Структурные элементы урока




Типология уроков

Выделяются пять типов уроков:

1. уроки изучения нового учебного материала;

2. уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);

3. уроки обобщения и систематизации;

4. комбинированные уроки;

5. уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-зачет; урок взаимообучения; урок-путешествие; круглый стол или конференция; урок-состязание; пресс-конференция; урок взаимообучения; урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра "Следствие ведут знатоки"; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция; игра "Волшебный конверт"; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; пресс-конференция; математический хоккей; лекция-конференция; лекция-провокация; лекция-диалог.

Целепологание урока

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель – это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Задача - это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Другими словами, это средство для достижения цели.

Целепологание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах.

Цель должна быть сформулирована как результат деятельности, а задача как процесс.

Исходя из этих соображений и новым рекомендациям ученых (в частности Запрудского Н.И.) предлагаются следующие способы постановки образовательной цели урока через деятельность учащихся:

Тип урока Примеры формулирования цели урока
Уроки изучения нового учебного материала – учащиеся должны иметь представление о... – учащиеся должны иметь общее понятие о... – учащиеся должны распознавать...
Уроки совершенствования знаний, умений и навыков – учащиеся должны понимать содержание... – учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях... – учащиеся должны уметь выявлять закономерности... – учащиеся должны уметь применить знания в стандартной ситуации – учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание... – учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания...
Комбинированные уроки – учащиеся должны знать... – учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать) – учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания...
Уроки обобщения и систематизации – учащиеся должны знать... – учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал... – учащиеся должны уметь делать обобщение...
Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков – учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре... – учащиеся должны уметь воспроизводить по образцу... – учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму... – учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию... – учащиеся должны владеть компетенцией... – учащиеся должны выполнить тест, самостоятельную работу …

Ошибки при формулировании цели урока:

Суть ошибки Как нельзя формулировать
Подмена цели содержанием «Познакомить учащихся с...»
Подмена цели методом обучения «Рассказать учащимся о …» «Показать учащимся …»
Подмена цели процессом деятельности «Учащиеся решают задачи по теме...» «Учащиеся выполняют работу...»

Учитель для урока определяет не воспитательные и развивающие цели, а задачи воспитания и развития.

Для формулировки задач воспитания и развития используют глаголы: способствовать, содействовать, создать условия и т.д. Не рекомендуется употреблять глаголы воспитывать, формировать.

Примеры развивающих задач:

«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»

«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между…»

«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»

«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»

«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях…»

«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»

«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов…»

«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»

«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»

«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»

«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

Примеры воспитательных задач:

«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»

«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся…»

«Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»

«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением…»

«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе…»

«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении…»

«Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения…»

«Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля…»

«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

Структура уроков

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Урок изучения нового материала:

· первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

· указание на то, что учащиеся должны запомнить;

· мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

· сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

· первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

· контроль результатов первичного запоминания;

· регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

· внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

· частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

· сообщение учащимся цели предстоящей работы;

· воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

· выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

· проверка выполненных работ;

· обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

· задание на дом (если это необходимо).

Урок формирования умений и навыков:

· постановка цели урока;

· повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

· проведение проверочных упражнений;

· ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

· упражнения на их освоение;

· упражнения на их закрепление;

· тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

· упражнения на перенос в сходную ситуацию;

· упражнения творческого характера;

· итог урока;

· задание на дом.

Урок применения знаний, умений и навыков:

· организация начала урока (психологический настрой учащихся);

· сообщение темы урока и его задач;

· изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

· формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

· упражнения в применении знаний и умений визмененных условиях;

· творческое применение знаний и умений;

· упражнение по отработке навыков;

· домашнее задание;

· итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Урок повторения:

· организация начала урока;

· постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

· проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

· подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

· задание на дом.

Повторительно-обобщающий урок:

· организационный момент;

· вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

· выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

· проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

· формулирование выводов по изученному материалу;

· оценка результатов урока;

· подведение итогов;

· задание на дом (не всегда).

Урок контроля и коррекции:

· организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

· постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

· изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

· подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

· определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Комбинированный урок:

· организация начала урока;

· проверка домашнего задания, постановка цели урока;

· подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

· изучение нового материала, в том числе и объяснение;

· закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

· обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

· подведение итогов и результатов урока;

· задание на дом;

· подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структурные элементы урока

1.Организационный этап.

1. Дидактическая задача этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

2. Содержание этапа. Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

3. Условия достижения положительных результатов. Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

5. Требования к реализации дидактической задачи урока. Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность.

6. Способы активизации на уроке. Запись на доске цели урока. Сообщение ассистентов, консультантов о готовности класса к работе.

7. Ошибки, допускаемые при реализации. Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность.

2. Этап всесторонней проверки домашнего задания.

1. Дидактическая задача этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

2. Содержание этапа. Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

3. Условия достижения положительных результатов. Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом.

5. Требования. Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий.

6. Способы активизации на уроке. Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся.

7. Ошибки, допускаемые при реализации. Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий.

3 .Этап всесторонней проверки ЗУН.

1. Дидактическая задача этапа. Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

2. Содержание этапа. Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка ЗУН.

3. Условия достижения положительных результатов. Использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

5. Требования к ЗУН. Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа.

6. Ошибки, допускаемые при проверке ЗУН. Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок.

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

1. Дидактическая задача этапа. Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

2. Содержание этапа. Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.

3. Условия достижения положительных результатов. Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока).

5. Этап усвоения новых знаний.

1. Дидактическая задача этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а также правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН.

2. Содержание этапа. Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися.

3. Условия достижения положительных результатов. Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения.

5. Требования. Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала.

6. Способы активизации на уроке. Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности.

7. Ошибки, допускаемые при реализации. Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения.

6. Этап проверки понимания учащимися нового материала. Этап усвоения новых знаний.

1. Дидактическая задача этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

2. Содержание этапа. Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.

3. Условия достижения положительных результатов. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников.

7. Этап закрепления нового материала.

1. Дидактическая задача этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

2. Содержание этапа. Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний

3. Условия достижения положительных результатов. Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся

5. Требования к её реализации. Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий

6. Способы активизации на уроке. Разнообразие заданий, их практическая направленность

7. Ошибки, допускаемые при реализации. Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. упор делается не на главном.

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1. Дидактическая задача этапа. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы

2. Содержание этапа. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока

3. Условия достижения положительных результатов. Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

5. Требования к ее реализации дидактической задачи урока. Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию.

6. Способы активизации на уроке. Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов).

7. Ошибки, допускаемые при реализации. Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.

9.Подведение итогов урока.

1. Дидактическая задача этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

2. Содержание этапа. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.

3. Условия достижения положительных результатов. Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы.

4. Требования. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

5. Дополнительная активизация. Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.

6. Ошибки. Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения.

Методы обучения

По источнику знаний выделяют словесные, практические и наглядные методы обучения (МО).

Словесные методы направлены, как правило, на формирование теоретико-фактических знаний, а также на развитие словесно-наглядного мышления и речи учащихся.

Наглядныеметоды ориентированы на формирование образно-наглядного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы учащихся.

Практическиеметоды направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления учащихся, развитие навыков учебного труда в ходе выполнения ими практических заданий.

В г р у п п е с л о в е с н ы х М О в ы д е л я ю т с л е д у ю щ и е:

– объяснение – вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, иначе говоря, раскрывается логическая природа того или иного явления;

– рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер;

– работа с печатным источником информации – это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

– описание – вид устного изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений;

– рассуждение – вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

– беседа – форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении.

В г р у п п е н а г л я д н ы х М О в ы д е л я ю т: демонстрацию, показ образца, иллюстрацию.

В г р у п п е п р а к т и ч е с к и х М О в ы д е л я ю т:

– наблюдение – непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков;

– опыт – самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с оборудованием;

– лабораторную работу, упражнения и др.

Характеристика методов обучения:

1) объяснительно-иллюстративные МО отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информация разными способами, а именно: с использованием демонстраций, показа; учащиеся же воспринимают, осмысливают и дополняют ее, а при необходимости воспроизводят полученные знания;

2) репродуктивные МО способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;

3) методы проблемного обучения:

– проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления;

– частично-поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования;

– исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении;

4) методы организации учебно-познавательной деятельности:

– словесные, наглядные, практические;

– аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;

– репродуктивные, проблемно-поисковые;

– методы самостоятельной работы и работы под руководством;

5) методы стимулирования и мотивации:

– методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

– методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);

6) методы контроля и самоконтроля:

– устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);

– письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);

– методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль);

7) методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

– классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков);

– определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т. п.);

– различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);

– деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная);

8) методы программированного обучения – особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью которой является, с точки зрения задач умственного развития учащихся, жесткое управление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: