I раздел. Понятие политогенеза и его пути развития




План

 

Введение ………………………………………………………………….. 3

I раздел. Понятие политогенеза и его пути развития…………………. 5

1. Восточный путь развития

2. Западный (европейский) путь

3. Интегративный (синтезный) путь

II раздел. Первичные и вторичные государства. Иные пути (модели)

образования государств …………………………………………. 10

III раздел. Три варианта политогенеза по Б.Шантебу ………………... 11

Выводы. ………………………………………………………………….. 12

Список использованной литературы ………………………………… 13

 

Введение

 

Для понимания как природы властного общения вообще, так и специфики современных от ношений между людьми по поводу государственной власти, необходимо коснуться вопроса о се происхождении и публичном характере. Нередко упускается из виду, что политическая власть в се современной форме, как власть государственно-публичная, имеет не такую уж длительную историю (всего около 5 тысячелетий) по сравнению с догосударственными (так называемыми 'потестарными', от позднелатинского 'potestas' - власть) структурами управления и самоорганизации, существовавшими, начиная с появления в эпоху позднего (или верхнего) палеолита около 40 тысяч лет назад кроманьонского человека (Homo Sapiens). Кроме всего прочего, в пользу того, что видовое понятие государственной власти по объему значительно уже, чем родовая категория 'власть', свидетельствуют и новейшие процессы появления на рубеже третьего тысячелетия органов 'надгосударственной' власти в лице законодательных (Европарламент) и исполнительных (Комиссия Европейского Сообщества) институтов, властные полномочия которых распространяются на территорию почти полутора десятка европейских стран. Итак, можно сделать предварительный вывод о том, что в широком смысле категория 'власть' включает в себя и догосударственную (потестарную), и государственную (публичную), а возможно даже и 'надгосударственную' (постгосударственную) формы властной организации людей.

 

 

Актуальность исследования. В исторической науке существует ряд проблем, которые характеризуются актуальностью. Это, прежде всего, проблемы становления и развития государственности, ее исторические, экономические, правовые аспекты, на всем протяжении существования человеческого общества с самого его рождения и до сегодняшних дней.

В современном мире до сих пор бытуют мнения о том, какой же именно путь развития политогенеза наиболее преемлем в данном государстве, да и не только в государстве, а в обществе, в целом. Генезис власти как механизма, регулирующего социальное общение, интересен для анализа природы и феноменологии властных отношений.

 

Объектом данного исследования является анализ политогенеза публичной власти

 

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

 

Целью исследования является определение процесс становления политической организации постпервобытного общества.

 

Задачи исследования, следующие:

 

· Дать определение понятию «политогенез»

· Раскрыть специфику отдельных путей политогенеза

· Изучить характеристику первичных и вторичных государств

· Исследовать иные пути (модели) образования государств

· Разобрать 3 варианта политогенеза, предложенные французским ученым Б.Шантебу

 

Источниками информации для написания работы по теме "Политогенез,как становление публичной власти" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Политогенез" и "власть", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 

I раздел. Понятие политогенеза и его пути развития

 

Термин «политогенез» получил признание в отечественной науке в 1970–80-е годы. Его активно разрабатывал, в частности, Л. Е. Куббель.

 

Не следует отождествлять политогенез с государствогенезом, т.е. с процессом возникновения государства.

 

Политогенез – это некий научный подход, который объясняет возникновение политически организованного общества и государства как этапа развития такого общества.

Существует 2 подхода к политогенезу:

 

1) Традиционный – марксистский вариант. В марксизме политогенез и государствогенез объединяются. Политически организованное общество образуется параллельно с государственно-организованным обществом. Государство возникает вследствие того, что развитие производственных отношений получает частноправовую форму, возникает экономика, основанная на частной собственности, которая, в свою очередь, порождает так называемые антагонистические классы, и государство, так же как и право, возникает в результате непримиримой борьбы между этими классами. То есть, с одной стороны, оно возникает как средство, которое может каким – то образом попытаться примирить классовые противоречия, но основная его задача – все – таки навязать волю господствующего класса, потому что экономически господствующий класс получает и все политические рычаги в свои руки и тем самым становится классом, выражающим правовую волю. Поэтому государство и право возникает вместе с возникновением классов как результат классового антагонизма.

 

2) Современная наука не отождествляет процесс политогенеза с процессом возникновения государства.

Политически организованные общества возникают раньше государства.

Любое общество в силу своей природы вынуждено решать задачу выявления, обеспечения и охраны общественно значимых потребностей, направленных на нормальное биологическое, социальное и духовное воспроизводство человека и самого общества. В исторически первоначальных, т.н. потестарных (догосударственных) обществах упорядочение в этих целях общественных отношений происходило при помощи специфического механизма социального регулирования, важным звеном которого выступала общественная власть. Такая власть, в отличие от любой другой власти в обществе (например, в семье), являлась властью верховной, подчиняющей себе всех членов общества. Она обладала легитимной монополией на применение принуждения к тем, кто нарушал установленные в обществе обязательные правила поведения, хотя еще и не имела для этого специальных органов. Такую власть можно характеризовать как власть публичную. Властные решения, исходившие от потестарной публичной власти, осуществлялись или всем обществом, или уполномоченными на это его представителями. При этом все социально значимые образцы поведения постепенно закреплялись и превращались в обычаи, обязательные для исполнения всеми. Обычаи, определяя права и обязанности, как публичной власти, так и самих членов общества, представляли собой примитивные нормы первобытного (догосударственного) права.

Под политогенезом обычно понимается процесс становления политической организации постпервобытного общества. В результате политогенетических процессов формируется политическая власть, как асимметричное и амбивалентное отношение между управляющими и управляемыми. Поэтому в центре внимания исследователей политогенеза, как правило, оказывается феномен потестарности (властвования, властелинства) и основные факторы его генезиса и исторической динамики (прежде всего экологические, этнокультурные и социально-психологические).

В процессе политогенеза политическое общение близких по родственным и соседским отношениям людей, еще относительно равных по потестарному статусу и влиянию, сменяется отчужденными отношениями господства и подчинения, опирающихся на административный аппарат принуждения и насилия, т.е. на государство.
Государство как политический институт осуществляет также руководство, управление, координацию, контроль и другие потестарные функции, применяя такие средства осуществления власти, как авторитет, убеждение, манипуляция, запрет, принуждение.

 

У различных народов, в разные периоды истории пути политогенеза существенно различаются. В учебной и научной литературе называют следующие пути:

1. восточный (азиатский)

2. западный (европейский)

3. интегративный (синтезный)

 

1)Восточный путь (Древние Египет, Китай, Индия,Месопотамия и т.п. в IY-Ш тыс до н.э., затем Африка, Америка, Океания, Восточная Европа). Его считают типичным, поскольку это наиболее распространенный путь политогенеза. Его характеризует постепенный переход первобытнообщинного строя в государственную организацию общества. Аппарат государства возникает из структур управления родоплеменными объединениями. Государство формируется на основе азиатского способа производства, который связан с необходимостью крупномасштабных ирригационных работ (ирригация – искусственное орошение; ирригационные работы – строительство ирригационных сооружений, организация их эксплуатации, поддержание в рабочем состоянии и т.д.), а также со строительством и обслуживанием грандиозных культовых сооружений. Такие работы связаны с управлением большими массами людей. Поэтому сохраняется общинная собственность на землю, воду, рабов. Системообразующее значение в обществе имеет отношение власть – собственность. Это феномен, дающий возможность распределения, перераспределения и использования человеком собственности в силу его положения в иерархии власти. Нет гарантий частной собственности, которая имеет подчиненное значение в обществе. Все собственники находятся в зависимости со стороны власти, особенно местной. Велика роль собственности храмов. Однако ведущая роль принадлежит государственной форме собственности, государства же имеют право верховной редистрибуции (т.е. перераспределения собственности коллектива по своему усмотрению). Государства возникают здесь до возникновения классов в обществе, (поэтому именуются доклассовыми) наоборот, возникшие государства способствуют более быстрому их формированию.

Государство целиком поглощает общество и довлеет над ним. В обществе нет граждан, есть бесправные подданные, включая и не причастных к власти богатых собственников.

Сакральность, деспотизм, многочисленная бюрократия – вот черты государств, возникших в русле восточного пути. Типичная форма государств – деспотическая монархия. Восточный путь – типичный для политогенеза.

Город-государство – типичная форма образования государств на Древнем Востоке (Месопотамия, Месоамерика, Горное Перу). Поселок, в котором жили свободные общинники-земледельцы, перерастал в управленческий, хозяйственный и религиозный центр для прилегающих территорий. В нем три центра управления: городская община (хозяйственный центр), дворец (административный центр), храм (религиозный центр). Многочисленные общесоциальные функции города-государства обусловили появление разветвленного бюрократического аппарата.

 

2)Западный путь (европейский) путь. Его зачастую оценивают как уникальный, присущий только античным обществам, основанный на рабстве и не воспроизведенный еще где-либо в истории. Первые государства на территории Европы возникли в Древней Греции (Афины, Спарта), Карфагене, Древнем Риме в IY в. до н.э. в бассейне Средиземного моря. Образование государства происходило здесь иначе, чем на Востоке. Разрушение родоплеменной организации и переход к государству осуществлялись в результате возникновения имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Экономическое господство богатых общинников позволило отстранить от власти родовую знать и стать правящим классом. Таким образом, западный путь характеризуется формированием государства в обществе с частной собственностью, товарными отношениями, с политическим равноправием граждан и наличием представлений о свободе, которая ценилась превыше всего.

Вычлененность индивида из коллектива, формирование института частного права, ограничение власти правителя законом (правом), ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь общества, отличают западный путь развития от восточного. Форма возникших античных полисов (городов-государств) – как правило, аристократическая республика с различными государственно-политическими режимами.

Формы политогенеза в западном пути следующие:

Афинское государство - классическая (чистая) форма, по словам Ф. Энгельса. Государство возникает за счет внутренних причин, а именно расслоения общества на антагонистические классы.

Римское государство – возникновение государства обусловлено борьбой между патрициями (коренное население) и плебеями (пришлое население). Плебеи боролись за право участия в управлении. Эта борьба ускорила разложение общества на классы.

 

3)Интегративный (синтезный) путь формирования государства присущ народам, которые переходили от родоплеменных отношений к раннефеодальному государству. Это вторичные государства (см. ниже), возникшие на основе уже существовавших и по их примеру, унаследовав важнейшие элементы их культуры, религии, науки, права. Этот путь характеризуется также сильным влиянием многих факторов и причин – религиозного, военного, взаимоотношениями метрополии и колоний и т.д. Соответствует периоду консолидирования народов в племенные союзы, как реакции на постоянную военную угрозу со стороны соседей. Союз племен есть военное объединение под властью вождя и его дружины. Характерно, что эти народы не знали рабовладельческого уклада в экономике или политической жизни, первоначально сохраняется свобода земледельцев и права собственности на землю, что соответствует прафеодальной (или предфеодальной) формации. Позже появляется закрепление крупной частной собственности на землю и закрепление крестьянства – феодальная формация. Государства возникают в форме монархии.

Мировые религии (христианство, ислам) и их насильственное распространение за пределы территории, где они возникли, повлекло возникновение многих государств. Европейские державы в XY-XX вв. в борьбе за колонии насильственно утверждали собственные образцы государственно-правовых организаций общества (британская Индия, Индокитай, Латинская Америка).

Древнефранское государство возникло в результате завоевания варварскими племенами древних франков уже разрушающейся Римской империи. Для удержания власти над завоеванными цивилизованными народами, имевшими государственность в течении длительного времени, на территории почти всей Западной Европы сформировалось государство в форме раннефеодальной монархии. При этом используется опыт и институты Древнего Рима. В IX в. оно распадается на три королевства, западнофранкское (Франция), восточнофранкское (Германия), серединное (Италия).

Древнерусское государствовозникло в результате постоянной военной угрозы восточным славянам и финно-угорским племенам со стороны хазар, норманнов, варягов. При формировании государства восточные славяне испытывали влияние сначала со стороны варягов, заложивших методы жестокого обращения власти с населением, а затем со стороны Византийского государства (восточный тип культуры и государственности) и заимствовали там христианство в форме православия, государственные институты и принципы их функционирования.

В зависимости от пути возникновения различают также первичные и вторичные государства. Первичные возникают в результате собственного спонтанного независимого развития общества в благоприятных для проживания и экономического производства природно-климатических зонах (Египет, Китай, Индия, Месопотамия, Перу, Мезоамерика).

Вторичные государства возникают по соседству с первичными под влиянием уже сформировавшихся центров цивилизации и государственности (Древнефранкское государство, Российское государство). Влияние первичных государств могло быть как прямым, в виде заимствования институтов или принципов их функционирования, так и опосредованным, путем давления на варварские общества, что катализировало у них процессы политогенеза. Встречалось и обратное: воинственные варвары подчиняли цивилизацию и накладывали на их политические институты свои менее развитые. Это случалось при завоевании земледельческих народов кочвниками-скотоводами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: