Дисциплина «История и философия науки»




Направление подготовки 09.06.01 – Информатика и вычислительная техника

(профиль – Управление в социальных и экономических системах)

Направление подготовки 38.06.01 – Экономика

(профили: Экономическая теория; Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства); Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)

1. Особенности зарождения экономической мысли Древнего Востока.

2. Основная проблематика экономической мысли античности.

3. Основные итоги и направления экономической мысли Средневековья.

4. Экономическая мысль Древней Греции.

5. Методологические принципы средневековой экономической мысли.

6. Экономические воззрения Ибн-Хольдуна.

7. Экономические воззрения Ф. Аквинского.

8. История становления и развития школы «экономистов» (физиократов) (на примере творчества Ф. Кенэ, А. Тюрго).

9. Особенности раннего меркантилизма.

10. Особенности позднего меркантилизма.

11. Меркантилизм – первая концепция рыночной экономической теории

12. Зарождение и развитие классической политической экономии.

13. Роль А.Смита в развитии мировой экономической теории.

14. «Классическая школа» в трудах последователей А. Смита.

15. Эволюция кейнсианских теорий государственного регулирования экономики.

16. Общие характерные признаки «классической школы» политической экономии.

17. Экономическое учение У. Петти.

18. Экономические воззрения П. Буагильбера.

19. Физиократия. Экономическое учение Ф. Кенэ.

20. Физиократическое воззрение А.Р. Тюро.

21. Экономическое учение Д. Рикардо.

22. Экономическое учение Ж.Б. Сэя.

23. Экономическое учение Т.Р. Мальтуса.

24. Экономическое учение Дж. С. Милля.

25. Экономическое учение К. Маркса.

26. Экономические воззрения И.Т. Посошкова.

27. Экономические воззрения противников “классической школы” (социалисты – утописты, С. Сисмонди, П. Прудон, немецкая историческая школа).

28. Сущность и этапы “маржинальной революции”.

29. Экономическое учение К. Менгера.

30. Маржинальные идеи У.С. Джевонса.

31. Предельная полезность в модели общего равновесия Л. Вольраса.

32. Экономическое учение Дж. Б. Кларка.

33. Кривые безразличия и модель оптимизации народного хозяйства В.Парето.

34. Зарождение институционализма и его особенности.

35. Технократический институционализм Т. Веблена.

36. Историческая школа в России.

37. Метод линейного программирования Л.В. Конторовича.

38. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлена.

39. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. В. Робинсон.

40. Экономическое учение Дж. М. Кейнса.

41. Кейнсианские доктрины государственного регулирования экономики.

42. Монетарная концепция чикагской школы неолиберализма.

43. Концепция неоклассического синтеза П. Самуэльсона.

44. Современная экономическая мысль и нобелевские лауреаты по экономике.

45. Специфика зарождения экономической мысли в России (XVI-XVIII вв.).

46. Основные итоги и направления эволюции отечественной экономической мысли в ХIХ в.

47. Современные дискуссии о содержании и значении экономического учения К.Маркса.

48. Предшественники маржинализма в мировой экономической литературе XVIII – первой половине XIX в.

49. Институционализм вебленовской традиции и неинституционализм: сопоставление методологии, общей теории и практических выводов.

50. Причины, ход и значение маржиналистской революции в экономической теории.

51. «Политическая экономия трудящихся» Н.Г.Чернышевского.

52. Историческая школа в экономической теории.

53. Социальная школа в экономической теории.

54. Австрийская и неоавстрийская школа (конец ХIХ-ХХ вв.): развитие традиции.

55. «Кейнсианская революция»: причины, содержание, итоги

56. Основные школы кейнсианства во второй половине ХХ в.

57. Й.Шумпетер как экономист и историк экономической мысли.

58. Монетаризм как главная форма неоклассической макроэкономики.

59. Развитие неоклассической теории благосостояния в ХХ в.

60. Кризис экономической теории в ХХ в.

61. Новейшие дискуссии об экономическом наследии В.И.Ленина.

62. Концепция социализма в экономическом наследии Ленина и Сталина.

63. Основные школы «политической экономии социализма» в СССР (1950-1980-е гг.).

64. Борьба школ и направлений в отечественной экономической мысли (после 1991 г.).

65. История демографических исследований.

66. Становление теории маркетинга.

67. Динамика формирования теории финансов и денежного обращения.

68. Зарождение математической статистики в экономике (первая половина ХIХ в.).

69. Развитие теоретических взглядов на мировую экономику.

70. Маржиналисты – субъективисты первого этапа «Маржинальной революции».

71. Завершение «маржинальной революции» и формирование неоклассической теории.

72. Антимонопольная направленность американского институционализма.

 

 

Направление подготовки 37.06.01 – Психологические науки

(профиль – Социальная психология)

1. Проблема бессознательного: современное прочтение З. Фрейда.

2. Проблема репрезентации в эпистемологии и когнитивной психологии.

3. Психофизическая проблема и способы ее решения в ведущих психологических школах.

4. Теория деятельности и бихевиоризм: общее и различия.

5. Роль интеллекта в развитии личности: позиции З. Фрейда и Ж. Пиаже.

6. Описательная и объяснительная психология: достоинства и недостатки.

7. Проблема инсайта и подход к ее изучению в гештальтпсихологии.

8. Идея вершинности в философии и акмеологии.

9. Акмеологические идеи в трудах В.М. Бехтерева.

10. Б.Д. Парыгин как основоположник социальной психологии.

11. Акмеологическое знание в трудах С.Л. Рубинштейна.

12. Исторический анализ проблемы изучения акмеологических факторов оптимизации управленческих воздействий.

13. Анализ категории творческого потенциала лидера в истории психологической науки.

14. Историко-психологический анализ феномена потенциала личности.

15. Проблемы изучения истории развития профессионализма в психологической науке.

16. Историко-психологический анализ феномена массовых форм поведения.

17. Проблема эколого-психологической устойчивости в истории философии науки.

18. Проблема детерминизма в психологии.

19. Биогенетический закон и его приложение к развитию психики.

20. Роль научных сообществ в развитии личности ученого.

21. Сравнительный анализ подходов к развивающей и психотерапевтической роли искусства в глубинной и гуманистической психологии.

22. Проблема внутренней свободы и ее роль в развитии личности в концепциях стоиков и В. Франкла.

23. Психологизм и особенности его развития в России.

24. Развитие рефлекторной концепции в психологии и ее влияние на социогенетическиие теории развития психики.

25. Роль социальной ситуации в развитии российской психологии ХIХ-ХХ вв.

26. Психофизическая проблема и способы ее решения в ведущих психологических школах.

27. Сравнительный анализ подходов к развивающей и психотерапевтической роли искусства в работах Аристотеля и Платона.

28. Достоверность и объективность познания в теориях рационалистов и сенсуалистов ХVII в.

29. Ортодоксальность и творчество в теории З. Фрейда.

30. Возможности и границы управления поведением в бихевиоризме.

31. Сравнительный анализ понимания функций и содержания души в идеалистических и материалистических психологических концепциях ученых Древней Греции.

32. Теоретические различия в практике директивной и индирективной терапии.

33. Взаимосвязь обучения и научения в теории бихевиоризма.

34. Взаимосвязь «психотерапевт - клиент» в концепциях глубинной и гуманистической психологии.

35. Становление культурно-исторической психологии в России.

36. Российская и советская психология: общее и различное.

37. Особенности становления психологии и в России.

38. Сравнительный анализ подходов к психологии искусства в работах Д.Н. Овсянико-Куликовского, Г.Г. Шпета и Л.С. Выгодского.

39. Достижения и недостатки психоаналитического направления.

40. Причины ревизии теории З.Фрейда.

41. Основные направления развития гуманистической психологии.

42. Особенности построения эксперимента в гештальтпсихологии.

43. «Постулат непосредственности» и способы его преодоления в различных психологических школах.

Направление подготовки 39.06.01 – Социологические науки (профили: Социальные структуры, социальные институты и процессы; Социология управления)

1. Формирование научно-исследовательской программы социальных наук: деистическая картина мира и критический активизм Нового времени.

2. Эпистемология Просвещения: эксперимент и очищение опыта от предрассудков-«идолов».

3. Сциентократическая утопия Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида».

4. Понятие «естественного закона» и его отличие от закона божественного.

5. Номиналистическая доктрина Томаса Гоббса: «Естественное состояние» как война всех против всех.

6. Обоснование абсолютистской власти государства-«Левиафана».

7. Социально-этическое учение Адама Смита. Жизнь, сочинения и влияние Смита на общественную мысль.

8. Идея Адама Смита о нравственном чувстве как основе социальной взаимосвязи.

9. Понятие «духа законов» в социальном учении Шарля Монтескье;

10. Социально-географические воззрения Монтескье: зависимость общественного устройства от территории, климата и почвы.

11. Руссоистская концепция «естественного состояния», теория общественного прогресса и Жана-Жака Руссо об «общественном договоре».

12. Учение Огюста Конта о трех стадиях умственного и общественного развития.

13. Утопия как форма просветительского дискурса: гносеологические и мировоззренческие основания позитивистского проекта.

14. Влияние критического априоризма Иммануила Канта на идеи Огюста Конта.

15. Влияние Клода Анри де Сен-Симона на мировоззрение Огюста Конта.

16. Понятие позитивизма как метода и как положительного социального устройства.

17. Иерархическая классификация наук: социология как абстрактная наука.

18. Социология как «социальная физика».

19. Социальная статика и социальная динамика.

20. Военная, юридическая и промышленная стадии общественного развития в социологии Канта.

21. Позитивная религия Конта и культ «Человечества».

22. Учение Конта о социократии: роль женщин, философов и пролетариев в социократическом обществе.

23. Семья, государство и церковь в социократической утопии.

24. Судьбы идейного наследия Конта.

25. Эволюция «социального тела»: интеграция, дифференциация и спецификация как стадии развития организма.

26. Организмическая метафора в социальных науках XIX века.

27. Полемика Спенсера с Контом.

28. Спенсеровское понятие либерализма: соотношение частных и общественных интересов.

29. Свобода личности, народное представительство и государство в концепции Г. Спенсера.

30. «Социал-дарвинизм» и судьбы спенсерианства.

31. Периодизация развития марксизма.

32. Влияние левогегельянской философии на формирование социального учения марксизма.

33. Понятия товарного фетишизма, ложного и действительного сознания: социология знания раннего марксизма.

34. Анализ работы Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии».

35. Понятие диктатуры пролетариата, учение о социальной революции и его трансформации в истории марксизма.

36. Учение К. Маркса о способе производства и смене общественно-экономических формаций.

37. Коммунистическая утопия марксизма и ее отличия от предшествующих утопических доктрин.

38. Влияние политической экономии А. Смита и Д. Рикардо на учение Маркса о прибавочной стоимости.

39. Марксистская теория классов и классовой борьбы.

40. Диверсификация марксистской социологической доктрины в ХХ веке.

41. Понятие социального факта и «социологизм» Эмиля Дюркгейма.

42. Социологизм как методологическая основа концепции Дюркгейма.

43. Учение Дюргейма о надыиндивидуальной социальной реальности.

44. Правила социологического метода и особенности «позитивной» методологии Дюркгейма.

45. Эпистемология Э. Дюркгейма.

46. Учение Э. Дюркгейма о «коллективных представлениях».

47. Э. Дюркгейм: Теория социальной солидарности и общественного разделения труда.

48. Понятие аномии у Э. Дюркгейма.

49. Самоубийство как социальный факт: типология самоубийств в теории Э. Дюркгейма.

50. Социология религии Дюркгейма.

51. «Дюркгеймовская традиция» и структурализм в современной социологии.

52. Французская социологическая школа.

53. Понятие социального действия как субъективно полагаемого смысла.

54. Основания веберовской методологии. Кантианские истоки учения М. Вебера

55. Номотетический и идиографический методы познания: науки о природе и науки о культуре.

56. Социологическая методология Вебера и гносеологические воззрения представителей баденской школы неокантианства.

57. Понятия «ценность», «отнесение к ценности» и «свобода от оценки».

58. Понимающая социология М. Вебера и «герменевтический проект» В. Дильтея.

59. Типы понимания в учении М. Вебера.

60. Понятие дистанцирования и эпистемология понимания в учении М. Вебера.

61. Понятия «каузального сведения», понимания и объяснения.

62. Идеальные типы и их использование в социологическом исследовании.

63. Основные категории социологической теории действия. Четыре типа социального действия.

64. Концепция рационализации, «расколдование мира» и происхождение современного капитализма.

65. Социология религии М. Вебера.

66. Типы отношения к миру: приспособление к миру, овладение миром, бегство от мира.

67. Политическая социология М. Вебера. Типы легитимного господства: традиционное, харизматическое и легальное.

68. Теория рациональной бюрократии.

69. Смысл жизни и религиозная мотивация экономического поведения.

70. Типология религиозного отношения к миру. Религии спасения.

71. Понятие традиционного общества и общества модерна.

72. Веберианская традиция в современной социологической теории.

73. Аристотелизм и социальная теория Ф. Тенниса: чистые формы социальности.

74. Общая и специальная социология; чистая, прикладная, эмпирическая социология.

75. Воля как основа социальности в теории Тенниса.

76. Родительство, семья, дом, соседство, дружба как типы сообществ в теории Тенниса.

77. Форма и содержание в социальной жизни в теории Зиммеля.

78. Априори социального познания и априори социального бытия в концепции Зиммеля.

79. Зиммелевская версия социальной дифференциации.

80. Релятивизм Зиммеля.

81. Понятие «чужого» в социологии Зиммеля.

82. Деньги как всеобщее средство символического обмена в социологии Зиммеля.

83. Социально-конфликтологическая проблематика в работах Зиммеля.

84. Теория рационализации общественной жизни в социологии Зиммеля.

85. Философско-социологическая теория культуры Зиммеля.

86. Факультет социальных наук Чикагского университета в конце XIX – начале ХХ века: институционализация социологии в США.

87. Основные идеи работы У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке».

88. Влияние европейской интеллектуальной традиции на формирование тематической программы Чикагской школы: учебник Р. Парка и Э. Берджесса «Введение в социологию».

89. «Социальная экология» Роберта Парка.

90. Социология города и социальное картографирование в концепции Парка и Берджесса.

91. Концепция маргинальной личности в социологии Парка.

92. Зональная гипотеза Берджесса-Парка.

93. Концепция социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения.

94. Эмпирические проекты Чикагской школы.

95. Идейные корни интеракционистской теории: философия прагматизма, теория «зеркального Я».

96. Структура личности в концепции Дж. Г. Мида.

97. Межчеловеческое взаимодействие и социализация личности.

98. Разработка концепции символической интерации Гербертом Блумером.

99. Г. Гарфинкель, А. Сикурел и этнометодологическая традиция в современной теоретической социологии.

100. Влияние позитивизма на русский период творчества П.А. Сорокина: «Преступление и кара, подвиг и награда», «Система социологии».

101. Исследование П. Сорокиным «социально-патологических феноменов» (глобальных общественных катаклизмов и их актуальных, конкретно-эмпирических социальных последствий): Работа П. Сорокина «Голод как фактор».

102. Социология революции П.А. Сорокина.

103. Теория социальной структуры и социального пространства П.А. Сорокина.

104. Категории социальной стратификации и социальной мобильности П.А. Сорокина.

105. Концепция социальной и культурной динамики П.А. Сорокина.

106. Интеллектуальные истоки структурного функционализма Т. Парсонса.

107. Структурный функционализм и общая теория систем Т. Парсонса.

108. Влияние социологизма Э. Дюркгейма на Т. Парсонса.

109. Влияние понимающей социологии М. Вебера на Т. Парсонса.

110. Влияние психоаналитическорй традиции на Т. Парсонса.

111. Функционалистские объяснения в социальной антропологии: А. Рэдклифф-Браун, Б. Малиновский.

112. Парсонсовская теория социального действия.

113. Парсонсовская теория социальной системы.

114. Парсонсовская теория модернизации и общественного развития.

115. Критика структурного функционализма в социологии 1950-1960-х годов.

116. Критика Мертоном «классических постулатов» функционального анализа.

117. Основные категории функциональной теории Мертона: функция, дисфункция, явные и латентные функции.

118. Критика Р. Мертоном универсального функционализма Т. Парсонса.

119. Понятие явных и латентных функций у Р. Мертона.

120. Эвфункция и дисфункция в концепции Р. Мертона.

121. Концепция теории «среднего уровня» Т. Парсонса.

122. Постулат функциональной необходимости у Парсонса и идея взаимозаменяемости функций у Мертона.

123. Мертоновская трактовка аномии. Нормативная структура как отношение между ролями, статусами, ценностями и институтами.

124. Способы индивидуальной адаптации к структурной аномии: конформизм, инновация, ритуализм, ретретизм, бунт.

125. Мертоновская модель социологии науки. Генезис научной картины мира и пуританский менталитет.

126. Понятие «эпохе» и естественной установки в феноменологии.

127. Социология А. Шютца: образ общества в феноменологической перспективе: «мир повседневности» как предмет исследования.

128. Теория социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана.

129. Периодизация развития Франкфуртской школы.

130. «Критическая»: и «традиционная» теории: М. Хоркхаймер, Т. Адорно.

131. Теория авторитарной личности М. Хоркхаймера и Т. Адорно.

132. Фрейдомарксизм и диагностика капитализма.

133. Психоаналитическая концепция Э. Фромма.

134. Лингвистический поворот в современной социологии и теория дискурса.

135. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

136. Теория мировых систем И. Валлерстайна.

137. Теория коммуникативных аутопойетических систем Н. Лумана.

138. Понятие речевого действия: классификация речевых действий по Дж. Остину и Дж. Серлю.

139. Французская и оксфордская школы анализа дискурса.

140. Каузальная интерпретация ролей по Ральфу Линтону.

141. Процессуальная теория ролей Ральфа Тернера: различие между понятиями role taking и role making.

142. Драматургическая концепция Ирвинга Гофмана.

143. Понятие encounter, фокусированной и нефокусированной интеракции (Ирвинг Гофман).

144. Три компонента «фронта интеракции» по Ирвингу Гофману.

145. Теории обмена в антропологии (Джеймс Фрейзер, Бронислав Малиновский, Марсель Мосс, Клод Леви-Стросс).

146. Бихевиористская концепция социального обмена: Джон Уотсон.

147. Теоретические постулаты обменов у Джорджа Хоманса.

148. Структурная концепция обмена Питера Блау.

149. Отношения социального конфликта и структурные обмены: Питер Блау.

150. Взаимодействие «системы» и «жизненного мира» в теории Ю. Хабермаса.

151. Исторические типы «общественности» (Őffentlichkeit).

152. Рецепция марксизма в критической социологии Ю.Хабермаса.

153. Понятие делиберативной демократии в теории Ю. Хабермаса.

154. Понятие идеальной речевой ситуации в теории Ю. Хабермаса.

155. Целерациональное действие, труд и коммуникация в теории Ю. Хабермаса.

156. Взгляд Хабермаса на роль интерпретативного сообщества и интеллектуалов в современном мире.

157. Понятие аутопойэсиса у Умберто Матураны и в системной теории Никласа Лумана.

158. Радикальный функционализм Н. Лумана и его отличие от структурного функционализма Т. Парсонса.

159. Самореферентность систем в концепции Н. Лумана.

160. Самоописание систем и ограниченность позиции наблюдателя в концепции Н. Лумана

161. Редукция комплексности в системной теории Н. Лумана.

162. «Смысл» как универсальная категория системной концепции Н. Лумана.

163. Различение системы и внешней среды в теории Н. Лумана.

164. Типы обществ в концепции Лумана: сегментарное, примитивное общество, стратифицированное общество высоких культур и функционально стратифицированное общество.

165. Наблюдение второго порядка и условность позиции наблюдателя в теории Н. Лумана.

166. Понятие социальных и природных фреймов у И. Гофмана.

167. Понятие «встречи» в концепции И. Гофмана.

Направление подготовки 40.06.01 – Юриспруденция (профили: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право, Административное право, административный процесс)

1. Политико-правовые воззрения Древнего Мира. Проект идеального государства Платона.

2. Правовые учения средневековой Западной Европы.

3. Государственно-правовая мысль стран Арабского Востока.

4. Государственно-правовая мысль Древнего Китая.

5. Политическая мысль Киевской и Московской Руси.

6. Формирование и развитие правовых учений Эпохи Возрождения и ранних буржуазных революций.

7. Вопросы государства и права в книгах Т. Мора «Утопия» и Т. Кампанеллы «Город Солнца».

8. Политико-правовая теория в России в период укрепления абсолютизма. Правовые взгляды в книге И.Т. Посошкова «О скудости и богатстве».

9. Основные направления правовой идеологии французского и американского просвещения. Вопросы государства и права в книге Ш. Монтескье «О духе законов».

10. Эволюция правовых учений в России в ХVIII в.

11. Идеи А. Радищева в книге «Путешествие из Петербурга в Москву».

12. Концепция правового и социального государства в европейской правовой мысли XIX в.

13. Основные направления правовых концепций России в ХIХ в. Развитие российского и западноевропейского либерализма: сопоставительный анализ.

14. Современные вопросы развития и укрепления российской государственности.

15. Правовая мысль древнего мира.

16. Правовая мысль античности (Древняя Греция, Древний Рим).

17. Правовые учения в Западной Европе в средние века.

18. Правовые учения в России в период образования Русского централизованного государства.

19. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли.

20. Правовые учения Эпохи Возрождения и Реформации.

21. Правовые учения в Голландии и Англии в ХVII в.

22. Правовые учения немецкого и итальянского Просвещения в XVII-XVIlI вв.

23. Характеристика правовых учений в России в XVII (вторая половина) - XVIII вв.

24. Правовые учения во Франции во второй половине XVIII в.

25. Правовые учения в США в XVII-XIX вв.

26. Правовые учения в России (вторая половина XVIII века - первая половина XIX века).

27. Государственно-правовые взгляды декабристов.

28. Государственно-правовые взгляды А.Н. Радищева.

29. Правовые учения Канта и Гегеля. Историческая школа права.

30. Правовые в Западной Европе (первая половина XIX века)

31. Политико-правовые учения в России (вторая половина XIX века - первая половина XX века).

32. Марксистско-ленинское учение о государстве и праве.

33. Учение о государстве и праве в странах Западной Европы (вторая половина XIX века).

34. Правовые идеи в XX веке.

35. Государственно-правовые взгляды В.И. Ленина.

36. Вопросы разделения властей и совершенствования государственного управления в истории правовых учений.

37. Проблемы федерализма, автономии и государственного суверенитета в истории правовых учений.

38. Проблемы конституционализма и конституционного развития в истории правовой мысли.

39. Парламентаризм и парламентские системы в истории правовой идеологии.

40. Учение Н. Макиавелли о праве и государстве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: