Музыкальный темп - скорость музыкального процесса; скорость смены долей




ТЕМП

От лат. Tempus - время

Музыкальный темп - скорость музыкального процесса; скорость смены долей

Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом, итальянские обозначения.

Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:

- ларго (очень медленно и широко);

- адажио (медленно, спокойно);

- анданте (в темпе спокойного шага);

- модерато (умеренно, сдержанно);

- аллегретто (довольно оживленно);

- аллегро (быстро);

- виваче (быстро, живо);

- престо (очень быстро).

Темп в музыке является одним из средств выразительности.

От того, какой темп в данном музыкальном произведении, зависит его характер: весёлые, радостные произведения обычно имеют быстрый темп, а грустные, печальные – наоборот, медленный.

Но так бывает не всегда – иногда медленный темп означает торжественность момента, в том числе и радостного, таковы бывают марши, они изображают движение большой массы людей, охваченных общим чувством, чаще всего бодрым. Например, Триумфальный марш из оперы "Аида" Дж.Верди.

И наоборот – быстрый темп не всегда означает веселье, иногда композитор использует его, чтобы выразить бурные чувства, которыми могут быть и не радостными: отчаяние, ужас, страдание и т.п.

Потому что люди по-разному переживают отрицательные эмоции: одни как бы замирают, а другие, наоборот, мечутся, в зависимости от темперамента.

Например, соната си-бемоль минор С. Рахманинова или финал 17-й сонаты Л. Бетховена.

 

Послушаем

· "Весну" А.Вивальди

· Менуэт Л.Боккерини

· Адажио Т.Альбинони

· Финал 17-й сонаты Л.Бетховена

 

Тема: «От адажио к престо»

На предыдущих уроках мы достаточно много внимания уделили такому средству музыкальной выразительности как ритм.

- Дайте определение ритму как музыкальному выразительному средству

- Только ли музыке принадлежит ритм?

(Нет, мы наблюдаем его повсюду. Ритм можно услышать, почувствовать, увидеть. Ритм-основа жизни)

- С каким выразительным средством ритм вступает в музыкальный диалог?

(Ритм и метр тесновзаимосвязаны в музыке.)

- Что означает метр в музыке?

 

Ребята, сегодня тема урока связана с новым средством музыкальной выразительности, и наша задача познакомиться с разновидностями этого средства и определить его назначение в музыке.

Слово темп не нуждается в особенных объяснениях. Мы часто слышим его, употребляем сами и прекрасно знаем, что оно означает скорость движения.

При этом, как ни странно, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (от латинского tempus). (карточка на доске)

Существует ли взаимосвязь между понятиями ТЕМП и ВРЕМЯ?

(ответы уч-ся: чем быстрее темп работы, тем меньше времени затратишь; берёшь максимальный темп, когда бежишь на время на уроке физкультуры...)

Музыка за долгие века своего существования научилась движению во множестве темпов.

- Какими обычно словами мы характеризуем темп музыкального произведения?

(медленный, средний, умеренный, быстрый, стремительный, спокойный и другие).

В музыкальном искусстве каждый из музыкальных темпов имеет свое название, обычно на итальянском языке.

 

И.С.Бах. Органная хоральная прелюдия. (запись названия в тетрадь)

Краткая информация.

И.С.Бах – великий немецкий композитор, органист и клавесинист 18 века. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Вынужденный служить придворным музыкантом, органистом и руководителем хора в церкви, он всегда вызывал недовольство своих влиятельных покровителей. Аристократическому обществу не нравились глубина и серьёзность произведений Баха.

Прелюдия написана для органа. Орган называют «инструмент-оркестр», самый большой из всех музыкальных инструментов первоначально был церковным и с его звучанием связывались самые светлые и возвышенные образы.

Точно так же и хорал возник как церковное песнопение.

Прослушивание фрагмента прелюдии.

- Какое темповое обозначение вы подобрали для этой музыки? (анданте)

- Почему? Каково содержание, настроение, характер?

(музыка звучала строгая, сдержанная, как будто человек думает, размышляет)

 

Подведение итогов урока.

- Какому средству музыкальной выразительности был посвящён наш урок?

- От какого латинского слова и с каким понятием связан темп?

- От чего зависит в музыке выбор того или иного темпа?

- На каком языке звучат разновидности темповых обозначений?

- Переведите тему урока (от медленного и спокойного к очень быстрому)

- Почему тема звучит в таком темповом обозначении, а не наоборот?

В тетрадь выписать главное по теме урока, сфотографировать и отправить мне.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: