Нравственные заповеди в религиях мира




Уроки 25-26

Религия и мораль.

Нравственные заповеди в религиях мира

Распечатать текст 10 Заповедей, чтобы вклеить в тетради.

Цели урока:

Образовательные: продолжить знакомство с религиозными культурами, познакомиться с требованиями иудаизма и христианства к поведению человека;

Развивающие: продолжить формирование умений формулировать вопросы, сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности, делать выводы;

Воспитательные: создать ситуацию, помогающую задуматься о существовании моральных законов, общих для всех людей, способствовать воспитанию интереса к истории разных народов, уважения к ним.

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная

Понятия: заповеди, скрижали;

Актуализация: На прошлом уроке мы с вами говорили о праздниках.

Давайте-ка выполним проверочное задание на тему «Праздники». Вставьте пропущенные слова:

Песах (Пасха) - главный праздник …… (иудаизма)

Рождество Христово – это день рождения …… (Иисуса Христа)

Мавлид - день рождения пророка ……. (Мухаммада)

Дончод - день рождения, просветления и ухода из земного мира …. (Будды)

Еще совсем недавно мы и не подозревали, что люди отмечают такие праздники, правда?

Мотивация. Целеполагание. А сегодня нам предстоит узнать о том, что в учениях всех религий существует что-то общее. И это общее касается правил поведения человека. Вот как правила дорожного движения – во всем мире принято ездить так, чтобы не было аварий. Так и правила поведения – представители разных религий стараются жить так, чтобы не причинять зла ближнему. Давайте сегодня познакомимся с этими правилами поведения. Сегодня поговорим о двух религиях – иудаизме и христианстве.

Изучение нового материала. Осознание и осмысление учебной информации. Тема урока - «Нравственные заповеди в религиях мира».

Что же это такое заповеди? (слайд 2) Откуда они взялись? Оказывается, у иудеев и христиан древние правила поведения общие (слайд 3). Взялись они от Бога – Сам Бог передал заповеди пророку Моисею. Как это было? Узнать ответ нам поможет Книга. У меня в руках «Ветхий Завет». В нем есть рассказ о том, что три с лишним тысячи лет назад человек по имени Моисей вывел свой народ – еврейский народ – из египетского плена (слайд 4). Сбежав из плена, люди странствовали по пустынным местам в поисках той земли, где могли бы жить безопасно и свободно. И вот однажды они достигли горы, которая называлась Синай. Неподалеку от этой горы люди решили отдохнуть, устроились на стоянку. И вдруг… (Чтение с пояснением незнакомых слов - «Исход», глава 19):

16 На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане.

17 И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы.

18 Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась...

20 И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей...

О чем же они говорили – Бог и человек? Попробуйте представить себя на месте Моисея. О чем бы я спросил Бога при встрече? О погоде? (…) Конечно же о самом главном – как человеку в этом мире жить без зла, чтобы жизнь долгой и счастливой была? И чтобы потом в ад не попасть.

И Бог ответил на этот вопрос очень подробно. А чтобы Моисей ничего не забыл, и чтобы народ в правдивости слов Моисея был убежден – Сам Бог на каменных плитах начертал правила жизни. Эти правила называются «заповеди». А каменные плиты с заповедями называются «скрижали». Посмотрите иллюстрации в учебнике (стр.68 - 69).

Что же было написано на тех плитах? (слайд 5,6,7) 10 заповедей – 10 правил. Первые 4 – о том, как человек должен относиться к Богу. Остальные 6 – о том, как человек должен относиться к людям.

Христиане и иудеи говорят, что каждая заповедь — это указатель, «дорожный» знак. Знак подсказывает, как избежать катастрофы. Давайте прочитаем хотя бы одну из заповедей о том, как человек должен относиться к Богу. Действительно, как? Вот пример - 2 заповедь (слайд 8): не сотвори себе кумира и не служи ему. Это о чем? Вот объяснение христиан.

Иногда можно услышать такие слова: «самое главное в жизни – это деньги», «мой кумир – известный певец», «я обожаю компьютерные игры»… «Обожаю» – вдумайтесь в это слово, разглядите корень. «Обожаю» - ставлю на место Бога. На месте Бога может оказаться человек – потому что он известный, красивый, процветающий. Знаете, что тогда может случиться? Вся жизнь фаната вокруг кумира вращается: всё время и силы он тратит на то, чтобы следить за каждым шагом своего героя, старается быть похожим на него. А однажды такой кумир, известный певец, взял и выбросился с 20 этажа, а его фанаты потеряли ориентир в жизни. Нет ориентира – незачем жить. И вслед за кумиром совершили самоубийство...

Вот почему на место Бога нельзя ставить человека - ведь каждый человек может в жизни ошибаться и заблуждаться.

4 заповедь (слайд9 ): шесть дней работай, а день седьмой надо Богу посвятить. По этой заповеди иудеи в субботу не работают, о Боге размышляют, священные собрания посещают. А христиане в воскресный день службу в Церкви не пропускают.

Для чего им это надо? Не лучше ли отоспаться, в выходной день до обеда на диване поваляться? (…) Нет, им не лучше. Те, кто верит в Бога, хотят поближе к Богу стать, душу светом напитать.

Первые 4 заповеди говорят об отношении человека к Богу. А есть еще 6 заповедей об отношении к другим людям. Например, 5 заповедь – удивительная (слайд 10). В ней говорится, что надо делать «чтобы было тебе хорошо и чтобы ты был долголетен на земле». Знаете, что для этого надо делать? Бог говорит: «Почитать отца и мать».

Как вы понимаете в этой заповеди слово «почитать»? (уважать, относиться с благодарностью, не грубить…) Скажете: «да ладно, знаем, скучно»… А давайте представим, что родители этого ребенка в эту комнату не вернутся. Что будет с малышом? Кто его накормит, согреет, поможет ему, вылечит, защитит?.. Выживет ли он без взрослых?

А давайте представим на одну минуту, что наши родители исчезли... Приду из школы, а дома не ждут. Обед никто не сварил. Откуда без родителей взять денег на продукты и тетради? На игрушки и одежду? Кто мне поможет, кто меня защитит?..

Жизнь так устроена, что сперва родители помогают ребёнку, пока он растёт, а потом дети помогают родителям, когда они состарятся. Потом твои дети отнесутся к тебе так же, как ты относился к своим родителям.

Уважение старших - это не просто вежливые слова. Это мудрость.

6. Не убивай (слайд 11). Заповедь говорит не только о бандитах. Нас тоже касается. Как? Оказывается, даже взглядом можно убить человека – если смотрит на другого с ненавистью, то рушит жизнь, лишает здоровья и радости. А что словом можно убить, помните? (…)

7. Не прелюбодействуй – т.е. не предавай любимого человека.

8. Не кради.

9. Не лги.

10. Не завидуй. Смотрите-ка – эта заповедь учит, что даже в мыслях грех нельзя допускать. Мысль тоже пачкает душу. Надо учиться хранить чистоту мыслей.

Вот хотя и кратко, но мы познакомились с заповедями, которые Бог передал пророку Моисею. А через него и всем людям. Эти заповеди общие для иудеев и христиан.

Давайте поработаем с учебником. Найдите на стр.68 3 абзац: «Десять библейских заповедей не только были основой поведения многих и многих поколений верующих, но и стали отправной точкой для большинства законов, которые приняты в различных странах мира. Именно этим законам следуют люди вне зависимости от их национальности или веры…» О чем это сказано? Например, Конституция США, т.е. главный закон страны - написана по Заповедям Моисея. Давайте теперь постараемся ответить на интересный вопрос (стр. 70 «Обсудим вместе»): «как вы объясните, что библейские заповеди стали отправной точкой многих законов, которые приняты в различных странах мира?» (…)

(Ответ на слайде 12) Это путь к обществу без преступлений. Дана черта, которую нельзя переступать. Вот откуда появилось слово «преступление». Не хочешь быть преступником – живи по заповедям. Давайте проверим, понятны ли они вам. (Раздать распечатанный текст заповедей.) Ответьте на вопросы:

- Вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Какую заповедь всё время нарушала старуха? (не завидуй)

- Какую нарушили ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха? (не лги, не убий, не завидуй) Это герои какой сказки? (…)

- Герой рассказа Н.Носова «Огурцы»? (не кради)

- Герои рассказа Н.Носова «Фантазеры»? (не лги)

- Нарушитель какой заповеди зовется «хам». Почему?

Рефлексия. Представьте, что отменены все правила дорожного движения. Что будет твориться на дорогах? (…) Представьте, что исчезли заповеди. Изменится ли мир? (…)

Домашнее задание: вечером дома скажите маме и папе спасибо за то, что они есть.

 

Дополнительный материал

«Закон Твой — утешение мое... Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты сделал меня мудрее врагов моих... Велик мир у любящих закон Твой и нет им преткновения» — восклицал царь Давид (Псал. 118: 77, 97-98, 165).

Посредством пророка Моисея Господь дал человечеству десять заповедей (Исх. 20: 1-17). В них заповедан путь, следуя которому человек минует многие ненужные ошибки.

Заповеди Божий подобны законам природы. Те и другие установлены одним Творцом, они дополняют друг друга. Первые обращены к душе, а вторые регулируют бездушную материю.

 

Моисей и божественный закон

Десять заповедей - Правила: как себя вести, чтобы не попасть в ад.

Первая заповедь сама по себе является формулой Завета-союза между Ягвэ и народом Израиля, в основание которого положено чудо избавления от египетского рабства, не столько даже само избавление, сколько явное Божественное присутствие. Помня о том, что Сущий реален и верен Своим обетованиям, народ так же должен явить верность Богу и готовность исполнить Его волю. Рядом с Его реальностью любой языческий божок нелеп, и поклонение ему является греховным безумием, которому подвержены окружающие народы, обожествляющие природу, космос и человека и не способные узреть за всеми явлениями трансцендентное бытие Творца.

Не делай себе кумира и никакого изображения Божества, не поклоняйся и не служи идолам. Во-первых, изображение Божественного таит опасность идолопоклонства, а во-вторых, Бог непостижимо глубок и потому неизобразим. Праведники часто "видят" Бога или "слышат" Его, но это духовное видение и слышание. Даже Моисею было позволено увидеть Бога только "со спины" /Исх./

Бог призывал народ не поклоняться светилам небесным, животным или птицам: «Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину. Изображения какого-либо скота... птицы... гада... рыбы... И дабы ты, взглянув на небо, и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Второзаконие 4:16-19

 

Не произноси имени Господа твоего напрасно.

Дело в том, что имя Господа (Ягвэ) является символическим отображением Его сущности, а в сущности Своей он есть "огнь попаляющий". Назвать Бога по имени возможно только тогда, когда израильтянин, собираясь молиться, предстает пред Ним лицом к Лицу.

Не произноси Имени всуе, т.е. напрасно, просто так, к слову. Ведь даже если человека позовешь, он откликается. Произнести Имя Бога – это значит позвать Его. Если Бога позвал, а не хочешь с Ним говорить – как бы Его не прогневить.

 

Помни священный субботний день; все дни делай свои дела, но седьмой день - суббота Господу Богу твоему. Суббота /от евр "шаббат", покой/ - это великий еженедельный праздник вхождения в "покой Божий". Это день, когда должно быть отложено "всякое земное попечение", чтобы ничто не помешало благочестивому еврею ощутить близкое присутствие Бога, насколько это возможно в мире до Его воплощения.

Бог освятил, или сделал священным, седьмой день. Слово «освятил» означает: «сделать священным», «отделить как святое и для святого употребления». Освящены могут быть люди, места (например: святилище, храм или церковь) и время (святые дни).

Освящение Богом святого дня означает, что данный день свят, что Господь отделил его для возвышенной цели: обогатить взаимоотношения между Творцом и людьми.

Первые четыре заповеди выстраивают отношение человека к Богу. Остальные шесть касаются отношений между людьми.

В светском мире об этих заповедях часто говорят как об универсальных нравственных принципах, которыми может жить даже неверующий человек. В сер. XIX в. археологи раскопали древний Вавилон и, в частности, обнаружили кодекс царя Хамураппи, который как минимум на 400 лет старше синайского десятисловия, в связи с чем недобросовестная критика стала обвинять Библию в заимствованиях. Уже в наше время проповедники кришнаизма утверждают, что в Гите, написанной много раньше Библии, "всё это уже давно есть". Поэтому нам необходимо выяснить, в чем именно заключается уникальность десятисловия.

 

Наивно было бы полагать, что только в XIII в. до Р.Х. и только израильтянам вначале была открыта греховность убийства, воровства, прелюбодеяния и т.д. Это знание сохранялось в человечестве со времен Адама; ап. Павел говорит в связи с этим о законе совести, написанном у язычников в их сердцах. Но отличительная особенность синайского декалога в том, что все нравственные заповеди обуславливались авторитетом первой заповеди, которой меряется их истинное понимание: "не убей, ибо, ты отнимаешь жизнь, которую Бог дал, и только Он может забрать"; "не прелюбодействуй, ибо ты грешишь против брака, благословленного Богом", "чти родителей, ибо они стали посредниками в том, что Бог привел тебя из небытия в бытие"... Можно сказать, что в каждой заповеди присутствует сам Бог, живая память о Нем. Только тому, чья вера озарена дыханием Бога Живого, очевиден глубокий смысл понятий "священного дара жизни", "святости брака", "неприкосновенного права собственности", обязанности говорить на суде "правду и только правду" и др.

 

Кроме десяти заповедей, которые в основном носят запретительный характер (это первая воспитательная фаза), в Законе мы встречаем множество высказываний побудительного характера. В Евангелии Господь говорит, что вся суть Закона состоит в двух заповедях: "возлюби Бога всем сердцем своим, всем помышлением твоим" и "возлюби ближнего, как самого себя", и эти заповеди процитированы Им из Пятикнижия. Правда, в дохристианские времена смысл обоих этих утверждений отличался от евангельского: любовь к ближнему предполагала, что сей ближний есть только израильтянин, и при этом он не сделал тебе зла или ущерба; любовь к Богу означала послушание в исполнении Его заповедей. В том же Законе мы находим другое известнейшее поучение, которое иногда называют "золотым правилом нравственности"; оно существует в двух формах:

Не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой;

Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

 

Эти мудрые слова не охватывают весь драматизм битвы сил добра и зла, но в определенной степени способствуют духовному равновесию.

 

Википедия:

десять основных законов, которые были даны самим Богом Моисею на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (Исх.19:10-25).

Десять заповедей содержатся в Пятикнижии в двух мало отличающихся друг от друга версиях (см. Исх.20:2-17; Втор.5:7-21). В другом месте (Исх.34:14-26) часть заповедей воспроизведена в форме комментария, вложенного в уста Всевышнего, при этом не комментируются морально-нравственные нормы, но формулируются предписания в религиозно-культовой области. Согласно еврейской традиции, вариант, содержащийся в 20-й главе книги Исход, был на первых, разбитых скрижалях, а вариант Второзакония — на вторых.

 

Обстановка, при которой Бог дал Моисею и сынам Израиля десять заповедей, описана в Библии в ярких красках. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блестела молния, и, в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди (Исх.19:1 и след.). Затем сам Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях, «Скрижалях свидетельства» (Исх.24:12; 31:18; 32:16) или «Скрижалях Завета» (Втор.9:9, 11:15), и передал их Моисею. Когда Моисей спустился с горы, после сорокадневного пребывания на ней, со скрижалями в руках и увидел, что народ пляшет вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, он пришёл в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога. После последовавшего раскаяния всего народа, Бог велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали, и написать на них Десять заповедей.

 

10 заповедей по Синодальному переводу Библии.

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

 


10 заповедей по Синодальному переводу Библии. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. 10 заповедей по Синодальному переводу Библии. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. 10 заповедей по Синодальному переводу Библии. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: