Методика обучения изображению сюжета в подготовительной группе ДОУ




Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. Методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной. В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.
В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.
Детей можно научить рисовать натуру с определенной точки зрения, если положение ее не очень сложно.

В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска - положения всего предмета, его частей, их пропорций.
Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что ведет часто к нарушению пропорций. Поэтому в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей. Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя, затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно. На нескольких первых занятиях после рассматривания натуры воспитатель сам показывает, как делать набросок. Когда дети усвоят основное правило - наметить легкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Воспитатель помогает детям сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка. Предметы могут быть разного размера: более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера. Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком. Кроме того, ценность такой «индивидуальной» натуры в том, что она позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях. Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке - 3 ответвления, на другой - 2, у одной - все листики смотрят вверх, а у другой - в разные стороны. На это различие обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать. В конце занятия может быть проведен интересный анализ отыскания по рисунку натуры или по натуре рисунка. Здесь повышается внимание детей ко всем деталям.

Рисование натуры помогает развивать чувство композиции при передаче пространства. Дети очень быстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании с натуры окружающей природы.

Картина как средство обогащения представлений и знаний детей широко используется в подготовительной группе в предварительной работе перед началом рисования. Можно рассмотреть несколько картин на одну тему, где использован один и тот же прием расположения, чтобы дети лучше усвоили его. При рисовании воспитатель, напомнив о виденном на картине, предлагает детям подумать, сколько места займут небо, земля. Затем, разделив их тонкой линией, ребята начинают рисовать.

На картине они видят, какими разнообразными оттенками можно окрасить небо, и после показа воспитателем приема размыва краски сами стараются нарисовать небо с облаками, тучами, восходом и заходом солнца.

Применение образца в подготовительной группе еще более ограниченное, чем в старшей группе. В декоративном рисовании используются предметы народного декоративного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, использованием цвета, различными элементами росписи. Образец дается в тех случаях, когда надо выделить какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения.

Большое значение в подготовительной группе имеют занятия, на которых дети самостоятельно создают узоры на основе знакомства с предметами декоративного искусства. Иногда образец может быть использован при предметном или сюжетном рисовании, но не с целью копирования, а для обогащения рисунков детей разнообразными деталями формы.

Показ приемов рисования в подготовительной группе проводится реже, чем в других группах, так как дети этого возраста многое могут усвоить на основе только словесного объяснения. Если в этом есть необходимость, то воспитатель частично объясняет и показывает те или иные приемы рисования. Такая помощь не мешает ребенку творчески работать над созданием образа в соответствии с его представлениями.

При обучении новым техническим приемам показ необходим во всех группах. В подготовительной группе воспитатель учит детей работать красками и карандашами, например размывать краски на большой поверхности, накладывать мазки или штрихи по форме предмета и т. д.; пользоваться новыми материалами - сангиной, пастелью. В подготовительной группе больше возможностей в использовании художественных словесных образов.
Детям может быть дано задание коллективно выполнить работу, проиллюстрировать то или иное произведение, нарисовать те или иные эпизоды из мультфильмов. Например, выбрав тему из какого-либо произведения, каждый рисует по одному эпизоду.

При анализе рисунков дети подготовительной группы уже в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале воспитатель помогает вопросами, правильно или нет выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки..[7]

 

Заключение.

При обучении старших дошкольников сюжетному рисованию необходимо: разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка, научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете, развивать композиционные умения, развивать чувство цвета. В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру. Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе..[2]

Итак, занятия по приобщению детей к изобразительному искусству, раскрывают перед ребёнком красоту окружающего мира и красоту человека, воспитывают нравственно-эстетические идеалы. Художниками могут стать немногие, но уметь воспринимать искусство, разбираться в нём, любить его, может и должен каждый человек. Восприятие искусства это напряжённая работа чувства и мысли, особый интеллектуально-эмоциональный труд души. Этот особый труд души человека будет желанным в том случае, если он будет к нему подготовлен, а такую подготовку можно и должно начать с самого детства, и помогать детям должны педагоги и родители, мы – взрослые.[8]

 

7. Список используемой литературы:

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей формы, цвета, звука.[текст] / Башаева Т.В. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – С.24.

2. Боканина С.В.. Специфика и основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию. [электронный ресурс]: контр. работа /Боканина С.В. – Библиофонд. Электронная библиотека студента. Режим доступа: https://bibliofond.ru/view.aspx?id=467425 свободный

3. Водянская, М.С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках. [текст] / Водянская М.С. // Дошкольное образование - №11 (83). - Июнь 2002.

4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. [текст] /Григорьева Г.Г. - М.: Академия, 1999. – С.48.

5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. [текст]: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений. /Григорьева Г.Г. - М., 1999. – С.235.

6. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. [текст] / Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. - М: ТЦ Сфера, 2004. – С.56.

7. Косминская В.Б. и др. "Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду".[электронный ресурс]/ Косминская В.Б. и др. - М., «Просвещение», 1977 г. Режим доступа: OCR Detskiysad.Ru свободный

8. Недорезова О.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО. [текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. / Недорезова О.В. – Воронеж ЧП Локоценин С.С., 2006 – 110с.

9. Сакулина Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [текст] / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М., 1979. – С.131.

10. Столпенко Анна Алексеевна. Формирование сюжетного рисования у детей посредством сказочных образов. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://festival.1september.ru/articles/312560/

11. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956. – С.155.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: