Чиновничество
В России. XIX век.
Написал: Газукин Андрей
Проверил:
Санкт-Петербург 1998 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................................................................... 3
Обоснование выбора темы...................................................................................................................................... 3
Историография.............................................................................................................................................................. 4
Первые штрихи к теме................................................................................................................................................ 6
Чиновничество......................................................................................................................................................... 7
Выводы и обобщения по теме................................................................................................................... 19
Используемая литература........................................................................................................................... 20
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование выбора темы.
Написанная мной работа в прошлом году была лишь поверхностным отражением проблемы чиновничества в России, поэтому мне необходимо было развить ее. Я постарался углубить свою работу, более подробно разбирая все стороны жизни и работы чиновников. Тем более тема чиновничества в России была всегда актуальной и многие ученые и историки занимались этой проблемой. Мне тоже хотелось бы внести свой вклад в развитие этой темы. Далее я не собираюсь оставить свою работу и остановиться на достигнутых результатах, в моих планах продолжение работы над этим вопросом. Непосредственное участие моего отца в государственной службе тоже оказало влияние на мой выбор.
Итак, благодаря вышеперечисленным причинам Вы можете читать мою, надеюсь, улучшенную работу.
|
Историография
По изучаемой мной теме нет большого количества литературы, которая посвящалась бы именно ей. Но есть достаточно много работ, посвященных проблемам самодержавия и различных аспектов жизни дворянства, в которых имеются некоторые сведения о российском чиновничестве в XIX веке.
Чиновничество в этих работах предстает как отдельная каста, которая самым непосредственным образом влияла на решение вопросов внутренней и внешней политики.
В основном эти работы относятся к 1960-1970-м годам, так что сведения, содержащиеся в них, возможно, могли быть отражены не совсем верно. Негативные моменты могли быть преувеличены, а положительные преуменьшены.
В своей книге «Российское самодержавие в конце XIX века» П.А. Зайончковский обращался к вопросу о сословном происхождении и имущественном положении высшей бюрократии, т.е. лиц, занимавших руководящие должности в государственном управлении. А в работе «Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880 годов» указывает, что одной из первых мер были предложения по очищению государственного аппарата от различных «либеральствующих» элементов, позволяющих себе критику правительства. Это говорило о непопулярности правительственной политики и об отношении к лицам, осуществляющим эту политику.
В свою очередь Ю.Б. Соловьев в книге «Самодержавие и дворянство в конце XIX века» показывал малую приспособленность аппарата самодержавия не только по своему устройству, но и по принципу действия для быстрого и оперативного решения проблем, которыми ему приходилось заниматься и которые его не занимали. Во всем сказывался мелкочиновничий подход, повсюду давали себя знать гипертрофированный бюрократизм, безразличие к делу.
|
В статье А.П. Корелина «Российское дворянство и его сословная организация (1961-1904 гг.)» показаны через призму дворянского корпоративного устройства основные тенденции эволюции высшего российского сословия и форм его классовой организации в период от падения крепостного права до начала первой русской революции.
А в учебнике С.В. Юшкова «История государства и права СССР» коротко отразил практически все стороны жизни и деятельности чиновничества XIX века.
Таким образом в своей работе я постарался использовать труды, посвященные как чиновничеству вообще, так и отдельным аспектам их жизни и деятельности.
Первые штрихи к теме
Изучение состояния государственного аппарата России, особенно категории лиц, обслуживавших нужды государства, начиная от высшей бюрократии и заканчивая рядовыми полицейскими или низшими служителями различных ведомств, имеет бесспорно большое научное значение.
Высшее и среднее звено государственного аппарата представляется чиновничеством, т.е. лицами, состоящими на государственной службе и имеющими классный чин.
В своей работе я постараюсь рассказать об условиях жизни чиновников, денежном содержании, бюджете, внешнем виде, а также о численности чиновничества на протяжении XIX века.
В понятие «чиновничество» включается собственно чиновничество, т.е. лица, имеющие классный чин и состоящие на службе в государственных учреждениях, а также канцелярские служители, занимающие аналогичное положение в правительственном аппарате и впоследствии получавшие классный чин.
|
К этому понятию в широком понимании слова можно отнести и некоторые категории лиц, не состоявших на государственной службе. К ним относятся лица, служившие по выборам в органах крестьянского общественного управления, выполнявшего прямые полицейские функции, а также члены земств и городских органов общественного управления, коль скоро и они, хотя бы частично, выполняли те или иные государственные задания.
Многолетние труды русских историков подтверждают, что немалое влияние на вопросы внутренней политики оказывали чиновники.
Чиновничество
Издание в 1722 году закона, вводившего Табель о рангах, положило начало образованию в России чиновничества как особой группы, наделенной рядом прав и преимуществ. Собственно, введение Табели о рангах явилось своеобразным развитием закона 1682 года об уничтожении местничества. Отныне основной путь получения дворянского звания лежал через службу. Именно с этого момента фактически появляется наряду с поместным служилое дворянство, которое с каждым годом увеличивается.
Табель гражданских чинов устанавливал 14 классов, соответствовавших определенным должностям, однако со временем это соответствие все более и более нарушалось.
С введением Табели занятие любой классной должности в системе государственных учреждений становилось невозможным, если данное лицо не являлось чиновником. Для должностей, стоявших на самых низших ступенях служебной лестницы, игравших «техническую» роль, - канцеляристов, подканцеляристов, копиистов и т.д. - создавался специальный институт канцелярских служителей. Институт канцелярских служителей являлся начальной ступенью чиновной службы, через которую должна была проходить основная масса будущих чиновников. При этом продолжительность пребывания в ней определяло происхождение и образование.
Поступление на службу в гражданское ведомство определялось тремя условиями: сословным происхождением, возрастом, уровнем знаний.[1](«Свод законов Российской империи. Свод учреждений государственных и губернских», СПб., 1832. Во второй статье указа говорилось, что различие вероисповедания или племени не препятствует определению на службу. В последующих изданиях 1842 и 1857 годов имеются указания, что евреи, окончившие российские университеты или академии и получившие степень доктора, могут вступать в учебную службу, но не иначе как с высочайшего разрешения.) По «праву происхождения» вступать в гражданскую службу разрешалось: детям потомственных и личных дворян, детям священников и диаконов как православного, так и униатского вероисповедания, а также детям протестантских пасторов и купцов первой гильдии. Помимо этих категорий разрешалось поступать на службу детям приказных служителей, не имевших чина, а также детям придворных служителей, почтальонов и других низших почтовых служителей, мастеров и подмастерьев фабрик и заводов, «но с тем ограничением, что первые могут быть определены только на места Придворного ведомства, дети почтовых служителей - по Почтовому ведомству, а последние по ведомству Кабинета и Департамента уделов».[2] Все остальные категории населения, как указывалось в пункте 5 «Устава о службе гражданской», не могут поступать на службу. Однако в следующем пункте говорилось: «Запрещение, в статье 5 поставленное, остается без действия, и лица, в оном означенные, получают право вступать в гражданскую службу: 1) когда кто из них по месту воспитания своего приобретет право на классный чин или вообще окончит курс учения в таком заведении, из которого на основании сего устава дозволено принимать в службу независимо от рода и знания; 2) когда кто приобретет порядком, для сего узаконенным, ученую или академическую степень».[3]
Таким образом, сословные рамки несколько расширялись, т.к. по уставу 1804 года доступ в университеты был открыт для лиц всех сословий, а следующий устав 1835 года хотя и ставил своей задачей сделать университеты доступными в основном для детей дворян, но не устанавливал прямого запрещения для поступления в них лиц других сословий, кроме детей крепостных.
Но надо заметить, что даже в наиболее реакционное время (конец 40-х - начало 50-х годов) многие студенты не принадлежали к дворянскому сословию. И данные по факультетам Московского университета - юридическому (наиболее аристократическому по составу) и историко-филологическому (наиболее демократическому) подтверждают это.
Юридический ф-т (в %)
Сословия | 1847г. | 1856г. |
Потомственные дворяне | 59,4 | 68,2 |
Дети чиновников, обер-офицеров, духовенства | 16,2 | 14,8 |
Разночинцы | 15,6 | 11,7 |
Иностранцы и лица, сословная принадлежность которых не установлена | 9,5 | 5,2 |
Историко-филологический ф-т
Сословия | 1847г. | 1856г. |
Потомственные дворяне | 35,4 | 41,2 |
Дети чиновников, обер-офицеров, духовенства | 27,5 | 41,2 |
Разночинцы | 26,3 | 11,2 |
Иностранцы и лица, сословная принадлежность которых не установлена | 10,8 | 6,4 |
Если учесть, что дети чиновников - это дети чиновников низших рангов, а обер-офицерские дети - дети солдат выслужившихся в офицеры, то процент разночинцев будет выше.
Вообще, особенно в начале века, гражданская служба у дворян не считалась почетной. Так, автор книги, посвященной столетию государственной канцелярии, по этому поводу писал: «В понятиях того времени гражданская служба вообще не пользовалась особенным сочувствием, клички «приказный», «чернильная душа», «крапивное семя» и т.п., бывшие в общем употреблении со времен Сумарокова и Фонвизина, наглядно свидетельствовали о пренебрежительном отношении к людям, которым, однако, вверялись важные государственные дела. Для дворянина вступление в ряды чиновников считалось неуместным, и взгляд этот поддерживался иногда указаниями высших правительственных лиц.».
Не располагая точными данными о сословном составе чиновничества, можно составить некоторое представление по сведениям о привлекавшихся к уголовной ответственности за должностные преступления чиновниках. Так, за 19 лет, с 1841 по 1859 год, было привлечено палатами уголовного суда и «равными им местами» 78496 чиновников[4], принадлежащим к самым низшим классам - от XIV до VIII. По сословной принадлежности они подразделялись на следующие группы (в %):
потомственные дворяне.......................17,3
дети личных дворян.............................18,0
дети духовенства................................... 3,4
дети купечества......................................7,4
дети разночинцев.................................53,9
Другая категория чиновников, привлекавшихся к ответственности по должностным преступлениям, судилась в уголовных департаментах Сената. Следовательно, как правило, чины VIII-V классов судились в Сенате. Лица же IV-II классов привлекались к суду в редчайших случаях.4
Число чиновников, привлеченных Сенатом за те же 19 лет, составляло 13481 человек5. По принадлежностям к сословиям они распределялись следующим образом (в %):
потомственные дворяне.......................19,6
дети личных дворян..............................40,3
дети духовенства.....................................6,2
дети купцов.............................................8,3
дети разночинцев..................................25,3
Проанализировав эти данные можно увидеть, что процент личных дворян, т.е. потомственных чиновников, значительно возрастает. С другой стороны, резко уменьшается число разночинцев. Это свидетельствует о том, что чиновники из этой категории не достигали чинов VIII-V классов.
В начале века уровень образования чиновников был крайне низким, что прежде всего, являлось следствием отсутствия сети учебных заведений. Только в 1804 году была создана система высших, средних и низших учебных заведений: университеты, губернские гимназии и уездные училища. Основным видом образования было домашнее, весьма и весьма разнообразное, в большинстве своем сводящееся к знанию грамматики и четырех правил арифметики.
В результате появился указ 6 августа 1809 года «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники».
Тут же проводилась программа испытаний, которым должны были подвергнуться чиновники. Она состояла из четырех разделов: «Науки словесные», «Правоведение», «Науки исторические» и «Науки математические и физические». Требования эти, за исключением раздела «Правоведение», не превышали объема знаний уездных училищ, если не принимать во внимание требование переводить с одного из иностранных языков. Программа по правоведению требовала основательного познания «права естественного, права римского и права частного гражданского с приложением сего к российскому законодательству». Объем знаний по математике и физике был минимален, он включал в себя знания «по крайней мере начальных оснований математики, как-то арифметики с геометрией, и общие сведения в общих частях физики»[5].
Экзамены должны были проводиться особой комиссией, состоящей из ректора университета и трех профессоров. В летнее время, с мая по октябрь, как указывалось в законе, должны были организовываться при университетах курсы для подготовки чиновников к указанным предметам.
Указ 6 августа 1809 года вызвал буквально ужас у чиновничества и лютую ненависть к Сперанскому. Законом об экзаменах на чин были недовольны и широкие круги дворянства.
В 1834 году было издано «Положение о порядке производства в чины по гражданской службе», подразделявшее всех чиновников по образованию на три разряда: а) лиц с высшим образованием, б) со средним, в) лиц, окончивших низшие учебные заведения либо получивших образование на дому. Последним предоставлялась возможность приобрести права I и II разрядов, сдав соответствующие экзамены. Для каждого из разрядов устанавливались различные сроки производства в чины.
Такой порядок существовал до 1856 года, когда вопрос о чинопроизводства был пересмотрен. В этом году большинство Департамента законов решительно высказались за ликвидацию преимуществ при производстве в чин для лиц, получивших образование. Они указывали, что «Положение 1834 года, может быть полезное в свое время, оказывается ныне анахронизмом…».
По образованию чиновники низших классов (X-XIV) в процентном отношении составляли:
I разряд (высшее образование).....………................3,2
II разряд (среднее)...................................................11,3
III разряд (низшее)................................................... 85,5
Говоря о чиновничестве нельзя не отметить, что в XIX веке условия материальной жизни основной массы чиновничества, за исключением высшей его группы, были крайне тяжелыми.
Рассмотрим некоторые данные «Общего штата губернских и уездных присутственных мест», установленного в 1800 году для 35 губерний I разряда и 7 губерний II разряда (Петербургской, Литовской, Выборгской, Курляндской, Эстляндской, Лифляндской, и Иркутской). В этих губерниях устанавливался повышенный оклад. Так, начальники губерний, относящихся к I разряду получали 1800 рублей жалования и 1200 рублей столовых, а II разряда - 2250 рублей жалования и 1800 рублей столовых. Оклады рядовых чиновников представляли собой следующее (в рублях):
По губернским учреждениям
Должность | по I раз. | По II раз. |
Советник IV класса (т.е. коллежский советник) | ||
Губернский прокурор | ||
Асессор VIII класса (т.е. коллежский асессор) | ||
Секретари в губернском правлении и в губернских палатах |
По уездным учреждениям
Должность | по I раз. | по II раз. |
Исправник (IX класса титулярный советник) | ||
Уездный судья (VIII класса коллежский асессор) | ||
Уездный судья (IX класса) | ||
Уездный доктор | ||
Уездный землемер | ||
Уездный лекарь | ||
Лекарский помощник (подлекарь - фельдшер) |
Эти данные, относящиеся, за исключением лекарского помощника, в основном к представителям среднего чиновничества от IV класса (губернаторы) до IX класса, показывают разницу их содержания.
Чтобы показать уровень жизни чиновников, недостаточно привести данные об окладах содержания, важно знать и размер их бюджета.
Так, примерный бюджет столичных чиновников-аристократов представлял собой расходную часть - 1100-1300 рублей, а доходную - 1300-1500 рублей в месяц. Такие бюджеты не типичны, но представляют бесспорный интерес с точки зрения ознакомления с условиями жизни обеспеченного чиновничества. Более типичным является бюджет, где расходная часть - 25-30 рублей, а доходная - 260 рублей в месяц. Это бюджет чиновника не бедствующего, но живущего очень скромно. Основной статьей расходов здесь является оплата за квартиру, представляющую собой каморку за перегородкой со всеми удобствами (отоплением и освещением).
В пореформенный период наблюдается повышение содержания чиновников высших и центральных учреждений. Так Сергей Юльевич Витте получал 22 тысячи рублей[6].
Многие из чиновников, в основном чины с VIII и выше, владели какой-либо собственностью.
Не за все года XIX века есть точные данные о количестве чиновников, а те которые есть составлены на основе данных С.М. Троицкого. Он подразделял эти данные на четыре разряда. К первому из них он относил чиновников I-V классов, ко второму - VI-VIII классов, к третьему - IX-XIV классов и, наконец, к четвертому - канцелярских служителей различных классов (канцеляристов, подканцеляристов, копиистов и т.п.).
В государственных и дворцовых учреждениях в середине 50-х годов XVIII века состояло: по первому разряду - 145, по второму - 562, по третьему - 1344 и по четвертому - 3328 человек, или всего 5379 чиновников[7].Примерно такое же количество чиновников, как и в середине 50-х годов XVIII века, оставалось и в начале XIX века.
О численности чиновников в середине века, вернее с 1847 по 1857 год, существуют точные данные, сохранившиеся в фонде Инспекторского департамента гражданского ведомства. В 1847 году число чиновников составляло 61548 человек. К I классу принадлежал 1 человек, ко II - 40, к III - 166, к IV - 484, к V - 1100, к VI - 1621, к VII - 2588,к VIII - 4671 и к IX-XIV - 50877 человек.
На протяжении 11 лет существования Инспекторского департамента численность чиновников росла из года в год, достигнув к 1857 году 86066 человек.
Такой бурный рост количества чиновников опережал рост населения в стране. Таким образом государственный аппарат в XIX веке рос примерно в 3 раза быстрее, чем население.
Имели чиновники и свою форменную одежду. Но гражданская форменная одежда, установленная реформой 1834 года, «отличалась значительной вычурностью» и «представляла большие затруднения для ношения». Сразу же после своего воцарения Александр II заменяет мундиры французского образца полукафтанами, активнее стали носить в это время также фраки и сюртуки. Девизом мундирной реформы 1855-1856 годов стало «упрощение и удобство». «Большая часть чиновников с такой благодарностью приняла дарованные удобства, как будто давно их ожидала», - говорилось в отчете Канцелярии за 1855 год.
Начальным актом реформы стало утверждение Александром II 9 апреля 1855 года рисунка гражданского вицмундирного полукафтана – с полной юбкой и продольными внутренними карманами по сторонам заднего разреза. При этом он собственноручно подрисовал обшлага: из круглых они стали разрезными, расклешенными[8].
8 марта 1856 года принимается очередное решение по развитию мундирной реформы. Согласно утвержденному Александром II «Описанию изменениям в форме одежды
чинов гражданского ведомства…», парадные мундиры первых трех разрядов заменялись полукафтанами. Ранее установленные пять форм одежды сохранялись.
Хотя в результате реформы 1855-1856 годов гражданские мундиры стали более практичными, сама их система не приобрела простоты.
Система мундиров еще более усложнялась тем, что для государственных служащих, не имевших чинов и не занимавших классных должностей устанавливались специальные формы одежды.
Но все же правильный выбор форменной одежды (кроме повседневной) во многих случаях оказывался настолько сложным, что требовал от чиновников обращения к тексту законов или совету более опытных сослуживцев.
Выводы и обобщения по теме
Данные о положении, численности, составе и внешнем виде чиновничества в XIX веке дают возможность сделать некоторые выводы.
Государственный аппарат на протяжении XIX века чрезвычайно вырос. Число чиновников с учетом роста населения увеличилось почти в 7 раз. Отсюда можно сделать вывод о том, что государственные расходы на содержание различных чиновников сильно выросли, но не только из-за увеличения численности, но и из-за увеличения выплат чиновникам и постоянной смены форменной одежды.
Анализ сословного состава чиновничества указывает, что процент потомственных дворян среди чиновников был невелик - около 20. Это свидетельствовало о пренебрежительном отношении поместного дворянства к государственной службе вообще и к гражданской в особенности. По данным Министерства внутренних дел, в конце 40-х годов около половины всего дворянства (48%) - 122436 человек из 253068 - «никогда не бывали ни в какой службе».
Учреждение Табели о рангах приводит к образованию нового типа потомственного дворянства - служилого, которое к середине века составляло более половины дворян - 148685 из 253068 человек.
Используемая литература
Дубенцов Б.Б. Попытки преобразования организации государственной службы в конце XIX века - «Проблемы отечественной истории». Ч. 1, М.-Л., 1976
Ерошкин Н.П. Самодержавие первой половины XIX века и его политические институты. - «История СССР», 1975, № 14
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. Изд. 2-е. М., 1968
Ерошкин Н.П. Чиновничество. - Советская историческая энциклопедия. Т.1, М., 1976
Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880 годов. М., 1964
Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX века. М., 1970
Корелин А.П. Российское дворянство и его сословная организация. - «История СССР», 1971, № 5
Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в России в конце XIX века. Л., 1973
Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII-XIX веках. Формирование бюрократии. М., 1974
Шепелев Л.Е. Отмененные историей (Чины, звания, титулы Российской империи). Л., 1977
Шепелев Л.Е. «Шляпа должна быть с галуном». Журнал «Родина» 1996 г. стр. 49-52
Юшков С.В. История государства и права СССР. Изд. 4-е. М., 1961
[1] Корелин А.П. Российское дворянство и его сословная организация. – «История СССР», 1971, №5
[2] Там же.
[3] Там же.
4 Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX века. М., 1970
5 Там же.
[5] Ерошкин Е.П. История государственных учреждений дореволюционной России. Изд. 2-е.М,1976
[6] Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880 годов. М., 1970
[7] С. М. Троицкий. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII-XIX веках. Формирование бюрократии, с. 173.
[8] Шепелев Л.Е. Шляпа должна быть с галуном. – «Родина». 1996