1. - Мы будем учиться читать и рассказывать сказки. О ком эта сказка, вы узнаете, когда отгадаете загадки. (Учитель предлагает детям загадки.Отгадки – это герои новой сказки.)
2. Расшифруйте анаграмму – и вы узнаете название нового произведения. Например: К А Р К В А Ч И У (Рукавичка)
СИЧКАЛИ И РАВЛЬЖУ (Лисичка и Журавль)
- Подумайте и скажите, чему бы вы хотели научиться на уроке?
3. Использование игрового момента.
– Сегодня к нам на урок пришла удивительная гостья. А кто она, вы
узнаете, когда отгадаете загадку. Например:
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома.
Зовут меня …(Зима)
- Да, сегодня к нам на урок пришла Зима. Вы узнаете про неё много
необычного, интересного, познакомитесь с её подругой – Метелью,
сыном – Морозом и дочками – Снежинками.
4. Упражнение «Ожидание».
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
Актуализация знаний, предоставление необходимой информации
1. Языковая разминка.
- Перед тем как выйти на сцену, актеры тщательно готовятся к выступлению. Они ежедневно выполняют артикуляционные упражнения, чтобы чисто, выразительно говорить.
Упражнения для развития дыхания.
· Возьмите полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуйте на неё.
· Звукоподражание.
Вспомните и воспроизведите разные звуки природы из жизни: шум моря, свист ветра, грохот грома, рычание собаки, шуршание листвы, жужжание шмелей
2. Упражнение на развитие артикуляции.
· «Вкусное варенье» (производить движения широкой передней части языка вверх, положение языка «ковш»).
Наша Шура неумело
Вкусное варенье ела.
Нужно ей язык поднять –
С верхней губки все слизать.
· «Часы» (ритмичные и дифференцированные движения языка).
|
Отдохнул и подтянулся, (язык высунуть вперед)
Влево - вправо повернулся,
Как часы, исправно так:
Тик – так, тик – так,
Тик – так, тик – так.
· «Качели» (кончик языка поднимать к носу, опускать к подбородку).
3. Работа со скороговоркой (читаем скороговорку глазами, потом – губами, шепотом, вслух, еще громче, медленно, быстро.)
· У Ивашки рубашка с кармашками.
· Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
4. Игра «Без остановок». Чтение колонок слов. Например:
УГОЛ – УГОЛЬ СУК – СТУК
БРАТ – БРАТЬ МАК – СМАК
ЕЛ – ЕЛЬ ТУК – СТУК
ШЕСТ – ШЕСТЬ КОТ – КРОТ
ХОР – ХОРЬ ОСЫ– КОСЫ
ЦЕЛ – ЦЕЛЬ ШАПКИ – ТАПКИ
ЖАР – ЖАРЬ ЛАПКИ – ЗАПЛАТКИ
СТАЛ – СТАЛЬ ГОЛОС – КОЛОС
БЫЛ – БЫЛЬ БИТВА – БРИТВА
РИС – ПРИЗ ЛЕЙКА – КОПЕЙКА
5. Чтение – путаница.
- Прочитайте сравнение. Все ли здесь правильно? Исправьте несоответствия.
· Верный, как волк.
· Голодный, как ёж.
· Неповоротлив, как лиса.
· Колючий, как пёс.
· Хитрый, как медведь.
6. Технология «Прогнозирование» (определить, о чем будет текст, опираясь на предлагаемые учителем пословицы и высказывания).
7. Технология «Предвидение» (по ключевым словам дать предположение, о чем будет новое произведение).
Осмысление
1. Работа над произведением:
o чтение «цепочкой» (читают ученики)
o «Волна» (ученики читают предложение тихо, громко, громче, тише, тихо)
o начало предложения читает учитель, конец – ученики
o «Прыжки» (чтение текста через слово совместно с учителем)
o «Незнайка» (учитель читает предложение и допускает ошибку, ученики хлопают в ладоши, когда замечают её, читают предложение правильно)
|
o выборочное чтение (учитель задаёт вопросы по тексту, ученики должны найти ответ в тексте и прочитать это предложение)
o «Молния» (на слово «молния» дети читают очень быстро)
o найти и прочитать предложение с определенным словом по заданию учителя
2. Игры:
· «Восстановите последовательность событий» (Составлен план произведения, в которым перепутана последовательность событий.Дети должны исправить ошибки)
· «Что лишнее?» (Дается характеристика главных героев произведения. Одно слово заведомо лишнее. Дети должны определить его и доказать что это ошибка.) Например: Лиса – коварная, честная, бесстыжая, льстивая.
3. Работа в парах.
· «Собери пословицу» (задание – по началу пословицы найти её конец). Например:
Береги нос … / много хлеба.
Много снега … / что снегу нанёс.
Два друга - … / в большой мороз.
Спасибо, мороз, … / мороз да вьюга.
· «Какой слог потерялся?» (У читель раздает карточки со словами из текста, в которых пропущены слоги.Дети должны восстановить слова.)
· Рефлексия
1. Технология «Микрофон». (Учитель задает вопросы учащимся по теме урока).
2. – Дайте оценку уроку, пользуясь таблицей.
Я считаю… интересный
Я думаю… сдержанный
Я думаю… эмоциональный
По моему мнению… неинтересный
Новые технологии, применяемые на уроках литературного чтения, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.Работа эта очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать».
|
Список использованных источников:
Вишнякова, Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/ Вишнякова Е.Е. //Библиотека в школе. — 2004. — № 17. — С.14-18.
Инновационные технологии в образовании
https://infourok.ru/innovacionnye_tehnologii_v_obrazovanii_doklad-327826.htm
Педагогическая технология https://ru.wikipedia.org/wiki/