Групповое профконсультирование




Групповой профконсультацией является любая форма по оказаниюпрофориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта сгруппой. Такие консультации традиционно используются в профориентациишкольников, но они не являются типичными для деятельности служб занятости.Однако вследствие увеличения количества молодежи, обращающейся в центры занятости, а также усиления профориентационной работы с учащимися,проводимой центрами профориентации совместно со школами, групповаяконсультация может стать перспективным направлением работы с молодежью. Групповая консультация имеет свои преимущества. Она позволяет экономитьвремя консультанта в тех видах деятельности, которые не требуютобязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных оконсультируемых, некоторые виды диагностики). Групповая профконсультацияэффективна как средство профессионального просвещения и информирования, дляповышения уровня психологической компетентности в вопросах выбора профессиии поиска работы. Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет определенныетребования к профконсультанту: он должен иметь навыки с группой, ораторскиеспособности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории,поддерживать интерес слушателей. Группы могут включать: учебный класс, если инициатора веденияконсультации является школа или другое учебное заведение; клиентов службызанятости с примерно одинаковым уровнем информированности в сферепрофессиональной деятельности; клиентов, с которыми проводится первичнаяпрофконсультация для подготовки к индивидуальной консультации, или тренинг. По целевому признаку консультации могут быть справочно-информационными,диагностическими, медико-психологическими, корректирующими, развивающими,формирующими. Поскольку профконсультант в ходе консультации решает, какправило, не одну, а несколько задач, такое разделение имеет условныйхарактер. Справочно-информационная консультация выполняет прежде всего функциюпросвещения клиента по основным вопросам выбора профессии,профессионального обучения и трудоустройства. Традиционно в практике профориентации в ходе групповых консультацийклиенты получают информацию по следующим темам: “Мир профессий”(многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам иуровням труда), “Человек и профессия” (понятия профессия, специальность,должность; требования профессии к человеку; характеристика слагаемыхуспешного выбора; типичные ошибки выбора профессии), “Здоровье и выборпрофессий” и др. При подготовке информационной консультации надо учитывать, чтоинформация воспринимается наиболее продуктивно первые 10 – 15 минут(оптимальная продолжительность консультации – 45 минут). Поэтому наиболееважные, ключевые понятия, сведения установочного характера следует давать вначале консультации. Затем желательно использовать более активные формыподачи информации: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками,схемами, карточками-заданиями); решение проблемных ситуаций; введениеэлементов диагностики. На информационную ценность групповых консультацийсущественно влияет участие в них представителей предприятий, специалистовразличного профиля, способных дать информацию “из первых рук”. На заключительном этапе информационной консультации необходимопредоставить слушателям возможность задать интересующие их вопросы. Приподготовке информационных консультаций может быть использована научно-популярная и методическая литература. Диагностическая групповая консультация наиболее подходит для выполненияследующих задач: определения сформированности профессиональных плановклиента; выявления уровня информированности в профессиональной сфере;изучения потребностно-мотивационной сферы консультируемых, их интересов,склонностей, мотивов выбора профессии; установления отдельныхпрофессионально важных качеств (если группа подобрана по признакуориентации на одну и ту же профессию либо на профессии сходногопсихологического профиля). Однако возможности диагностики в условиях групповой консультациидовольно ограничены. Специфика групповой диагностики в большинстве случаевисключает интерпретацию индивидуальных результатов и рекомендации каждомуконкретному клиенту. При проведении групповой диагностики важноиспользовать только те методы, которые отвечают требованию надежности ирекомендованы для работы. Вопросы и задания должны быть понятными дляконсультируемых, инструкции – четкими, не допускающими разночтений. Приподборе методов следует отдавать предпочтение тем, которые допускаютсамостоятельную обработку и первоначальную интерпретацию результатов.Желательно, чтобы продолжительность собственно диагностики не превышала 20минут, иначе на результатах может сказаться утомление, снижение внимания. При организации групповой диагностической консультации следуетобеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия (предварительнопроветренное помещение, достаточную освещенность, места, удобные дляписьменной работы и т.п.). Численность группы зависит от сложностидиагностической процедуры. Оптимальное количество консультируемых 12 – 15человек. Групповая диагностическая консультация включает три этапа. На первомпрофконсультант объясняет цель консультации,. Второй этап – проведениесобственно диагностической процедуры. Консультируемым объясняют правилазаполнения анкет относительно выполнения психодиагностических методик иинструктируют их. После завершения работы консультант помогает клиентуподсчитать результаты. На заключительном этапе полученные результатыинтерпретируются с позиции успешности учебной и профессиональнодеятельности. По мере возможности даются рекомендации общего плана. Чтобы определить сформированность профессиональных планов, обычноиспользуется метод анкетирования. Для планирования дальнейшей работы смолодыми клиентами, обращающимися в службу занятости, необходимо получитьследующие сведения: выбрана ли профессия, что повлияло на выбор, обоснованли он знаниями профессии, соответствует ли она интересам и способностям,состоянию здоровья консультируемого, поддерживает ли его окружение этотвыбор. В групповой консультации диагностика может быть элементомпсихологического просвещения, направленного на формирование образа "Я",представления о себе как личности и субъекте профессиональной деятельности.Такая консультация может затрагивать различные психологические проблемы,связанные с профессиональной деятельностью. Для изучения интересов,склонностей, мотивов выбора профессии оптантов в ходе групповойконсультации используются известные методики: "Карта интересов","Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО), опросник профессиональнойготовности (ОПГ). Диагностика отдельных профессионально важных качеств проводится вгруппах консультируемых, имеющих однородную профессиональнуюнаправленность. Профконсультант знакомит аудиторию с профессиограммойинтересующей профессии, дает характеристику важных для нее качеств(психограмму) и предлагает консультируемым проверить у себя уровеньразвития некоторых наиболее важных из них. Например, группеконсультируемых, ориентированных на операторские профессии, можнопредложить проверить объем кратковременной памяти, устойчивость ираспределение внимания. Если у кого-то получились низкие результаты,профконсультанту следует смягчить ситуацию, предостеречь от поспешныхвыводов о профессиональной непригодности, пригласить на индивидуальнуюконсультацию. Развивающая групповая консультация предусматривает применение активныхметодов работы в группе. К ним относятся имитационные и карточныепрофориентационные игры, использование элементов социально-психологическоготренинга, психотехнические игры и упражнения. Имитационные игры моделируют профессиональную деятельность, давая темсамым возможность проиграть социальные и профессиональные отношения, чтоособенно важно в юношеском возрасте, когда реальный опыт еще невелик. Такаяформа работы создает условия для самоанализа и осознания своего отношения кпрофессии. Наиболее доступны для проведения игры, моделирующие профессиитипа "человек – человек". От профконсультанта как ведущего требуетсяартистичность, готовность к импровизации, тактичность по отношению кучастникам, хорошее распределен внимания для контроля излишней активностиили пассивности отдельных консультируемых. Игра обязательно завершаетсяобсуждением, в ходе которого устанавливается обратная связь участников сведущим и группой, консультируемые анализируют, в каких ситуациях возникализатруднения, какие психологические качества способствовали, а какие мешаливыполнению задачи. Использование в процессе групповой консультации элементов социально-психологического тренинга, ролевых игр и упражнений стимулирует интересучастников к проблеме профессионального выбора, позволяет им лучше узнатьсамих себя, свои возможности, способности, осознать мотивы поведения,повысить психологическую культуру, овладеть новыми способами общения.Наиболее эффективным методом решения этих задач является тренингпрофессионального самоопределения, но он требует специальнойпрофессиональной подготовки психологов, ведущих тренинг. Вместе с играми и упражнениями консультант может использоватьразвивающий потенциал диагностических методик, особенно направленных наисследование познавательных свойств. Выбор конкретных развивающих процедурзависит от личностных возможностей и склонностей профконсультанта. Однаколюбую процедуру желательно завершать обсуждением, чтобы участники моглисравнить свои эмоциональные переживания и поведение с эмоциями и поведениемдругих участников, что способствует развитию адекватной самооценки. Использованная литература:1. Е. Климов. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.2. Е. Климов. Памятка профконсультанту.3. Е. Головаха. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.4. Сборник психодиагностических методик для проведения профессиональной консультации.5. Основы психодиагностики.6. Профессиональная консультация школьников.7. Тигер, Бэррон-Тигер. Делай то, для чего ты рождён.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: