Встреча родителей — найдя друг друга, юноша и девушка (мужчина и женщина) становятся парой. Для обретения единства даётся импульс устремлённости друг к другу - влюблённость, которая является началом любви.
Благословение Божье — приняв решение жить вместе в законном браке, будущие родители получают помощь Божью в Таинстве Венчания для преодоления жизненных трудностей в семейной жизни и воспитания детей в вере, надежде, любви.
Радость ожидания — узнав о беременности, будущие мать и отец изменяют ритм жизни: ограждают женщину от негативных впечатлений; разумно составляют рацион питания; увеличивают пребывание на богослужениях; чаще участвуют в Таинстве Причастия.
Рождение ребёнка — подготовившись к родам, родители заботятся о младенце: ухаживают за ним; мать вскармливает грудью; общаются с новорожденным; поют колыбельные; не допускают ссор; воцерковляют новорожденного в Таинстве Крещения; регулярно причащают младенца.
Воспитание личности — исполняя родительский долг, отец и мать погружают ребёнка в православный уклад семьи: организуют режим дня; прививают добрые нравы; искореняют греховные наклонности; обучают труду; развивают познавательный интерес; вводят в церковную жизнь; дают образование; ориентируют на активную жизнь в обществе; пробуждают патриотические чувства; подготавливают к благочестивому супружеству.
В православной традиции жизнь воспринимается как дар Божий и переживается личностью как духовная основа достоинства человека.
Чувство собственного достоинства имеет религиозную природу. Оно включает три компонента:
благодарность Богу — принятие себя: пола, внешности, национальности, способностей, возможностей;
|
почитание родителей — принятие социального статуса и личностных качеств своих родителей;
созерцание Промысла Божьего — принятие всех обстоятельств собственной жизни: социального положения, событий прошлого и настоящего, служения в призвании.
Чувство собственного достоинства является психосохранным механизмом личности, раскрывающим творческие возможности в процессе самоактуализации человека в обществе.
Вне Бога чувство собственного достоинства искажается и превращается в гордыню и надмение, в комплекс неполноценности и уход в амбициозную мечтательность.
Когда в стране попираются духовные законы, то в обществе появляются социальные структуры, формирующие психологию смерти и человеконенавистническое сознание. Человеконенавистническое сознание имеет богоборческую природу, так как все мироощущения делятся на жизнеутверждающие (теистические и оптимистичные) и жизнеот-рицающие (атеистические и пессимистичные).
Виды человеконенавистнического сознания
Гедонизм — поиск в жизни наслаждений и удовольствий; наркомания, алкоголизм, амфитамины; отрицание чувства долга и исполнения каких-либо обязанностей; отказ защищать и служить Отечеству.
Безопасный секс — надругательство над девственностью, половое просвещение; пошлость и нецензурные разговоры; половая распущенность, сексуальная озабоченность; глумление над добродетелями.
Абортное мышление — признание детоубийства нормой; устрашение беременностью как угрозой для здоровья; обогащение на крови младенцев фитальный бизнес; индустрия контрацепции.
|
Культ смерти — пропаганда суицида и экстремального мышления; романтизация агрессии, насилия, жестокости; формирование преступного мышления; допустимость сексуальных извращений, эфтаназия.
Болезненное состояние нашего общества и безумие современного человечества заключается в том, что оно отвергает ценность и уникальность жизни своих детей. Оскудела сила родительской любви в семьях. Но любовь и милость Божья к своим чадам неизбывны и нелицемерны во все времена. И тому, кто сегодня по каким-то причинам лишён материнской ласки или отцовской заботы, нужно знать, что Бог — человеколюбец. Обращение к Нему помогает и поддерживает во всех жизненных обстоятельствах.
РАДОСТЬ ОЖИДАНИЯ
В то время, когда мы еще не могли видеть своих родителей, они уже общались с нами, радостно ожидая появления на свет своего малыша. Сколько нежной трепетности испытывали они к еще нерождённому ребёнку и задавались вопросами: кто он? как мы его воспитаем? сможем ли уберечь от дурного? кем он вырастет? как согреет нашу старость?
С давних времен на Руси беременную женщину называли непраздной. Этим словом в православной среде подчеркивалась социальная роль женщины в жизни государства. Рождение и воспитание детей почиталось благородным трудом на благо Отечества.
Ожидание рождения ребёнка в каждой семье воспринималось как Божье благословение и сформировало культуру родителъства. В менталитете православного народа всегда хранилось знание о том, что родительство начинается не с рождения ребёнка, а с момента его зачатия. Непреложной истиной ответственного родительства было понимание того, что зачатие здорового потомства возможно только в законном браке, на благословлённом супружеском ложе.
|
Культура ожидания ребенка имеет духовный, социальный и психологический аспекты.
Духовная составляющая культуры ожидания ребёнка выражается в благоговейном наблюдении за тайной зарождения и развития новой жизни; благодарении Бога за дарованную свыше возможность родительства; молитвенном обращении к Матери Божьей и святым угодникам; участии беременной женщины в церковных Таинствах.
Социальная составляющая культуры ожидания ребёнка определяет нормы поведения людей в обществе: почтение и уважение к состоянию беременности; помощь и поддержка непраздной женщине в различных житейских ситуациях; материальное вспоможение в период беременности; социальное осуждение недостойного (девиантного) поведения женщины во время плодоношения.
Психологическая составляющая культуры ожидания ребёнка включает в себя: хранение душевного мира и физической чистоты будущей матери; создание атмосферы искренней любви и трепетной заботы; окружение жизни беременной женщины красотой и вниманием; ограждение будущей матери от негативных впечатлений.
Пренаталъная психология изучает влияние состояния беременной женщины на внутриутробное развитие плода. Особенности поведения будущей матери закладывают основы психики ребёнка: тип его темперамента, гибкость мышления, силу проявленности его способностей, меру волевой активности. Современные учёные утверждают, что для полноценного внутриутробного развития ребёнку необходимо общение не в диаде с матерью, а в триаде — с матерью и отцом. Он реагирует на голос отца, может менять своё положение в утробе матери, покачиваться и переворачиваться. Если беременная женщина раздражительна и подавлена, часто плачет и мало радуется, то младенец рождается ослабленным. Поэтому только радостное ожидание матерью своего дитя формирует нормальную психику и крепкое здоровье ребёнка.
В православной культуре ожидание и рождение детей является нормой благочестивой семейной жизни. Само рождение детей в законном браке есть выражение полноты отношений мужчины и женщины. Появление ребёнка рассматривается как богоустановленное творческое действие, совершаемое по образу Божьему, так как любой человек творится по образу Самого Божества. Сам процесс зачатия и рождения людей сопровождается творческим действием Бога-Художника, благодаря чему становится возможным рождение новой жизни, особого мира, новой личности. Рождение плода любви превращает двоицу в троицу, давая возможность еще полнее отобразить любовь Божественную в любви человеческой.
Потеря в обществе должного отношения к чадородию привела к оскудению родительства, безнравственности и сексуальной вседозволенности, к девиантному материнству. Всё чаще становятся известны случаи об оставленных в родильных домах детях; выкинутых, но чудом выживших, новорожденных; зараженных и ВИЧ-инфицированных еще в утробе матери младенцах. Курение, наркомания и употребление алкоголя в период беременности стали в нашем обществе почти рядовыми явлениями.
Признаки формирования девиантного материнства: отсутствие идеала материнства в молодёжной среде; добрачная потеря девственности; беспорядочные половые связи; ненормативная лексика; домогательства сексуальной близости; наркомания; проституция.
Девиантное материнство обусловлено также сексуальной одержимостью и деградацией эмоциональной сферы определённой части юношей. Не имея позитивной системы духовных ценностей и правильного понимания особенностей проявления энергии пола и движений эроса, они воспринимают девушек как объект похотливых влечений. Насаждаемая средствами массовой информации половая распущенность порождает потребность в пошлости, хамстве, нецензурной брани, оскверняющей само зачатие и деторождение человека.
Физическая чистота признаётся всеми мировыми религиями ценнейшим подспорьем для жизненного расцвета личности, является для человека величайшим благом, источником духовной силы и крепости.
Сегодня слишком часто случается так, что девушки и юноши не ценят чистоту в добрачных отношениях. Для них блуд стал нормой. Но закономерно и то, что следствием нецеломудренных отношений будут разочарование в любви, горечь обиды и отчаяние.
Православная традиция не оставляет оступившихся без помощи. Через Таинство Покаяния можно обрести силы преодоления греховных влечений и встать на путь добропорядочной жизни.
Радостное ожидание ребёнка в браке открывает супругам новые духовные горизонты: материнство является живой дверью, сквозь которую человечество при содействии Божьем проходит путь из небытия в бытие.
РОДИТЕЛЬСТВО
Родителями не рождаются. Родителями становятся. Это естественный закон жизни. Всё самое важное и самое главное в мире пронизано родительством. История человечества свидетельствует о том, что отправной точкой развития личности является жизнь в семье и отношения с родителями. Родительство поднимает человечество на ту духовную высоту, которая отличает его от всего животного мира в деле продолжения рода.
Человеческий организм при переходе от детства к взрослости в первую очередь подготавливается к тому, чтобы стать в последствии родителем. Одно из самых ответственных и священных призваний человека — быть отцом и матерью — доступно при минимальном здоровье и половой зрелости. Но лишь личная религиозность позволяет отнестись к этой возможности серьёзно.
Родительство начинает подготавливаться с того момента, когда юноша и девушка вступили в законный брак. Связав воедино свои жизни, муж и жена стремятся к воплощённому выражению своего единства. После рождения ребёнка союз мужчины и женщины становится в полном смысле нерасторжимым целым. Именно родительство возводит супругов в новое качество духовного достоинства и поднимает их социальную значимость в обществе.
К сожалению, легкая доступность родительства как такового сделала многих равнодушными к пониманию его высокого предназначения для жизни человека и общества. Многие браки в настоящее время происходят «по необходимости», то есть факт беременности становится конкретным поводом для оформления отношений. Хорошо это или плохо? С одной стороны, хорошо, рождение ребёнка скрепляет отношения и делает их более основательными и серьёзными. С другой стороны, родительство в этом случае не успевает набрать силу, оно как бы преждевременно и поспешно. И хотя социального осуждения нет, такое родительство несёт внутреннюю незрелость и, не всегда проговариваемое, чувство стыда. Высота родительского предназначения низвергается в состояние вины. Свобода любви связывается ощущением досады и безысходного принуждения.
Вот почему истинное счастливое родительство может возникать не просто из взаимной естественной склонности, а из духовного родства супругов, когда их объединяют не только развлечения, но, главным образом, единство ценностей и взглядов на жизнь. Единство семьи основано на религиозном чувстве сопринадлежности, сердцевиной которой является родительство.
Отношения мужчины и женщины в родителъстве отличаются от супружеских. Супружество предшествует родительству. И как корни дерево, так и любовь супругов друг к другу, держит и питает их любовь к ребёнку. Только такая пара может исполнить главную задачу брака и семьи — осуществить полноценное воспитание детей.
Родителъство — это единство супругов в воспитании детей.
Цель родителъства — заложить основы духовного характера ребёнка, способного к самовоспитанию.
Истинное родителъство имеет полноту обращённости к ребёнку и заботится о развитии телесно-душевно-духовной сторон его личности.
РОДИТЕЛЬСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ
Забота о развитии телесности —это уход за физическим здоровьем.
Уход за физическим здоровьем включает в себя умение родителей максимально сохранить и укрепить то здоровье ребёнка, которое дано ему от природы.
Забота о развитии душевности — это привитие добрых нравов в общении.
Привитие добрых нравов в общении с другими людьми направлено на то, чтобы дети могли:
- поступать таким образом, чтоб умножалась любовь в отношениях;
- бескорыстно делать добрые дела;
- уметь учиться лучшему у других людей;
- прощать ошибки и несовершенства ближнего;
- принимать критику и использовать её в самовоспитании;
- не перекладывать вину на других;
- принимать добрый совет;
- учиться;
- добросовестно относиться к порученному делу;
- правильно сделать выбор профессии;
- брать ответственность на себя в принятии решения;
- уметь принимать неудачи как необходимый жизненный опыт;
- адекватно воспринимать реальность, не впадать в мечтательность;
- быть настойчивым в достижении поставленной цели;
- не впадать в истеричность в трудных ситуациях;
- обладать здоровым чувством юмора;
- не насмехаться над ближними;
- быть благодарным за доброе отношение к себе.
Забота о развитии духовности — это пробуждение потребности в богообщении и формирование христоцентричности мировосприятия ребёнка.
Основой христоцентричности мировосприятия является:
- чувство пред стояния пред Господом;
- личностное переживание Божьего присутствия;
- радость переживания Божественного;
- забота о спасении своей души;
- различение добра и зла;
- молитвенное общение с Богом;
- участие в церковных Таинствах;
- руководство в жизни Заповедями Божьими;
- знание своего духовного достоинства;
- умение прощать личных врагов;
- умение слышать Божий Промысел о себе;
- творческое отношение к любому делу;
- исполнение своего духовного предназначения;
- вкус к познанию мира;
- умение созерцать Красоту богозданного мира;
- обретение чувства постоянного благодарения Богу.
Потенциал добра в душе ребёнка может пробудиться только любовью взрослых. Поэтому очень важно, чтобы события детства носили добрый характер, исходили из родительской духовности, показывали пример доброжелательности, терпения и благоразумия. Детство должно оберегаться от травмирующих впечатлении, так как страх и тревожность овладевают душой ребёнка и тормозят развитие личности.
Деятельное родителъство заключается в создании условий, которые позволят детям с детства:
• приучить своё тело к простоте, умеренности и активности;
• научиться правильному взаимодействию с другими людьми;
• обрести чувство ответственности перед Богом.
•
Свойства родителъства
Всё, что касается пробуждения в детях способности к духовному самовоспитанию, может осуществиться родителями, если они обретут смирение, строгость и властность, которые исходят из чувства призванности и силы родительской любви.
Смирение родителей выражается в умении принять ребёнка таким, каков он есть от природы. Следует наблюдать своеобразие новой личности. Правильным в родительстве будет различение в собственных детях их неповторимости и уникальности; особенностей темперамента и эмоциональной сферы; умственного развития и способностей. Нельзя видеть в ребёнке свою копию — это не так.
Строгость родителей помогает сформировать в ребёнке нравственные качества в характере, в поведении и во взаимоотношениях с людьми. В каждом человеке есть и добрые движения души и злые. Родительство направлено на поддержание в ребёнке положительных свойств и запрещение отрицательных. Для этого используется система поощрений и наказаний, которая должна быть разумной и целесообразной.
Властность необходима родителям для выполнения своих прав и обязанностей в деле воспитания своего дитя. Властность переживается родителями как ответственность перед Богом, своими родными и обществом за то, каким вырастет ребёнок, насколько он будет полезен своей семье, Отечеству и Церкви. Главными признаками родительской властности являются стратегия и перспективность в деле воспитания детей.
Мы живём в такое время, когда безответственность и беспомощность в родительстве возрастает от поколения к поколению. У каждого, кто вступает во взрослую жизнь, есть право выбора — каким родителем стать. Очевидна простая истина: чтобы дети получили хорошее воспитание, воспитанными должны быть сами родители. Личный пример родительского благочестия, доверие и внимание к душевным переживаниям ребёнка, добросовестное исполнение своих обязанностей позволят молодым родителям найти радость и утешение в своих детях.
ОТЦОВСТВО И МАТЕРИНСТВО
Радостным и уверенным бывает малыш, когда идет по улице, взявшись одной рукой за папу, другой - за маму. Игриво подпрыгивая и поглядывая на родителей снизу вверх, ребёнок в присутствии отца и матери чувствует себя защищенным и счастливым.
По закону любви полнота развития мужского и женского начала достигается в браке с рождением детей. Родительство не умаляет супружества, а расширяет его границы, вводит в новое психологическое пространство семейной жизни: мужа — в отцовство, а жену — в материнство.
Способность супругов к взаимной любви даёт силу родительству. Когда родители живут в заботливой внимательности друг к другу, дети чувствуют себя душевно комфортно. Если в супружестве что-либо не ладится или есть какая-то неудовлетворённость, то родительские неурядицы переадресовываются ребёнку, что приводит его в замешательство и смущение, искажает отношения со взрослыми, дезориентирует в самоощущении и подавляет развитие.
Диапазон супружеской любви расширяется родительством:
— любовь матери к ребёнку идет через мужа и подчеркивает его отцовство;
— любовь отца к ребёнку идёт через жену и возвышает материнское начало в ней.
Ответственное отцовство и материнство становится основанием зрелой полноценной личности. Проявляется отцовство и материнство в семье по-разному, не схожим внешне образом, но пронизано единым светом родительской любви.
Женщина реализуется как личность в материнстве. Она достигает своего максимального величия, родив много детей. Материнство даёт женщине реальную силу, является её естественным предназначением и Божьим благословением. Всё, чем бы женщина ни занималась вне материнства, становится недостаточным и несоизмеримым по значимости в её жизни по сравнению с рождением и воспитанием детей.
Материнство наполнено заботой о душевном строе ребёнка, призвано пробудить его духовно-личностный потенциал. Рождаясь, человек имеет только предрасположенность к развитию в себе человеческих качеств и способностей, некий Божественный Замысел будущей индивидуальности. Именно мать, женщина, помогает освоить младенцу первую территорию мироздания — психофизиологическое пространство самого себя.
Все материнские действия исполнены высокого предназначения. Речь и пение матери в наибольшей степени способствуют развитию интеллекта и сознания ребёнка. Пеленания, материнские прикосновения, внимательный уход активизируют мышечный отклик и формируют волевую сферу. Большая, чем у мужчины, женская эмоциональность пробуждает в младенце чувства и сердечные движения. Это важно еще и потому, что становление новой личности в детстве определяется не сознанием, а чувством, по неиссякаемой материнской любви.
Истинное материнство предполагает неформальное общение с ребёнком. Если мать, ухаживая за ним, исполняет всё правильно, но раздражённо, внутренне гневаясь и негодуя, - то в ребёнке будет формироваться неосознаваемое чувство вины за своё существование, за то, что он приносит матери неудобства и сложности. Такое искажённое представление о значении своего рождения для матери может быть причиной духа уныния в ребёнке, так как страстность матери будит и страсти дитя.
Позитивное отношение к миру формируется через нежную радость материнского общения с ребёнком, которое рождает уверенность и душевное спокойствие. Реакции матери на жизненные ситуации закрепляются в поведении ребёнка.
Мать настраивает душевную сферу на определенные симпатии и антипатии, вдохновляет на те или иные устремления и действия. Чуткость матери помогает ей слышать и различать едва заметные колебания в душе ребёнка к самому себе и к другим.
Отцовство отличается от материнства тем, что отец заботится о главном — чтоб ребёнок был. Человек рождён матерью от отца. В православной культурной традиции принято давать отчество по отцу, которое возвышает значимость отцовства. Если для матери важно какой ребенок, то для отца важно, что он есть. Отец не проводит много времени с ребёнком, так как ребёнку не это нужно. Ему необходим сам факт присутствия отца в семье. Это даёт ему возможность обращаться к отцу как к первому в своей жизни непререкаемому авторитету и показывать ему, чему он научился, что умеет, на что способен.
Отец для ребёнка осуществляет власть высшей инстанции. Мать не может в полноте ограничивать его в чём-либо, потому что она функционально призвана расширять пространство личности дитя.
Отец призван осуществлять корректирующий контроль, потому-то ребёнок и чувствует ответственность в большей степени перед ним.
Отец определяет духовно-смысловую сферу детей, влияет на формирование мировоззрения. Присутствие отца способствует оптимизации характера ребёнка, развивает уверенность и подсознательную убеждённость в ценности своего существования. Именно поэтому дети так радуются встрече с отцом. И не в том дело, кого ребёнок любит больше или меньше. Ему необходимо подтверждение своей нужности в кругу близких людей. Это придаёт большую энергию его развитию, помогает преодолевать сложности взросления, правильно определяет жизненные приоритеты.
Для позитивного отцовства и материнства характерны общие черты: религиозность, благородство, порядочность. Но есть особые качества личности, присущие в большей степени либо матери, либо отцу.
ПОЗИТИВНЫЕ КАЧЕСТВА
материнства чуткость внимательность отзывчивость терпеливость строгость неуступчивость злу добросердечность искусность тактичность опрятность хозяйственность уважительность образованность | отцовства доброжелательность разумность мастеровитость прямодушие требовательность самостоятельность последовательность щедрость решительность целеустремленность выдержанность справедливость честность |
Материнство способствует освоению ребёнком пространства самого себя. Отец научает дитя управлять самим собой.
Отцовство способствует освоению ребёнком социального пространства мира. Мать научает дитя взаимодействовать с ним.
Гармония отцовства и материнства вводит ребёнка во взрослый мир подготовленным.
Забота матери нужна ребёнку для его развития преимущественно в младенчестве и детстве. Во взрослой жизни почтительное отношение к матери укрепляет в человеке чувство благодарности и любви к людям.
Наставничество отца нужно ребёнку для его развития преимущественно в отрочестве и юношестве. Во взрослой жизни почтительное отношение к отцу формирует чувство благодарности и любви к Богу.
Становление индивидуальности во всех сферах личности идёт одновременно, но имеет приоритетность в осуществлении. Значение присутствия в жизни ребёнка отца и матери необходимо и равнозначно на каждом возрастном этапе. Не зря в народе говорят, что мать ласкает, а отец уму-разуму научает.
Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления и воспитания духовно здоровой личности, достойного гражданина своего Отечества.
ВОЗРАСТ СЕМЬИ
Семья, как и человек, рождается, взрослеет и становится зрелой. Каждый период отношений супругов и жизни семьи имеет своё символическое, психологическое, социальное и смысловое значение. Когда юноша и девушка женятся, то их сначала называют молодоженами. Затем мужем и женой, супругами. В дальнейшем они становятся родителями. А по прошествии двух-трёх десятилетий внуки зовут их дедушкой и бабушкой. В почтенном возрасте муж и жена удостаиваются чести величаться супружеской четой.
В православной России совместное многолетнее супружество было морально-этической нормой жизни русского народа. Разводы как социальное явление встречались крайне редко и осуждались общественной моралью. Церковь, государство и весь традиционный уклад общества поддерживали единобрачие и многодетность в семьях.
Возраст семьи поэтизирован в народных традициях русской культуры.