Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения





ТЕО ́́ РИЯ, -и, жен.

1. Учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. Философская т. Т. познания. Т. относительности.

2. Совокупность обобщённых положений, образующих науку или раздел какой-н. науки, а также совокупность правил в области какого-н. мастерства. Лингвистическая т. Т. шахматной игры.

3. Сложившееся у кого-н. мнение, суждение, взгляд на что-н. У него на этот счёт своя т. В оправдание своего поведения придумал целую теорию.


 

8. Задание 8 № 10256

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


 

11. Задание 11 № 18946

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

Запишите номера ответов.

 

1) трав..нистый (покров), глин..стая (почва)

2) жонглир..вать, проб..вали (на вкус)


А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм


1) Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться согласно установленной процедуре.

2) В фамильном архиве есть письмо актёра Щепкина, который с душевной болью сообщает о закрытии театра в Тифлисе.

3) Главное, к чему надо стремиться, это то, чтобы стать счастливым человеком.

4) Журнал «Природу», материалы которого я использую в работе, мы выписываем регулярно.

5) Молнии не столько вспыхивали, сколько трепетали, как крыло умирающей птицы.

6) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

7) То садился он на диван, то подходил к окну, то принимается за книгу, то хочет мыслить — безуспешное хотенье.

8) Он идет по этому полю, задыхаясь от жары, а свет все накаляется и накаляется, синеет и пышет огнем.

9) Из-под по-монашески повязанного темного платка и светилось, и улыбалось чистое юное доброе лицо.


3) (невысокий) каблуч..к, наскор.. (сделать)

4) повел..вать, находч..вость

5) осва..вать, циркони..вый

 

12. Задание 12 № 14471

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

Запишите номера ответов.

1) произнос..шь, слыш..мый

2) относ..шься, надума..шь

3) засмотр..шься, реша..мый

4) невид..мый, разгон..шься

5) раска...ться, найд..нный

 

13. Задание 13 № 1082

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

(Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

A Б В Г Д
         

 

9. Задание 9 № 14444

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

 

1) перекл..каться, подсв..тить, упл..тнить

2) разл..ваться, задр..жала, многог..лосье

3) ш..девр, п..тнистый, сч..тать

4) бл..стательный, зап..реть, ст..кло

5) водор..сли, подг..реть, над..рёт (уши)

 

10. Задание 10 № 14571

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

Запишите номера ответов.

 

1) и..гнать, не..гораемый, ра..погодится;

2) д..темна, непр..стёганное (одеяло), п..дстрекатель;

3) пр..пинание, пр..глушить, пр..стегнуть;

4) раз..грать, пред..стория, без..мянный;

5) по..бросить, о..говорка, на..земный.


Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо. Синий рассвет заглянул в (не)занавешенное с вечера окно.

Давно ему (не)дышалось так легко.

Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный.

 

14. Задание 14 № 6055

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

ЧТО(БЫ) не досаждали насекомые, в окна (ТОТ)ЧАС вставили москитные сетки. ЧТО (БЫ) ему ни предлагали, он ТУТ (ЖЕ) отвечал отказом.

Телефон (ПО)ПРЕЖНЕМУ молчал, и я (В)ТАЙНЕ начал готовиться к худшему.

ЧТО(БЫ) найти ключи, пришлось обыскать всю комнату, (ПОТОМУ)ЧТО в ней царил беспорядок.

Печатная реклама, (НЕ)СМОТРЯ на появление множества новых технологий, (ПО)ПРЕЖНЕМУ остаётся одним из важнейших каналов коммуникации с потребителем.

 

15. Задание 15 № 10409

Укажите все цифры в порядке возрастания, на месте которых пишется НН.

 

Человек остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему словами долгожда(1)ой телеграммы, написа(2)ой белыми буквами на синей стеклянной табличке:

«Почта, телеграф, телефон». Однако в этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже заставле(3)ы карто(4)ыми щитками с категоричным словом «Закрыто».


16. Задание 16 № 13876

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) Дул то с одной то с другой стороны ветерок.

2) По вечерам я стал читать и оценил вполне лампу над столом и седые угольки на подносе самовара и стынущий чай.

3) На широком лугу пасутся коровы да лошади или козы с овцами.

4) У Пахомки ни детей ни воспитанников никогда не было.

5) В воздухе жужжали мухи и наперегонки носились разноцветные бабочки.

 

17. Задание 17 № 6018

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Ночью пошёл дождь (1) ещё по-летнему тёплый (2) а уже к утру начали облетать (3) пожелтевшие за неделю (4) листья.

18. Задание 18 № 2650

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Пишите цифры в порядке возрастания

 

В этом году (1) к удивлению орнитологов (2) гуси прилетели на гнездование на две недели раньше положенного срока. На поведении птиц (3) вероятно (4) сказалась аномально тёплая весна.

19. Задание 19 № 5542

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

В глубоком молчании сидели мы с братом на заборе под тенью густого серебристого тополя и держали в руках удочки (1) ржавые крючки (2) которых (3) были опущены (4) в огромную бадью с загнившей водой.

20. Задание 20 № 1128

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбаками (4) трудности и опасности морского промысла.


21. Задание 21 № 17214

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

(1) У каждого человека есть место, которое ему бесконечно дорого, — родная земля. (2)Алтайский край является одним из самых красивых мест земного шара. (3)Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, светлые берёзовые рощи и таинственные урочища со следами диких животных — всё это мило и дорого каждому, кто здесь бывал. (4)Этот край — территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство — люди. (6)Люди спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою родную землю, уверенно смотрящие в будущее. (7)Чтобы познакомиться с Алтайским краем, можно почитать о нём книги, посмотреть фильмы, но, чтобы постичь его душой, а затем полюбить навсегда, надо обязательно приехать на алтайскую землю. (8)«Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» — призывают к увлекательному путешествию буклеты-путеводители по туристическим маршрутам России.

 

22. Задание 22 № 6284

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.

 

1) Собеседник рассказчика, Сокольский, сомневается: каждый ли человек способен на самоотверженную помощь, когда это связано с риском для его жизни?

2) По наблюдениям местных ямщиков, такие «переправы» животных с другого берега предвещают очень холодную зиму.

3) По мнению рассказчика, животных спас не только инстинкт выживания, но и способность просчитывать свои шаги наперёд, ум, смелость и решительность.

4) Подобравшись ближе к берегу, козы бросились к людям в надежде, что те могут их спасти в случае падения в воду.

5) Собака мгновенно отреагировала на появление коз и кинулась наперерез младшей.

 

(1) Мы ехали берегом Лены на юг, а зима догоняла нас с севера.

(2) Однако река упорно боролась с морозом: ближе к берегам она превращалась в застывшую безобразную грязно-белую массу, а в середине лёд всё ещё ворочался тяжёлыми, беспорядочными валами, скрывая от глаз застывающее русло, как одичалая толпа скрывает место казни.

(3) И вот однажды с небольшого берегового мыса мы увидели среди тихо передвигавшихся ледяных глыб какой-то чёрный предмет, ясно выделявшийся на бело-жёлтом фоне.

(4) — Ворона, — сказал один из ямщиков. (5)— Медведь, — возражал другой ямщик.

(6) — Откуда же взяться медведю на середине реки? — спросил я у него.

(7) — С того берега. (8)В третьем годе медведица вон с того острова переправилась с тремя медвежатами. (9)Нонче тоже зверь с того берега на наш идёт. (10)Видно, зима будет лютая...

(11) Наш караван остановился у мыса, ожидая приближения заинтересовавшего всех предмета. (12)— А ведь это, братцы, козули, — сказал наконец один из ямщиков.

(13) Действительно, это оказались две горные козы. (14)Теперь уже ясно были видны их тёмные изящные фигурки среди настоящего ледяного кошмара. (15)Одна из коз была побольше, другая поменьше. (16)Мы предположили, что это были мать и дочь. (17)Причём старшая явно руководила


переправой. (18)Вокруг них безжалостные льдины бились, сталкивались, вертелись и крошились; в промежутках что-то кипело и брызгало пеной, а нежные животные, насторожившись, стояли на ледяном куске, подобрав в одно место свои тоненькие ножки... (19)Наверное, им было страшно, ведь их жизнь могла оборваться в любую секунду. (20)Но, видимо, оставаться на том берегу им было ещё страшнее, раз они, так чудовищно рискуя, затеяли эту опаснейшую переправу.

 

(21) Огромная льдина, плывшая впереди той, где стояли козы, стала как будто замедлять ход и начала разворачиваться, останавливая движение задних. (22)От этого вокруг животных поднялся вновь целый ад разрушения и плеска. (23)На мгновение два жалких тёмных пятнышка совсем было исчезли в этом хаосе, но затем мы их заметили на другой льдине. (24)Опять собрав свои тоненькие дрожащие ножки, козы стояли, готовые к очередному прыжку. (25)Это повторилось несколько раз, и каждый новый прыжок с рассчитанной неуклонностью приближал их к нашему берегу.

 

(26) Когда льдина, на которой находились козы, подошла к роковому месту столкновения с берегом, у нас мороз по коже пробежал от страха за их судьбу: в таком аду из скопившихся ледяных масс выжить было сложно.

(27) Сухой треск, хаос обломков, вдруг поднявшихся кверху и поползших на обледенелые края мыса,

— и два чёрных тела легко, как брошенный камень, метнулись на берег.

(28) Мы, стоя на мысу, невольно заслоняли козам вольготный проход.

(29) Однако умное животное, решив бороться за жизнь до конца, ничуть не побоялось нас, врагов в будничной жизни, и не задумалось ни на минуту.

(30) Я заметил взгляд её круглых глаз, глядевших с каким-то странным доверием, и затем она понеслась сама и направила младшую прямо к нам.

(31) От такой смелости и решительности даже наша большая хищная собака Полкан, вместо того чтобы кинуться на добычу, сконфуженно посторонилась. (32)И старшая коза, бережно загораживая собою младшую, пробежала мимо пса, бесстрашно коснувшись боком его шерсти...

(33)— Эти бедные животные на наших глазах преодолели столько опасностей... (34)Вот оно — желание жить, — задумчиво произнес Сокольский, наш случайный попутчик, когда мы вновь отправились в путь.

(35)— А заметили ли вы, с каким самоотвержением старшая помогала младшей и как закрыла младшую от собаки? (Зб)Вот оно — желание спасти...

(37)Всякий ли человек сделает это при таких обстоятельствах? (38)— Всякая мать, я думаю... — сказал я, улыбнувшись.

 

(по В. Г. Короленко*)

*Владимир Галактионович Короленко (1853—1921) - русский писатель, журналист, публицист.


 

23. Задание 23 № 6285

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания.

 

1) В предложении 2 содержится описательный фрагмент.

2) В предложениях 19—20 представлено рассуждение.

3) Предложение 21 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 22.

4) В предложениях 30—32 представлено описание с элементами рассуждения.

5) Преобладающий тип текста—рассуждение.

 

 

24. Задание 24 № 6286

Из предложения 26 выпишите фразеологизм.

 

(2) Однако река упорно боролась с морозом: ближе к берегам она превращалась в застывшую безобразную грязно-белую массу, а в середине лёд всё ещё ворочался тяжёлыми, беспорядочными валами, скрывая от глаз застывающее русло, как одичалая толпа скрывает место казни.

 

25. Задание 25 № 6293

Среди предложений 11—18 найдите найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

(1) Мы ехали берегом Лены на юг, а зима догоняла нас с севера.


 

26. Задание 26 № 6294

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

 

«В. Короленко, как истинный мастер рассказа, в малом объёме сумел максимально полно передать читателям особенности эпизода, пережитого рассказчиком. В синтаксисе частое употребление (А)(предложения 2, 18, 21, 30) делает повествование живым, динамичным, а использование такого синтаксического средства выразительности, как (Б)(предложения 34, 36), помогает расставить смысловые акценты. В свою очередь, такие тропы, как (В)(предложения 2, 27) и (Г)(«изящные фигурки» в предложении 14, «безжалостные льдины» в предложении 18, «к роковому месту» в предложении 26), насыщают текст особой выразительностью, художественностью и вместе с тем помогают передать отношение автора к своим героям и происходящему в целом».

 

Список терминов:

1) литота

2) сравнение

3) ряд однородных членов

4) восклицательные предложения

5) синтаксический параллелизм

6) эпифора

7) риторические вопросы

8) лексические повторы

9) эпитеты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

A Б В Г
       

 

 

27. Задание 27 № 6295

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера- иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Ключ

№ п/п № задания Ответ
1 2934 45|54
2 2915 лишь|только
3 8078 1
4 10642 свекла
5 1066 огородить|оградить
6 13642 отвечающих
7 3808 поскользнуться
8 10256 14637
9 14444 12|21
10 14571 24|42
11 18946 23|32
12 14471 14|41
13 1082 несмотря
14 6055 чтобытотчас|тотчасчтобы
15 10409 124
16 13876 14|41
17 6018 12|21
18 2650 1234
19 5542 1
20 1128 123
21 17214 45|54
22 6284 123
23 6285 123
24 6286 морозпокоже|морозпокожепробежал
25 6293 14
26 6294 3529

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: