также вербальную культуру. Далее консультант оценивает исходную ситуацию по следующим позициям:. Клиент: в чем заключается его проблема, как он относится к консультации и профконсультанту, в каком состоянии находится, каков может быть внутренний мотив обращения к консультанту.. Условия: организационные, временные, информационная и методическая оснащенность.. Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и компетентности относительно данной ситуации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента.Если контакт с консультируемым не получается, можно использоватьнесложные методики, например ДДО, "Карту интересов", конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентов рекомендуется создать условия, способствующие переживанию успеха, с помощью заданий на сообразительность, внимание. Второй этап. Основная задача – выдвижение профконсультационнойгипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста иуточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение путисовместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшейконсультации, коррекция условий ее проведения. При этом он может удлинитьвремя беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречамиуточнить или получить необходимую информацию. Третий этап. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цельданной консультации (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этаппредполагает равную степень активности. Консультант помогает клиентувзглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровнеобъяснить ему необходимые понятия. Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятсядостичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной,диагностической или формирующей). Важно показать клиенту, что он и самнемало знает. Применяются не только психодиагностические методики, но инаблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценка.Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр. Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итоговконсультации (окончательных или промежуточных). Консультируемогоспрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются путидальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенныйвариант профессионального плана. В том случае, если обратная связь сконсультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-то этапе он совершил ошибку. При выходе из контакта желательно отметитьположительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразитьнадежду на удачное профессиональное будущее клиента. Завершается консультация протоколированием следующих сведений: 1. анкетные данные; 2. общие выводы по предварительным данным; 3. первоначальное понимание клиентом своей проблемы; 4. гипотеза профконсультанта; 5. совместно конкретизированная цель и шаги, предпринятые для её достижения; 6. итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом; 7. примечание. Конечно, эта схема носит общий характер, и должна “настраиваться”согласно ситуации. Профконсультирование в школе Развивающая (активизирующая) профконсультация не исключает активностисамого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, в отличие отдирективной профконсультации. Основной её целью является активизацияпроцесса формирования психологической готовности учащегося кпрофессиональному самоопределению, которая должна быть включена в учебно-воспитательный процесс. Развивающая профконсультация подразумевает работу с учащимися разного возраста. Главный момент в ней – перенесение акцента сакта выбора профессии на подготовку к ней путём правильной оценки природныхособенностей и направленного формирования необходимых качеств, свойствличности.Следующий принцип развивающей профконсультации – это реализация новогоподхода к использованию и интерпретации психодиагностических методик. Ещёодин принцип состоит в отказе от наращивания арсенала методикпсиходиагностики и сосредоточения основного внимания на разработке иприменении специальных коррекционных программ и систем психотренировок.Наконец, реализация принципов сотрудничества консультанта сконсультируемым путём гуманистического подхода к профконсультированию.Успех профконсультации во многом зависит от того, удастся ли наладить сучащимся доверительные отношения. Неприемлемы давление, директивный тон и навязывание собственного мнения. Профконсультант должен делать акцент наобъяснении того, что выбор профессии будет правильным тогда и только тогда,когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествовала кропотливаяработа по самопознанию и изучению мира профессий. Для грамотного построения профконсультационной работы консультантдолжен разбираться в особенностях и тенденциях мира современных профессий,обладать знаниями о закономерностях формирования способностей исклонностей, владеть методиками психодиагностики, отчётливо представлятьсебе роль природного и приобретённого в профессиональном самоопределении,владеть методиками коррекционной работы. Для учащихся хорошо зарекомендовала следующая схема консультирования:1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.2. Формирование образа “идеальной” профессии.3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в видевозможных вариантов профессий.4. Анализ психологических портретов реальных профессий.5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладенияпрофессией. Теперь рассмотрим некоторые направления работы профконсультанта вусловиях современной школы. У учащихся старших классов есть выраженная потребность посоветоватьсяс психологом о своём профессиональном выборе. В зависимости от степениразвития их профессиональных планов и уровня развития способностейпрофконсультант намечает стратегию проведения консультации. Для однихдостаточно две-три беседы и краткое диагностическое обследование, чтобы принять решение о выборе профессии и начать подготовку к ней. Для другихтребуется углубленное обследование и многократные консультации, чтобыподойти к этому решению. Поэтому психолог должен начать изучениепрофессиональных намерений учащихся с 7-го класса; а начиная с 8-го классаследует проводить индивидуальные консультации с теми, кто планирует после 9-го класса продолжить обучение в техникуме или колледже. До началаиндивидуальных профконсультаций надо провести изучение профессиональных намерений и уровня развития некоторых способностей у школьников.Очевидно, что учащиеся, имеющие выраженные профессиональные интересыи достаточно устойчивый профессиональный план, в наименьшей степенинуждаются в помощи профконсультанта, и их консультируют только в случаесамостоятельного обращения к психологу. Подмечено, что такие учащиесяобращаются к профконсультанту за получением подтверждения правильности уже совершённого выбора.Работа с менее успешными в этом плане учащимися не ограничиваетсянесколькими консультациями. Прежде всего психологу следует выявить ихинтересы и склонности, примерно очертить круг интересующих их профессий исформулировать рекомендации по ознакомлению с ними. Профконсультант может наметить план углубленного изучения учащимся интересующих профессий, в который входит ознакомление с профессиографической литературой, консультации с сотрудниками центра профориентации, а также профессионалами.В результате этой работы у одних учащихся произойдёт укреплениепрофессиональных планов, а у других может произойти изменение их намерений.Эта работа активизирует учащихся, даёт им возможность приобретать опыт,осваивать алгоритм ознакомления с профессией.По окончании этого этапа профконсультант приступает диагностической икоррекционной работе. Подбор методов диагностики должен опираться наадекватное понимание профессиональной деятельности: понимание содержанияпрофессии как совокупности требуемых знаний, умений и навыков, целейдеятельности и т.д., плюс определённых требований к психике (т.е. скорости,темпу и интенсивности протекания психофизиологических процессов).Соответственно, в каждом индивидуальном случае углубленное психодиагностическое обследование должно вестись более прицельно, исходя из понимания его проблем и из полученных на предыдущих этапах профконсультации результатов. Если у учащегося не обнаружено серьёзных проблем в развитии важных качеств, намечается план самоподготовки и формирования требуемых способностей, предлагается система психотренировок (развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления и т.п.), а затем производятся обстоятельное обсуждение с учащимися их достижений, возникающих сложностей и путей их преодоления.В целом вся профконсультационная работа должна строиться так, чтобы издиагностической она превратилась в диагностико-коррекционную. Все этапыконсультации служат одной цели – активизировать учащегося, сформировать унего стремление к самостоятельному выбору профессии с учётом полученных спомощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспективах ихразвития.Завершать профконсультацию может беседа с обсуждением проведённойработы, формулированием рекомендаций, принятием решения о продолжениивыполнения намеченного плана или же о пересмотре первоначально выбранныхсфер деятельности, корректировкой профессиональных намерений и т.д.Конечно, при разных запросах профконсультация может быть проведена либо целиком и полностью, либо без некоторых этапов, например, коррекционной части. Индивидуальное профконсультирование Профконсультирование характеризуется двумя признаками: количествомконсультируемых и целями. По количественному признаку консультации могутбыть индивидуальными и групповыми (размер группы зависит от целейконсультаций и организационных возможностей, но не должен превышать 30человек).Индивидуальная профессиональная консультация как процесс активноговзаимодействия профконсультанта с клиентом с целью оказания помощи врешении проблем профессионального самоопределения является основным видом деятельности консультанта. Главная задача профконсультанта – помочь клиенту сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с выборомпрофессии. Сложность выполнения этой задачи обусловлена тем, что в неймного "неизвестных" слагаемых, ограничений объективного характера,вариантов решений и проверить их правильность можно лишь по истечениинекоторого времени. К тому же сама профессия, как объект выбора, имеетмножество различных признаков. При этом выбирается не столько самапрофессия, сколько способ достижения жизненного успеха. Обычно в рамках одной консультации осуществляются информирование идиагностика, формирующее и коррекционное взаимодействие. Справочно-информационная профконсультация направлена на информирование клиента по следующим вопросам:. интересующие профессии и основные качества, необходимые для работы по ним;. предприятия и организации, где есть вакансии по конкретной профессии;. возможности обучения и переобучения по различным специальностям;. конъюнктура рынка труда;. возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса.Для достижения информационной цели консультант не только снабжаетклиента достаточно полной и достоверной информацией, но и знакомит его со способами получения нужных сведений: какие бывают справочники, как ими пользоваться, какие вопросы задавать специалистам и т.п.Предполагается использование профконсультантом различных справочников,информационных карт, описаний профессий в виде отдельных профессиограмм. А в работе со школьниками профконсультанту могут помочь книги из серии "Мир профессий". Это особенно значимо при профконсультировании молодежи – именно эта категория клиентов имеет меньше возможностей и опыта в получении необходимой информации. Помимо традиционно используемых видов информации в процессе консультирования можно использовать различные информационные материалы развивающего характера. Например, это могут быть различные классификации, упорядочивающие мир профессий, структурирующие и расширяющие информационное поле выбора.В рамках функционального подхода (согласно которому важно не гдеработать, а что делать – творить, описывать, ремонтировать и т.п.) основойклассификации профессий является функция. Например, функция "обслуживающий" объединяет профессии продавца, официанта, адвоката, психолога, проводника, стюардессы. В качестве информационных материалов на разных этапах консультациимогут использоваться различные факты, результаты научных исследований. Диагностический компонент в разном объеме присутствует в любойпрофконсультации. Объектом диагностики могут быть психофизиологические;индивидуально-психологические особенности, социальная и профессиональная направленность консультируемого, мотивационная сфера. Применяя психодиагностические методы, консультант должен руководствоваться принципом необходимости и достаточности для получения такой психологической информации, которая может реально помочь консультируемому в решении его проблем.В профконсультировании основным предметом диагностики в той или инойстепени является профессиональная пригодность. Но, строго говоря, ее нельзяопределить до того, как человек стал занимать соответствующейпрофессиональной деятельностью. Поэтому консультант выявляет только такиеиндивидуальные особенности, которые облегчают освоение профессиональныхдействий, способствуют успешной профессиональной деятельности. Сравнивдостаточно устойчивые особенности консультируемого с требованиями,предъявляемыми некоторыми видами профессий, консультант может помочь ему перестроить или достроить желательные качества.В конечном итоге наиболее ценный эффект в психодиагностическойконсультации состоит в том, что клиент начинает более серьезно задумыватьсяо своих личных качествах, о сложностях проблемы профессионального выбора. Проведение диагностики предполагает обязательное знакомство клиента сее результатами, рекомендации консультанта. После проведения диагностикиврожденных индивидуально-типических свойств психики (психофизиологических, нейродинамических), то есть практически не изменяющихся в течение жизни, консультант может дать рекомендации следующего плана:. как соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологическиевозможности;. от каких профессий следует отказаться, так как их требования несоответствуют психофизиологическим особенностям;. как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратитьего стихийное формирование путем проб и ошибок. Профконсультанту необходимо быть особенно осторожным в выводах ирекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальныхспособностей, так как они могут развиваться при соответствующей мотивации иосуществлении профессиональной деятельности. Если консультант сомневается вналичии достаточного уровня развития некоторых способностей, необходимыхдля успешного овладения профессией, он может предложить консультируемомуспособы психотренировки, направленные на развитие нужного вида внимания,памяти, пространственного мышления и т.п. В данном случаепсиходиагностические методики могут быть использованы в качествекритериального инструмента: с их помощью определяются результаты до началатренировок и после. Такие тренировки дают возможность консультируемымосвоить способы развития необходимых способностей. Консультант долженстремиться придать диагностической работе коррекционный и развивающийхарактер.В процессе индивидуального консультирования консультанту необходимоучитывать представления клиента об уровне развития у него некоторыхиндивидуальных особенностей, необходимых для различных профессий. Прианализе полученных результатов необходимо учитывать, что их достоверностьво многом зависит от способности консультируемого к адекватной самооценке иего уверенности в себе.Прогнозируемая степень удовлетворенности человека его деятельностью вомногом зависит от того, насколько его ожидания соответствуют реальнымособенностям профессии. Одни и те же обстоятельства для разных людей могутиметь совершенно различный личностный смысл. Обмануться в своих ожиданиях легче всего в молодом возрасте.Коррекционная работа профконсультанта проводится на уровнепрофессиональных предпочтений, ожиданий, представлений о профессиональных перспективах консультируемого, некоторых социальных установок, онавключается в процесс консультирования и не имеет определенного алгоритма.Одно из ключевых направлений в профконсультировании клиентов службызанятости (особенно молодежи) – содействие формированию жизненнойперспективы, осознанию образа будущего. Это требует от консультанта болееширокого взгляда на ситуацию клиента, анализа выбора профессии как первогозвена в цепочке последовательных жизненных выборов, связанных с работой,созданием семьи, социальным продвижение материальным благосостоянием идуховным развитием. Задача консультанта – помочь клиенту оценить ближайшие жизненные планы с точки зрения долговременных целей и ожиданий, касающихся не только профессиональной, но и других сфер жизни. Ядром жизненной перспективы являются ценностные ориентации, жизненные цели и жизненные планы. Консультируемому необходимо понять различие между этими понятиями и их взаимосвязь, согласовать их при формировании жизненной перспективы. Для того чтобы определиться в ценностных ориентациях, необходимоответить на вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия длядостижения успеха, на что в первую очередь направить свою энергию. Есликлиент уже сделал выбор, следует рассмотреть, какие перспективы открываетданная профессия в других значимых для него сферах жизни. Молодежь,например, наиболее подвержена воздействию стереотипов и часто планируетсвое будущее, не учитывая индивидуальные ценности, по принципу “то, чтохорошо для всех, хорошо и для меня”. В ходе консультирования необходимо обращать внимание не только напротиворечивость, но и на сформированность иерархии ценностных ориентаций.Если равные по значимости ценности конкурируют, клиенту трудно определитьочередность и направленность своих действий. Следующий шаг в построении жизненной перспективы – постановка жизненных целей: что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто.Консультируемому нужно представлять не только направление своейдеятельности, но и идеальный результат в виде определенного события. Целиоцениваются с точки зрения конкретности и соответствия способностям ивозможностям. Жизненные планы – ответ на вопрос: какими средствами и вкакие конкретные сроки можно реализовать поставленные цели. Консультантможет оценить перспективу клиента по следующим критериям:продолжительность, реалистичность, оптимистичность, согласованность,дифференцированность. Продолжительность определяется по тому, насколькодалеко с собой человек заглядывать в будущее. Увеличение продолжительноститесно связано с повышением общей удовлетворенности жизнью. Реалистичностьвыражается в способности разделять реальность и фантазию в представлениях обудущем и направлять усилия на то, что достижимо в действительности.Оптимистичность определяется соотношением положительных и отрицательных прогнозов консультируемого относительно своего будущего, а также степенью уверенности, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки.Оптимистичность зависит от уже имеющихся жизненных достижений.Согласованность проявляется в том, насколько будущие события связаны спрошлыми и настоящими. Несогласованность характерна для тех, кто переживаетвремя как чрезмерно растянутое. Дифференцированность подразумеваетвыделение в будущем ближайшей и отдаленной перспективы, отдельныхпоследовательных этапов.В ходе профконсультации такое развернутое построение жизненнойперспективы очень трудно реализовать. Учитывая критерии оптимальнойперспективы, консультант может помочь клиенту осознать собственное будущее,оценить имеющиеся планы и, при необходимости, скорректировать их.Профконсультанту не следует “переделывать” клиента на нужный лад впроцессе консультирования. Его задача – выявить данные качества с помощьюдиагностических методов и помочь консультируемому осознать свои проблемы инайти оптимальное решение с учетом своих возможностей. При всемразнообразии форм, методов, приемов, а главное личностных особенностейсамого профконсультанта можно выделить основные типы стратегий и этапыконсультации.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: