ТЕМП
От лат. Tempus - время
Музыкальный темп - скорость музыкального процесса; скорость смены долей
Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом, итальянские обозначения.
Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:
- ларго (очень медленно и широко);
- адажио (медленно, спокойно);
- анданте (в темпе спокойного шага);
- модерато (умеренно, сдержанно);
- аллегретто (довольно оживленно);
- аллегро (быстро);
- виваче (быстро, живо);
- престо (очень быстро).
Темп в музыке является одним из средств выразительности.
От того, какой темп в данном музыкальном произведении, зависит его характер: весёлые, радостные произведения обычно имеют быстрый темп, а грустные, печальные – наоборот, медленный.
Но так бывает не всегда – иногда медленный темп означает торжественность момента, в том числе и радостного, таковы бывают марши, они изображают движение большой массы людей, охваченных общим чувством, чаще всего бодрым. Например, Триумфальный марш из оперы "Аида" Дж.Верди.
И наоборот – быстрый темп не всегда означает веселье, иногда композитор использует его, чтобы выразить бурные чувства, которыми могут быть и не радостными: отчаяние, ужас, страдание и т.п.
Потому что люди по-разному переживают отрицательные эмоции: одни как бы замирают, а другие, наоборот, мечутся, в зависимости от темперамента.
Например, соната си-бемоль минор С. Рахманинова или финал 17-й сонаты Л. Бетховена.
Послушаем
· "Весну" А.Вивальди
· Менуэт Л.Боккерини
· Адажио Т.Альбинони
· Финал 17-й сонаты Л.Бетховена
Тема: «От адажио к престо»
|
На предыдущих уроках мы достаточно много внимания уделили такому средству музыкальной выразительности как ритм.
- Дайте определение ритму как музыкальному выразительному средству
- Только ли музыке принадлежит ритм?
(Нет, мы наблюдаем его повсюду. Ритм можно услышать, почувствовать, увидеть. Ритм-основа жизни)
- С каким выразительным средством ритм вступает в музыкальный диалог?
(Ритм и метр тесновзаимосвязаны в музыке.)
- Что означает метр в музыке?
Ребята, сегодня тема урока связана с новым средством музыкальной выразительности, и наша задача познакомиться с разновидностями этого средства и определить его назначение в музыке.
Слово темп не нуждается в особенных объяснениях. Мы часто слышим его, употребляем сами и прекрасно знаем, что оно означает скорость движения.
При этом, как ни странно, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (от латинского tempus). (карточка на доске)
Существует ли взаимосвязь между понятиями ТЕМП и ВРЕМЯ?
(ответы уч-ся: чем быстрее темп работы, тем меньше времени затратишь; берёшь максимальный темп, когда бежишь на время на уроке физкультуры...)
Музыка за долгие века своего существования научилась движению во множестве темпов.
- Какими обычно словами мы характеризуем темп музыкального произведения?
(медленный, средний, умеренный, быстрый, стремительный, спокойный и другие).
В музыкальном искусстве каждый из музыкальных темпов имеет свое название, обычно на итальянском языке.
И.С.Бах. Органная хоральная прелюдия. (запись названия в тетрадь)
Краткая информация.
|
И.С.Бах – великий немецкий композитор, органист и клавесинист 18 века. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Вынужденный служить придворным музыкантом, органистом и руководителем хора в церкви, он всегда вызывал недовольство своих влиятельных покровителей. Аристократическому обществу не нравились глубина и серьёзность произведений Баха.
Прелюдия написана для органа. Орган называют «инструмент-оркестр», самый большой из всех музыкальных инструментов первоначально был церковным и с его звучанием связывались самые светлые и возвышенные образы.
Точно так же и хорал возник как церковное песнопение.
Прослушивание фрагмента прелюдии.
- Какое темповое обозначение вы подобрали для этой музыки? (анданте)
- Почему? Каково содержание, настроение, характер?
(музыка звучала строгая, сдержанная, как будто человек думает, размышляет)
Подведение итогов урока.
- Какому средству музыкальной выразительности был посвящён наш урок?
- От какого латинского слова и с каким понятием связан темп?
- От чего зависит в музыке выбор того или иного темпа?
- На каком языке звучат разновидности темповых обозначений?
- Переведите тему урока (от медленного и спокойного к очень быстрому)
- Почему тема звучит в таком темповом обозначении, а не наоборот?
В тетрадь выписать главное по теме урока, сфотографировать и отправить мне.