Вывод «Деятельность современного педагога на уроке»




Образовательный процесс для учащихся является процессом познания и должен протекать по законам познания. То обстоятельство, что этот процесс познания организуется учителем и проходит под его руководством в специально созданных для этого условиях, не меняет его сущности. Ребенок в процессе своей учебной деятельности в своеобразной форме и в сокращенные сроки под руководством учителя повторяет для себя исторический процесс познания. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечила бы максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика.

Учитывая большую роль чувственного восприятия в формировании понятий, в преодолении формализма в знаниях учащихся, необходимо большое внимание на уроках уделять правильному осуществлению принципа наглядности.

В процессе теоретического объяснения учебного материала исклю­чительное значение имеет продуманная логика изложения и доказа­тельность выдвигаемых положений. Ничто так не вредит развитию и формированию гражданина и человека, как догматизм в обучении. Наука, а вслед за ней и обучение не признают догматов. Наука требует доказательств, а обучение — доступных для учащихся доказательств. Поэтому необходимо уделить много внимания поиску доступных для учащихся доказательств истинности излагаемого.

Обучение невозможно без строгой дисциплины. Вопрос дисциплины на уроке — один из первых вопросов, с которым сталкивается учитель, входя в класс. Решение этого вопроса в основном зависит от того, сумеет ли учитель заинтересовать учащихся своим предметом, сумеет ли найти верный тон в обращении с учащимися.

Для установления хорошей рабочей дисциплины необходимо глубокое знание предмета, умение четко и интересно его преподнести, заинтересованность в успехах учащихся, искренность поведения учителя в классе и его умение отличить детскую непоседливость от безобидной шалости, а безобидную шалость от дурного намерения не­дисциплинированного ученика. Отличить и найти соответствующую меру пресечения. На уроке нельзя быть как ни чрезмерно строгим, так и ни чрезмерно мягким. И то и другое противопоказано. Иногда достаточно только дольше обычного задержать свой взгляд на ученике, нарушившем дисциплину, а иногда следует назвать его по имени или, что строже, по фамилии.

Никогда, ни при каких обстоятельствах не следует выражать свое неудовольствие работой ученика или его поведением в обидной для него форме. Хороший учитель, нашедший деловой контакт с классом, не предпринимает видимых мер для поддержки дисциплины. Все учащиеся и сам учитель на уроке работают так, что у учеников нет ни желания, ни времени отвлечься от этой работы.

Дидактика давно показала, что скука на уроках — злейший враг учения. Теоретически все это признают, а вот на практике на уроках часто царит скука и равнодушие. Более того, если учение сопровождается отрицательными эмоциями, то у учеников может на всю жизнь возникнуть отвращение к учению, знаниям, науке, к самым светлым и прогрессивным идеям. А это уже очень опасно.

Большое значение для успешной работы на уроке имеет умение видеть весь класс и отдельных учеников. Учитель должен уметь подмечать самые незначительные изменения в классе и вовремя принимать необходимые меры. При этом очень важно отметить успехи учащихся. Успех хорошо успевающего ученика надо отметить спокойно и сдержанно, а успех слабоуспевающего ученика следует отметить громко, с известной долей преувеличения. И в том и в другом случае одобрение учителя является хорошим стимулом для учащихся. Большой такт надо проявлять, отмечая промахи учеников. Делать это надо, как правило, в извиняющих ученика тонах, в виде ненавязчивой подсказки, делая вид, что, с вашей точки зрения, ошибка ученика лишь досад­ная случайность и не более. Такой подход к успехам и промахам в работе учащихся способствует созданию в классе хорошего психологического климата.

Содержание и ход занятий Характеристика этапов традиционного занятия Характеристика этапов современного занятия
I. Организационный момент: – своевременность начала занятия, выполнение единых требований к правилам внутреннего распорядка и внешнему виду учащихся; – сообщение темы и цели занятия (с проведением мотивации, актуализации и реализации профильности, с привлечением учащихся к постановке целей и т. д.) 1) Внешняя мотивация (преобладание волевых методов: принуждение и др.); 2) авторитарный характер предъявления требований; 1) неконкретность и недиагностичность цели; 2) доминирование обучающей цели (ЗУН); 3) формулирует педагог; 4) цели – для преподавателя; 5) ориентация на уровень обученности 1) Внутренняя мотивация (преобладание познавательных, эмоциональных, социальных методов: убеждение и др.); 2) демократический характер предъявления требований; 1) конкретность, четкость, диагностичность цели; 2) доминирование образовательной цели; 3) формулируют сами или совместно с педагогом; 4) цель – для всех участников; 5) ориентация на уровень обучаемости и развития учащихся (образованности)
II. Контроль исходного уровня знаний (целесообразность использования форм контроля, выбранных преподавателем на практическом занятии, на уроке или семинаре: четкость постановки вопросов, практических заданий, ситуационных задач, привлечение учащихся к разработке дидактических материалов, использование различных форм учебной работы, организация проверки самостоятельной работы учащихся и т. д.) 1. Преобладание фронтальных, групповых форм контроля. 2. Не всегда целесообразное или стихийное использование форм контроля. 3. Преобладание направленных (адресных) вопросов. 4. Проведение контроля самим преподавателем. 5. Формальное, стихийное, бессистемное привлечение учащихся к разработке дидактических материалов. 6. Использование пассивных методов диагностики (тесты, анализы документации, работ учащихся и др.). 7. Организация преподавателем проверки самостоятельных работ учащихся 1. Ориентация на само- и взаимоконтроль (преобладание индивидуально-парных форм контроля). 2. Целесообразность форм контроля, т. е. соответствие целям и задачам на каждом этапе. 3. Оптимальное сочетание направленных и не-направленных вопросов. 4. Привлечение учащихся к постановке контрольных вопросов и оцениванию знаний. 5. Целенаправленное, систематическое привлечение учащихся к осознанной самостоятельной разработке дидактических материалов. 6. Использование активных методов диагностики (АКС, анализ си-туационных задач и др.). 7. Организация самопроверки и взаимопроверки
III. Объяснение нового материала 1. Оптимальность объема в зависимости от уровня подготовленности учащихся. 2. Ориентация на инвариантный объем изучаемого материала 3. Ориентация на дидактические принципы: доступности, наглядности, прочности. 4. Информационная направленность учебного процесса. 5. Преобладание традиционных (репродуктивного и объяснительно-иллюстративного) методов обучения. 6. Использование информационно-сообщающих и инструктивно-практических методов преподавания. 7. Ориентация на исполнительский метод учения 1. Одинаковый (оптимальный) объем для всех учащихся. 2. Оптимальное сочетание инвариантной и вариативной частей изучаемого материала 3. Ориентация на дидактические принципы: научности, систем-ности, сознательности и активности, связи теории с практикой. 4. Развивающая направленность учебного процесса. 5. Преобладание активных методов обучения – программированного, проблемного, эвристического и др. 6. Использование объяснительно-побуждающих и проблемно-по-буждающих методов преподавания. 7. Использование продуктивно-практических, частично-поиско-вых и творчески-поисковых методов учения
IV. Организация практической части 1. Неполное соответствие поставленным целям используемых методов обучения (нецелесообразность). 2. Формальное проведение инструктажа. 3. При организации рабочего места учащегося использование волевых методов мотивации 1. Полное соответствие выбранных методов обучения целям занятия (целесообразность). 2. Формирование осознанного отношения к полученному инструктажу. 3. При организации рабочего места учащегося использование эмоционально-познавательных методов мотивации
  4. Наличие дидактических материалов для учащихся: объяснительно-иллюстративный характер методических указаний; одинаковые задания для всех учащихся. 5. Репродуктивный характер самостоятельной работы учащихся 4. Наличие дидактических материалов для учащихся: проблемно-поисковый характер методических указаний; дифференцированные задания для учащихся. 5. Частично-поисковый характер самостоятельной работы учащихся
V. Оформление учебной документации Формальные требования к оформлению учебной документации Формирование осознанного отношения к оформлению учебной документации
VI. Закрепление(использование дидактических заданий, методов получения обратной связи и активизации познавательной деятельности учащихся) 1. Использование традиционно-репродуктивных форм опроса с целью воспроизведения полученных знаний. 2. Преобладающий метод получения обратной связи – монолог. 3. Доминирование направленных вопросов при закреплении. 4. Уровень совершенствования знаний – уточнение, углубление, расширение знаний 1. Использование интерактивных, диалогичных, диагностических форм и методов определения уровня усвоения изученного материала. 2. Методы получения обратной связи – диалог и полилог. 3. Оптимальное сочетание направленных и ненаправленных вопросов для активизации познавательной деятельности учащихся. 4. Уровень совершенствования знаний – систематизация и актуализация знаний
VII. Подведение итогов занятия 1. Субъективизм в оценках, формальное, количественное оценивание без комментария. 2. Оценивание в основном самим преподавателем. 3. При оценивании качества знаний учащихся – приоритет прочности и объемности 1. Объективность оценок, индивидально-дифференцированное, качественное оценивание с комментариями для усиления воспитательного значения оценки. 2. Взаимо- и самооценка. 3. При оценивании – ориентация на осознанность, системность и мобильность полученных знаний
VIII. Задание на дом 1. Недифференцированные задания для всех. 2. Отсутствие свободы выбора: объема, уровня сложности и формы представления домашнего задания. 3. Неоптимальность объема домашних заданий. 4. Акцентирование внимания учащихся на главные вопросы 1. Дифференциация заданий. 2. Возможность выбора учащимися объема, уровня сложности, формы представления результатов д/з. 3. Оптимальный объем заданий. 4. Акцентирование внимания учащихся не только на главные, но и на сложные вопросы с целью прогнозирования возможных затруднений и ошибок
Оценка цели и результатов занятия: 1) степень конкретности и четкости цели; 2) её диагностичность Недостаточная четкость и конкретность цели; недиагностичность цели Конкретность и четкость цели; диагностичность (проверяемость)
3) степень обучающего воздействия на учащихся; 4) развивающий характер занятия; 5) степень воспитательного воздействия доминирование обучающей цели на занятии; слабо выражен или отсутствует; формальный характер единство обучающей, развивающей и воспитывающей целей; доминирование развивающей цели занятия; личностно-воспитывающий подход в обучении
Деятельность преподавателя: 1) характеристика дидактической системы; 2) особенности индивидуальной методической системы: – формы обучения; – методы обучения; – методы преподавания; – формы организации учебной работы учащихся; – дидактические средства; – приемы обучения Компоненты традиционной системы обучения: традиционные: лекции, семинары, практические занятия; репродуктивные, объяснительно-иллюстра-тивные; информационно-сообщающие и инструктивно-практические; доминирование фронтальных форм; учебники, оборудование; традиционные Компоненты развивающей, личностно ориентированной систем обучения: нетрадиционные: проектные, бинарные занятия и др.; интерактивные методы обучения; проблемно-побуждающие; разнообразие форм (индивидуальных, групповых и др.); профессиональные умения (педтехника), ораторское мастерство и др.; авторские
Деятельность учащегося(оценка основных характеристик учащихся на занятиях): – степень познавательной активности, творчества и самостоятельности; – уровень совершенствования знаний, умений, навыков; – качество знаний; – мотивация, способствующая организованности и заинтересованности Доминирование исполнительского метода учения; репродуктивный характер самостоятельной работы; уточнение, углубление, расширение знаний, умений, навыков; приоритет прочности и объемности; эпизодическая, внешняя (доминирование волевых методов) Приоритет продуктивно-практических, поисковых и творческих методов учения; поисковый характер самостоятельной работы; систематизация и актуализация знаний, умений и навыков; ориентация на осознанность, системность, мобильность полученных знаний; систематическая, внутренняя (использование социальных, эмоциональных и познавательных методов)

Самоанализ урока

В а р и а н т 1

1. Место урока в системе уроков по данной теме.

2. Тип, вид урока; цели урока, степень их достижения в конце урока.

3. Методы обучения, используемые на уроке в разной классификации (по передаче содержания и способов действий с ними; по организации деятельности школьников и т. п.).

4. Перечислите формы и методы контроля, используемые на уроке. Определите оперативность их использования.

5. Выделите этапы урока по их целям и назовите методы мотивации, контроля и обучения на каждом этапе.

6. Способы осуществления индивидуального подхода, уровневой дифференциации на уроке, учета психологических особенностей школьников, закономерностей процесса обучения.

7. Охарактеризуйте методические особенности содержания урока (введение нового понятия; изучение свойств, признаков; типовые задачи; операционный состав действий и т. п.).

8. Выделите аналитические и синтетические приемы умственной деятельности. Каким отдавалось предпочтение на уроке? Почему?

9. Насколько полно выдержана методика обучения решению задач (анализ, мотивация и моделирование условия, составление модели, выбор теоретической базы, поиск пути решения, решение, исследование результата, формулирование ответа, учебно-познавательный анализ). Чем объясняется отступление от данной методики?

10. Какими обобщенными умственными умениями овладели школьники на уроке? Как организовывалась эта деятельность?

11. Укажите типичные ошибки учеников при изучении данного содержания; пути их предупреждения и устранения.

12. Как использовались игровые ситуации, коллективные и групповые формы работы?

13. Были ли на уроке удачные воспитательные моменты? Охарактеризуйте воспитательную ценность урока в целом.

14. Удачно ли выбрана система методов обучения на уроке в целом с позиций личностного и деятельностного подходов к процессу обучения?

15. Было ли на уроке взаимопонимание учителя и учеников, как строилось общение в процессе совместной работы?

16. Ваши рекомендации по совершенствованию, более удачному выбору методов, организации урока.

В а р и а н т 2

I. Тема урока. Образовательные, воспитательные и развивающие цели урока.

Обоснование учителем структуры урока, степень ее реализации.

II. Содержание урока и его компоненты.

1. Соответствие содержания материала урока требованиям программы:

а) полнота и целостность отражения вопросов программы;

б) умение учителя (учащихся) выделять главное в изученном;

в) связь содержания данного урока с ранее изученным материалом;

г) межпредметные связи.

2. Научность и доступность изложения материала урока. Точность и четкость определения всех изучаемых понятий.

3. Воспитательная направленность содержания урока. Умение учителя выделить основную мировоззренческую идею урока и понимание ее учащимися.

4. Оценка нравственного содержания урока.

5. Практическая направленность содержания. Профориентационное влияние урока, направленность на трудовое воспитание.

III. Методы обучения на уроке.

1. Какие методы обучения доминировали на разных этапах урока?

2. Какие методы и приемы оказывали наиболее эффективное влияние на раскрытие содержания учебного материала?

3. Какие вы можете отметить методические новинки, их эффективность, целесообразность использования именно на данном уроке?

4. Выделите методы и приемы развития познавательной активности учащихся.

5. Оцените методику организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Приемы индивидуализации и дифференциации обучения, приемы организации коллективной работы учащихся.

IV. Организационное начало урока.

1. Готовность учителя к уроку (наличие плана, конспекта, инструментов, оборудования и т. п.).

2. Готовность учащихся к уроку (дежурные, наличие учебников, тетрадей, инструментов и т. п.).

3. Готовность помещения к уроку (доска, мел, чистота и т. д.).

V. Организационная структура урока.

1. Мобилизующее начало урока.

2. Четкость всей структуры урока и законченность его отдельных этапов.

3. Насыщенность урока.

4. Контакт учителя с классом (эрудиция, авторитет, речь и т. п.).

5. Активность учащихся на уроке в целом и на отдельных этапах.

VI. Деятельность учителя на уроке.

1. Организация воспроизводящей и творческой деятельности учащихся на уроке (умение учителя применять методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский).

2. Соотношение контроля, анализа и оценки деятельности учащихся учителем и самоконтроль, самоанализ и критические оценки школьников.

3. Организация побуждения учащихся к деятельности (установки, комментарии учителя, стимулирование интереса, принуждение).

4. Приемы организации внимания, поддерживание интереса к выполняемой учащимися работе, разнообразные задания, целевые установки перед выполнением заданий, использование правила запоминания, приемов актуализации знаний, умений учащихся (специально подобранные вопросы, задачи, алгоритмы, эвристика, схемы и т. п.).

5. Состояние тетрадей, проверка их учителем.

VII. Деятельность учащихся на уроке.

1. В какой мере учителю удалось вовлечь всех учащихся в активную работу на уроке?

2. С помощью каких приемов и форм работы добивался учитель активности и самостоятельности мышления учащихся (система вопросов, создание проблемной ситуации, разные уровни деятельности учащихся на отдельных этапах и уроке в целом, виды творческой работы учащихся и т. п.)?

3. В какой мере учителю удалось сочетать фронтальную и индивидуальную работы учащихся на отдельных этапах и уроке в целом? Осуществилась ли попытка организации коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся?

4. В какой мере учителю удалось формирование знаний, умений и навыков на уроке (организация усвоения, закрепления повторения, предупреждение, забывания и т. п.)?

VIII. Общая оценка урока.

1. Выполнение плана урока.

2. Достижение цели урока.

3. Особенно интересное и поучительное на уроке.

4. Какое и насколько целесообразно применялось оборудование, ТСО, УМК и т. п.?

а) Владение техникой – работа с доской, ТСО, использование наглядных пособий, владение методами и приемами обучения, организаторская деятельность учителя и т. д.

б) Эффективность методики применения комплекса учебных пособий на уроке: учебник, таблица, раздаточный материал и т. д.

в) По каким фактам можно судить об усвоении учебного материала урока и его понимания?

г) Какие пути экономии времени урока были использованы учителем?

5. Какие недостатки отмечены на уроке?

6. Выводы, оценка урока.

Вариант 3

1. Оценка общей структуры урока.

К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?

Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?

Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?

4. Воспитание в процессе урока.

Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?

6. Выбор методов обучения.

Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?

7. Работа учителя на уроке.

Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом.

8. Работа учащихся на уроке.

Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?

9. Гигиенические условия урока.

Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?

10. Некоторые социальные задачи.

Задачи, связанные с решением педсовета, метод объединения или продиктованы исследованием школы.

В зависимости от момента анализ может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных.

Самоанализ – это уже начало подготовки учителя к следующему уроку.

Вариант 4

Вопросы самоанализа урока Примерные ответы по самоанализу урока
  Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки? Урок закрепления после изучения блока уроков по теме: «...».
  Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учеников). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока? В классе обучаются дети разных уровней. Сильных -... учеников, слабоуспевающих -... учеников. При планировании урока были учтены возрастные и психологические особенности: быстрая смена видов деятельности, плавное переключение внимания, подбор дифференцированных заданий.
  Какова цель урока; дать оценку успешности в достижении цели урока, обосновать показатели реального урока. Цель сформулирована чётко и кратко, в ней заложен конечный результат урока; цель урока находится во взаимосвязи с задачами и темой урока. Цель сформулирована таким образом, что она была понятна и осознана учениками.
  Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке Для реализации цели урока при отборе учебного материала учитывались: познавательные интересы, потребности учащихся, занимательные факты, активизирующие деятельность учащихся, материалы, требующие мыслительной активности и системы рассуждений.
  Рационально ли было распределено время, отведенное на все эти этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами. Показать, как другие этапы работали на главный этап. Урок построен так, что один его структурный компонент, завершаясь логически, переходил в другой, при этом перед каждым новым этапом ставились цель и новая задача, а в конце анализировалось ее достижение.
  Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока. Дидактический материал, ТСО, наглядные пособия органически вписывались в каждый этап урока, способствовали активизации учащихся, более прочному усвоению знаний.
  Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществляется? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся? Контроль на уроке носил формирующий характер, активно использовался самоконтроль, самоанализ, рефлексия.
  Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? На мой взгляд, урок достиг своей цели. Знания учащихся по теме были закреплены в творческой форме.
  Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя. В начале урока было создано определённое эмоционально-положительное отношение к уроку, которое при помощи системы поощрений, создания ситуации успеха удалось поддержать на протяжении всего урока
  Наметить перспективы своей деятельности. Приобретённые умения и навыки помогут учащимся при изучении других частей речи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: