Словесные методы и приёмы обучения




К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы — вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями.

Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т. д. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов. Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитатель в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы.

Беседа как метод обучения применяется главным образом в работе с детьми 4—7 лет. Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3—5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.

Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие. Например, для героини сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» обязательны внешние признаки: шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки, все остальное при рисовании придумывает сам ребенок - позу девочки, ее лицо, прическу, одежду, обувь. Дети старшей группы удачно справляются с изображением таких словесных образов, представление о которых опирается на восприятия однородных предметов в жизни: Красная Шапочка - девочка, кукла; жадный медвежонок - игрушечный мишка; теремок - небольшой дом и т. п.
Некоторые сказочные образы представлены в игрушках - Буратино, доктор Айболит и др. Игра с ними делает эти образы живыми для детей, действующими, конкретными, что облегчает их изображение.
Но для ребят старшей группы не обязательно такое непосредственное наглядное подкрепление словесного образа. Их воображение может на основе нескольких признаков, имеющихся в художественном образе, создать его целиком.
Использование художественных образов помогает в раскрытии замысла. Перед началом рисования по собственному замыслу или на заданную сюжетную тему следует помочь ребенку из всей массы впечатлений отобрать то, что относится к данной теме, так как совершенно самостоятельный выбор иногда бывает случайным, неполным, неправильным.

Изобразительные умения позволяют ребятам старшего возраста использовать словесные образы не только для создания отдельных персонажей, но и в сюжетном рисовании с большим количеством объектов, передачей окружающей обстановки.[10]

Большое значение имеют занятия-беседы об искусстве, которые помимо познавательной нагрузки включают а себя задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, а так же чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен картине. Одним из приёмов ознакомления с произведением изобразительного искусства является искусствоведческий рассказ.

По мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания картин, вводятся новые методические приёмы: сравнение, кассификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры.[8]

Моделирование

Иллюстративный материал и иконическое моделирование могут рассматриваться как средства для получения образовательных знаний об объектах и явлениях, которые помогают детям в дальнейшем передать их в рисунках.

При обучении детей составлять сюжетный рисунок, целесообразно использовать иконические модели.

Основным материалом в работе являются иллюстрации к детским книгам. Это обусловлено специфическими способностями книжной графики для детей, её эмоциональностью, предметностью, наглядностью, чёткостью средств для детского восприятия (иллюстрации Е..Рачева, В.Лебедева, Е.Чарушина, Ю.Васнецова, В. Сутеева и др.)

Для обучения детей сюжетному рисованию необходимо использовать сказки, по которым рисование проводится не однократно (“Колобок”, “Три медведя”, “Заюшкина избушка”, “Снегурушка”, “Айболит”, “Теремок”, “Палочка-выручалочка”, “Федорино горе”). Содержание и идеи выбранных сказок должны быть понятны детям. Воссоздать рисунки можно только по тексту такого произведения, где картины действительно подразумеваются и воображаются. Эпизоды отобранных сказок носят избирательный характер.

Основные персонажи, участвующие в этих сказках, доступны для изображения ребёнком дошкольного возраста. Это звери; например: медведи, лиса, заяц и другие. В изображенных сказках участвуют и люди - Золушка, Красная Шапочка, дед с бабой, Снегурочка.

Эти сказки дают возможность детям в своих рисунках объединить несколько предметов в несложный сюжет, то есть выразить взаимоотношения между персонажами, отразить обстановку действия, выразить своё отношение к изображаемому событию.

Главное - направить внимание детей при восприятии иллюстрации на цветовое решение темы и использовать в рисунке цвет средство выражения содержания.

Методические указания: Цвет придает детским рисункам выразительность. Согласованность цветовых оттенков для выражения колорита имеет первостепенное значение. Дети дошкольного возраста могут уже выполнять задания, построенные на контрастных и тональных сочетаниях красок. В осознании цветовых сочетаний большую помощь окажет иллюстрированный материал.

Иконические модели помогают детям решить вопрос композиции рисунка, так как во время рисования они вспоминают, где, какие персонажи стоят в той или иной ситуации. В процессе рисования по сказкам, вопросы композиции, с детьми больше не уточняются.[10]

Игровые приёмы обучения

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.[7]

Занятие «Волшебные краски»

Цель: Обобщить и уточнить знания детей о различных свойствах красок (гуашь, акварель), воспитывать умение пользоваться этими знаниями для достижения желаемого результата в своих работах. Закрепить знания о тёплой и холодной цветовой гамме. Учить правильно организовывать свой рабочее место, пользоваться палитрой.

Материалы: гуашь основных цветов, акварель, палитра, кисти, бумага.

Зрительный ряд: «оживлённые» краски и кисть. Акварель и гуашь по ходу игры спорят, кого из них художники любят больше, какие преимущества у одной и у другой краски. Мирит их кисточка. Дети рисуют акварелью радугу, параллельно вспоминая цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Солнце вешнее с дождём строят радугу вдвоём –

Семицветный полукруг из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя ни единого гвоздя,

А построили в два счёта поднебесные ворота

Радужная арка запылала ярко,

Разукрасила траву, расцветила синеву… (С.Я. Маршак)

Смешивая гуашь на палитре, добиваемся создания новых цветов и оттенков, дополняем рисунок разнообразными цветами, мазками, простейшими фигурами.[8]

На примере приведённого занятия мы видим, как можно совместить несколько приёмов обучения и какой замечательный результат это даёт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: