МЕТОДИКА 1: Метоика Рокича «Ценностные ориентации».
Инструкция: Вам предложен набор из 2 блоков, в каждом из которых 18 утверждений с обозначением ценностей. Ваша задача –проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию. Стимульный материал:
Таблица 1: Терминальные ценности, ценности-цели.
| 1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | |
| 2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | |
| 3) здоровье (физическое и психическое); | |
| 4) интересная работа; | |
| 5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | |
| 6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); | |
| 7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | |
| 8) наличие хороших и верных друзей; | |
| 9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | |
| 10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | |
| 11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | |
| 12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | |
| 13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | |
| 14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); | |
| 15) счастливая семейная жизнь; | |
| 16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); | |
| 17) творчество (возможность творческой деятельности); | |
| 18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
Таблица 2: Инструментальные ценности, ценности-средства.
| 1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; | |
| 2) воспитанность (хорошие манеры); | |
| 3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); | |
| 4) жизнерадостность (чувство юмора); | |
| 5) исполнительность (дисциплинированность); | |
| 6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); | |
| 7) непримиримость к недостаткам в себе и других; | |
| 8) образованность (широта знаний, высокая общая культура); | |
| 9) ответственность (чувство долга, умение держать слово); | |
| 10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); | |
| 11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); | |
| 12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов; | |
| 13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); | |
| 14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); | |
| 15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); | |
| 16) честность (правдивость, искренность); | |
| 17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); | |
| 18) чуткость (заботливость). |
Интерпретация:
Закончив работу, проанализируйте результат ранжирования по каждому списку в отдельности. Определите главные для вас ценности, получившие первое, второе, третье ранговые места, сопоставьте их с тем, как они реализуются вами, что бы вы могли сделать для осуществления их в будущем. Обратите внимание и на ценности, которые оказались для вас менее значимыми, получили последние ранговые места, ответьте себе на вопрос: "Почему вы их так оценили?"
Сопоставьте результаты ранжирования по обоим спискам, рассмотрите, как соотносятся в вашем представлении ценности - цели и ценности - средства, каковы их сочетание и взаимосвязь. Вы многое можете узнать о себе, выполнив такую работу, она поможет вам сориентироваться в мире ваших собственных ценностей и решить, что вы сможете сделать для своего дальнейшего развития, самосовершенствования и личностного роста. Помните, что ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств. Другими словами, это то, чем человек живет, к чему стремится, как смотрит на себя и окружающий мир.
МЕТОДИКА 2: «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности», Ю. Щербатых и Е. Ивлевой, ИСАС.
Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы. При положительном ответе на вопрос попытайтесь оценить интенсивность возникающей эмоции по 10-бальной шкале, крестиком отметив, справа от вопроса интенсивность переживаний того или иного страха. Если вы совсем не испытываете данного страха, поставьте крестик на цифре «1».
| 1. Можно ли сказать, что некоторые животные (например, пауки, змеи) вызывают у Вас беспокойство? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 2. Боитесь ли Вы темноты? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 3. Беспокоит ли Вас возможность болезненных изменений в Вашем психическом состоянии? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 4. Насколько сильно Вас беспокоит возможность болезни близких людей? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 5. Боитесь ли Вы оказаться жертвой преступного нападения на городских улицах? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 6. Испытываете ли Вы неприятные ощущения (учащение дыхания, сердцебиения и пр.) во время вызова на «ковер» к начальству? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 7. Страшат ли Вас возможные изменения в личной жизни (ухудшение взаимоотношений с близким человеком, неверность супруга, развод и т. п.), которые могут произойти в будущем? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 8. Знаком ли Вам страх ответственности (принятия ответственных решений)? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 9. Пугает ли Вас перспектива неизбежной старости? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 10. Возникает ли у Вас чувство страха при нарушении ритма сердца или болевых ощущениях в нем? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 11. Насколько Вас страшит перспектива бедности? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 12. Пугает ли Вас неопределенность будущего? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 13. Насколько высоко Вы можете оценить свой страх, который испытываете, когда идете на экзамен? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 14. Тревожит ли Вас возможность войны? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 15. Часто ли посещает Вас страх смерти? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 16. Возникают ли у Вас неприятные ощущения, когда Вы находитесь в замкнутых пространствах (лифт, закрытая комната)? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 17. Боитесь ли Вы высоты? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 18. Боитесь ли Вы глубины? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 19. Боитесь ли Вы, что в случае болезни близких людей, в Вашей жизни произойдут неблагоприятные изменения? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 20. Испытываете ли Вы повторяющийся страх заболеть каким-либо заболеванием? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 21. Испытываете ли Вы какие-либо страхи, связанные с половой функцией? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 22. Насколько Вам знаком страх самоубийства? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 23. Испытываете ли Вы страх перед публичными выступлениями? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
| 24. Посещает ли Вас чувство тревоги из-за агрессивного поведения по отношению к своим близким (желания избить, нанести повреждения, убить и т.п.)? | 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10 |
Обработка результатов и интерпретация: После выполнения теста сложите все 24 цифры, полученные по каждому страху и Вы получите интегральный показатель страха. У мужчин средний интегральный показатель страха – 77.9±4.7 баллов, у женщин – 104.0±2.5 баллов.
Вы можете сравнить выраженность Ваших отдельных страхов с аналогичными средними показателями по опроснику ИСАС в группе здоровых испытуемых (18-25 лет).

| 1. Страх пауков и змей | |
| 2. Страх темноты | |
| 3. Страх сумасшествия | |
| 4. Страх болезни близких | |
| 5. Страх преступности | |
| 6. Страх начальства | |
| 7. Страх изменений в личной жизни | |
| 8. Страх ответственности | |
| 9. Страх старости | |
| 10. Страх за сердце | |
| 11. Страх бедности | |
| 12. Страх перед будущим | |
| 13. Страх перед «экзаменами» | |
| 14. Страх войны | |
| 15. Страх смерти | |
| 16. Боязнь замкнутых пространств | |
| 17.Страх высоты | |
| 18. Страх глубины | |
| 19. Страх перед негативными последствиями болезней близких людей | |
| 20. Страх заболеть каким-либо заболеванием | |
| 21. Страхи, связанные с половой функцией | |
| 22. Страх самоубийства | |
| 23. Страх перед публичными выступлениями | |
| 24. Страх агрессии по отношению к близким |
Показатели интенсивности страхов №1-3, 10, 15-18, 20-24 выше 8 баллов указывают на фобическую симптоматику.