Тезарус. Базовые понятия




Что собой представляет выписка?

Иногда возникает потребность предоставить сторонним пользователям копию части какого-либо документа. К примеру, такими пользователями могут быть сторонние фирмы, бывшие или нынешние сотрудники. Однако, в большинстве случаев, предоставить копию всего документа не представляется возможным. Есть бумаги, предназначенные только для внутреннего пользования, включающие в себя конфиденциальные сведения.

В подобных случаях оформляется выписка. То есть, копия нужной части документа. Она и предоставляется для стороннего использования. Выписка необходима при наличии этих обстоятельств:

· Сделать копию всего документа нельзя из-за того, что в нем есть конфиденциальные сведения.

· Делать копию просто нецелесообразно из-за того, что большая часть документа пользователю не нужна.

Иногда форма выписок оговорена законом. Все зависит от того, копия какого документа делается. К примеру, регламентирована форма выписки из протокола собрания Военного совета. Установлена она приказом Минобороны №280 от 24 июля 2006 года.

Кто может запросить выписку?

Выписка часто запрашивается этими лицами:

· Бывшие сотрудники.

· Сотрудники, работающие в компании.

· Контрагенты.

· Клиенты.

· Пенсионный фонд.

· Налоговая.

Как правило, выписки запрашиваются именно государственными органами.

Особенности составления

Но для большинства видов выписок форма не утверждена. Но отсутствие жестко регламентированной формы не обозначает, что при составлении документа человек имеет полную свободу. В выписке должны присутствовать обязательные реквизиты:

· Наименование документа: «выписка из…». К примеру, если это копия информации из приказа, документ называется «выписка из приказа».

· Дата регистрации бумаги, из которой делается копия. То есть, нужно указывать именно дату составления оригинала документа, а не дату оформления выписки.

· Подпись лица, который подписывал оригинал. Подпись на выписке ставить не обязательно.

· Реквизиты бланка. Как правильно, реквизиты оригинала полностью переносятся в копию.

Выписка – это один из видов копий. Для того чтобы документ получил юридическую силу, требуется его заверить. А потому в бумаге рекомендуется проставить реквизит «отметка о заверении». Если компания решает заверять документ печатью, нужно закрепить этот способ в локальном акте.

Выписки составляются по тому же принципу, что и оригиналы документов. То есть, в них должны быть реквизиты фирмы: ее название, ИНН, адрес и телефон.

ВАЖНО!

Для создания выписки обычно используются фирменный бланк компании.

Обязательно ли заверять копию печатью?

Необходимо это только в том случае, если бумага предназначена для сторонних пользователей. Если же копия нужна для внутренних целей, печать ставить не обязательно

Разновидности выписок

Выписки подразделяются на разновидности:

· Копия касается только личного состава.

В бумаге фиксируется только распорядительная часть.

· Копия касается только основной деятельности.

В бумаге фиксируется только констатирующая часть.

Как правило, выписка включает в себя только одну смысловую единицу. К примеру, это может быть копия, касающаяся перевода сотрудника на другую должность, о переводе работника, увольнении.

Выписки также подразделяются на виды в зависимости от того, с какого оригинала они делаются. К примеру, могут быть следующие копии:

· О приеме в компанию. Документ обычно запрашивается для подтверждения трудоустройства, оформления пенсии. К примеру, копия может потребоваться при оформлении кредита.

· Об увольнении.

Обычно запрашивается при поступлении на новое место работы, при потере трудовой книжки.

· Об учетной политике.

Копия нужна для налогового учета или бухучета.

· Об отпуске.

В документ нужно включить основание для предоставления отпуска.

· О назначении на должность.

· О назначении премий.

· О командировке.

Для внутренних целей может понадобиться выписка, касающаяся основной деятельности компании.

Срок действия выписки

Нет закона, который ограничивал бы срок действия выписки. Следовательно, она может считаться бессрочной.

Не установлен также порядок хранения документа. Как правило, копия хранится в личном деле. Не оговорен также срок хранения документа в компании. Обычно этот срок соответствует сроку хранения личного дела сотрудника.

Срок предоставления выдержки, если на это есть соответствующий запрос, составляет 3 суток. Под запросом понимается, как правило, письменное обращение (заявление и прочее).

Примеры часто запрашиваемых выписок:

Выписка из протокола заседания комиссии;

Выписка из штатного расписания;

Выписка из трудовой книжки;

Выписка из приказа;

Выписка из домовой книги.

 

 

Справка. Виды справок и правила их составления

 

Справка - информационный документ, содержащий описание и (или) подтверждение тех или иных фактов служебного или биографического характера. Справка содержит констатацию каких-либо фактов без мнения автора о существе излагаемых вопросов.

В зависимости от содержания и целевого назначения справки делятся на служебные и личные.

Служебная справка - официальный документ, содержащий сведения об основной деятельности организации (о штатной численности, о выполнении планов, заданий и др.).

Личная справка - официальный документ, подтверждающий сведения биографического и (или) служебного характера и выдаваемый частному лицу (о месте работы и занимаемой должности, о периоде работы, о размере заработной платы и др.).

В зависимости от адресата справки делятся на внутренние и внешние.

Внутренние справки адресуются руководителю организации и оформляются на стандартных листах бумаги формата А4 или А5.

Внешние справки, составляемые обычно по указанию вышестоящего органа (должностного лица) или запросу сторонней организации, адресуются руководителю вышестоящей организации, сторонней организации или частному лицу и оформляются на общем бланке или стандартных листах бумаги формата А4 или А5 с использованием углового штампа.

Текст служебной справки может оформляться в виде таблицы, делиться на пункты, подпункты, иметь пояснения и ссылки.

Период времени, к которому относятся приводимые в справке сведения, включается в заголовок к тексту либо помещается перед текстом.

Например:

По состоянию на 11.05.2008 или За период с 01.01.2007 по 31.12.2008

В личных справках заголовок допускается не указывать.

Текст личной справки начинается с указания фамилии, имени и отчества лица, о котором сообщаются сведения. Не допускается использование речевых оборотов "выдана настоящая", "действительно работает". При наличии используются типовые формы справок, утверждаемые республиканскими органами государственного управления в установленном законодательством порядке.

Внешние справки подписываются руководителем организации, внутренние - их составителями. Справки, за содержание которых несет ответственность несколько лиц, подписываются всеми составителями. При необходимости служебная справка может заверяться печатью. В обязательном порядке печатью организации заверяются личные справки.

Датой справки является дата ее подписания.

Разновидностью служебных справок являются сводки (об исполнении документов, сводка предложений и т.д.). Сводки оформляются в виде таблиц, графиков.

Кроме реквизитов бланка при составлении и оформлении внешней справки используются следующие реквизиты:

- адресат;

- заголовок к тексту;

- текст;

- отметка о наличии приложения (если оно имеется);

- отметка об исполнителе (при необходимости);

- визы;

- подпись;

- дата;

- регистрационный индекс.

Поскольку внешняя справка является исходящим документом, на ней должен быть указан адресат, который оформляется в соответствии с установленными требованиями.

Как правило, при оформлении внешних справок используются следующие виды адресования:

- руководителю вышестоящего органа;

- организации в целом;

- структурному подразделению организации;

- конкретному должностному лицу организации (не руководителю).

Состав реквизитов, используемых при составлении внутренней справки, идентичен составу реквизитов внешней справки, за исключением реквизитов бланка.

Автор - составитель внутренней справки (структурное подразделение организации) указывается в заголовочной части документа в левом верхнем углу. Наименование организации, как правило, включается в наименование должности руководителя организации, при оформлении реквизита «адресат».

Так как внутренняя справка составляется не на бланке, наименование структурного подразделения - автора документа допускается указывать не в заголовочной части справки, а в реквизите «подпись». В этом случае внутренняя справка будет иметь следующую структуру:

К служебным справкам (внешним и внутренним) должен составляться заголовок (для объемных справок с текстом, превышающим 15 строк). Заголовок формулируется с помощью предлога «О» («Об») и отглагольного существительного.

В тексте служебной справки вначале излагаются факты, события, послужившие причиной ее составления. Кроме того, может даваться ссылка на соответствующий документ (распорядительный - приказ, распоряжение и др., письмо вышестоящего органа, план работы и т.п.), в соответствии с которым составляется справка.

В справках, составляемых по итогам проверок, дается общая информация о проверяемом объекте, причины, цели обследования. Далее в справке указываются установленные факты, описываются события по существу, нарушения, несоответствия законам и другим нормативным актам либо отмечаются положительные стороны работы. Могут указываться фамилии конкретных должностных лиц, структурные подразделения - исполнители, точные даты либо хронологические рамки.

Тезарус. Базовые понятия

Тезаурус является плодом совместной работы А.Я.Флиера и М.А.Полетае­вой, их 15-летнего опыта преподавания теории культуры студентам и аспирантам. культурные нормы, культурные традиции, семиотику культуры и куль­турные процессы и пр.

Многолетний опыт преподавания теории культуры показал, что освоение понятийно-категориального аппарата, многие термины которого пришли из этнологии, социологии, общего науковедения и др., представляет для студентов наибольшую сложность. Освоив подобный понятийно-категори­аль­ный аппарат, студент, как правило, уже свободно чувствует себя в сфере теории культуры и лучше понимает ее динамические процессы.

 

Специфика данного тезауруса заключается в том, что, во-первых, многие явления, описываемые в нем, подаются не только в теоретическом объяснении, но авторы по возможности стараются осветить исто­ричес­кое происхождение каждого явления и его последующую историческую эво­лю­цию. Т.е. тезаурус содержательно является теоретико-историческим. Во-вторых, особенность теза­­уруса заключается в том, что все перечисленные проблемные поля (подчеркнутые понятия) невозможно дифференцировать на более или менее важные. Они все примерно равны в своей значимости. Поэтому изучать теорию культуры с помощью данного пособия можно по группам в любой последовательности. Важно лишь соблюсти целостность внутри самих групп.

 

Основные понятия культурологии (тезаурус)

КУЛЬТУРА (лат. cultura) – первоначально – возделанная почва, позд­нее – воспитание, образование, нравственное и интеллектуальное развитие (т.е. социальное «возделывание») чело­века. В греческом языке близкое по значению понятие обозначалась сло­вом «пай­дея», в китайском – «вэнь». В западноевропейском Средневековье и Во­з­рождении слово культура встречается крайне редко, означая просто гра­­мот­ность. Активное исполь­зование категории «культура» в Евро­пе началось с эпохи Просвещения. В России это слово стали употреблять в ос­но­в­ном в по­следней трети XIX в. сначала в исторической на­уке и публицистике, позд­нее – в философии и других сферах

 

Гуманитарная культурология склоняется к аксиологическому оп­ре­делению: культура – как набор ценностей (наиболее ценных дости­же­ний) человеческого Бытия. Наиболее научно обоснованным нам представ­ля­ется определение, принятое в этнологии: культура – это социальный опыт коллек­тивного существования людей, накапливаемый и передающийся из поколе­ния поколению.

Под этим подразумевается набор ценностей (наиболее ценных дости­же­ний) человеческого Бытия:

- совокупность порядков («социальных конвенций»), организующих коллективы людей в процессах их жиз­не­деятельности;

- мир нормативов, форм деятельности и образов сознания, аккумулиро­ванных и отобран­ных социальным опытом как приемлемых с точки зрения консолидации и воспроизводства общества как социальной целостности и воплощенных в «социальных конвенциях», регулирующих жизнь общества;

- совокупность принципов, регулирующих сознание и поведение личности, мотивиру­ющих ее уже не столько биологическими, ско­лько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и прави­лами их удовлетворения, воплощенными в системах социальных целей, идеалов, цен­но­стей, правил, обычаев, стандартов, методов социализации и инкультурации, и опредмеченных в специфических чертах технологий и продук­тов человеческой дея­тельности, в нормах их социального взаимодействия;

- «возделанная среда» обитания людей, построенная по­сред­ст­вом спе­цифических человечес­ких способов (технологий) деятельности и на­сы­щен­ная продуктами (результатами) этой деятельности;

 

- мир познания накопления знаний, интеллектуальных и образных рефлексий бытия, спо­собов и результатов расширения и упорядочивания пред­­ставлений о мире с целью его практичес­кого преобразования, рас­шире­ния объемов производства, распределения и по­требления социальных благ;

- мир символических обозначений явлений и понятий – языков и обра­зов, созданный людь­ми с це­лью фиксации и трансляции социально значимой инфор­мации, знаний, представлений, опыта, идей и т.п.;

- мир «культурных текстов», фиксирующих все формы социального опыта в различных знаковых системах;

- мир коммуникаций, обмена информацией в различных формах;

- мир творчества открытия новых технологий материаль­ного и ду­ховного производства и т.д.

 

Обобщая, можно сказать, что культура – это система упорядоченности в мире вещей, организованных территорий, процессов и продуктов чело­ве­ческой де­ятельности, организационных форм человеческой общности, межли­ч­­ностных и кол­­­лективных взаимоотношений, коммуникаций, человеческого сознания и поведения, созданная и поддерживаемая самими людьми. Обязательным признаком является то, что культура – это порядок в пред­ста­влениях и деятельности людей, противостоящий Хаосу, неупорядоченно­сти, что в каких-то пределах имеет место в природе.

 

Вместе с тем необходимо различать понятия «культура» и «общество», «культура» и «человек». Культура – это то, что регулирует совместное су­ще­ствование людей, сознание и поведение отдельного че­ло­века и превращает толпу в общество, индивида в личность.

Нужно помнить так же и о том, что культуры – как самостоятельной суб­станции – в принципе нет. Это только слово, условно обозначающее со­во­купность форм человеческой жизнедеятельности и продуктов этой жизне­де­я­тельности (материальных, интеллектуальных, образных и пр.). Можно обо­з­начать эту совокупность и по-другому, но люди «договорились» назы­вать ее словом «культура». Точно так же нет и истории. Это тоже условное обо­з­на­чение динамики человеческой жизнедеятельности в макровременном изме­ре­нии (в микровременном измерении история называется социальной прак­ти­кой). Поэтому, рассуждая о культуре и истории, нужно не забывать того, что на самом деле имеется в виду.

 

В отличие от биологических свойств человека, культура не наследуется генетически, а усваивается только методом обучения. С точки зрения этой концепции, снимается вопрос о существовании единой универсальной куль­туры, объединяющей всех людей на Земле хотя бы минимумом единых черт. Если бы такое явление существовало, то единственным средством его транс­ляции была бы генетиче­ская наследственность, которая передавала бы нам социальный опыт от далеких предков с генами, аналогично биологическим свойствам человеческого организма.

 

Спор на эту тему ведется уже полтора столетия. По мнению ряда пси­хологов и философов, какие-то неявные формы генетической трансляции со­циального опыта у людей имеются, а, следовательно, могут иметь место и не­которые универсальные (ру­диментарные) черты культуры по типу видовых инстинктов у животных. Биологи, со­циологи, эт­нографы и историки не нахо­дят сколь-либо убе­дительных аргументов в пользу этой концепции и настаи­вают на том, что людей, как единый вид, несомненно, объединяет масса еди­ных антропологических и психологиче­ских черт и потребностей; но способы их удовлетворения (т.е. культура) не наследуются гене­тически, а приобрета­ются только методом обучения и усвоения социального опыта со­общества.

 

Еще одно важнейшее свойство культуры – именно она является наибо­лее универ­сальным основанием для самоидентификации общества и его чле­нов, осознания коллек­тивом и его членами своей индивидуальности, марки­рования себя, различения «своих» и «чужих» и т.п. Понятие «многообразие народов» означает одновременно и многообразие их самобытных культур

Темпы развития подобных поведенческо-деятель­ностных средств обеспечения существования еще более ускорились, когда к адаптируемым условиям природного окружения добавились и исторические обстоятель­ства кон­тактов и соперничества с другими человеческими коллективами. Начиная с эпохи ста­нов­­ления первых городских цивилизаций фактор взаимодействия сообществ со своим социальным окружением превратился в наиболее значи­мый стимул социокуль­турного развития.

Таким образом, культура характеризуется как присущий всякому ус­тойчивому сообществу людей системный комплекс специфических и норми­рованных способов и форм социальной интеграции, организации и регуляции самого сообщества; средств по­знания, коммуникации, оценки и самоиденти­фикации, интеллектуальных рефлексий и интерпретаций, а также образных мироотражений, реализуемых в специфических «культурных текстах» и иных произведениях; механизмов трансляции социального опыта посредст­вом социализации и инкультурации личности, а также мотивации ее к прояв­лениям собственной социальной активности и т.п. Комплекс, обладающий способ­ностью к социальному и историческому самовоспроизводству, адап­тивной изменчивости и прогрессивному саморазвитию по пути структурно-функционального усложнения.

 

Таким образом, если человек – это высшая (из известных нам) форма жи­зни во Вселенной, то культура – это совокупность форм осуществления жиз­­не­деятельности, разработанных и практикуемых именно человеком (что в по­следние десятилетия подвергается сомнению со стороны биологии).

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ – совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность отобранных истори­ческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнеде­ятельности людей. При этом все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением. Число такого рода функций культуры весьма велико, и они могут быть выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих функции более высокого уровня.

Ко второму уровню рассматриваемой иерархии можно отнести функции куль­туры, обеспечивающие основные формы интегрированного существования сообществ людей. Здесь и организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на различные самодостаточные группы: социально-терри­ториальные соседские общины (пле­­­­­мена, этносы, нации), социально-функциональные (производстводсвенные, военные, учебные и прочие коллективы, специальности, сосло­вия), социально-бытовые (семьи, кланы, роды), коммуникативные (по диалектам, язы­кам), религиозные (секты, деноминации, конфессии) и т.п. Регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством исторического отбора, нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов социального опыта в этой области и реали­зации их в работе регулятивных механизмов конвенционального (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет и пр.) или институционального (право, политика, идеология, церемониал и т.п.) свойства. Консолидация и самоиденти­фикация людей в коллективепосредством выработки общих целей и идеалов их совместного существования, групповых интересов и потребностей, чувства солидарно­сти личности с коллективом и защищенности им, удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного общежития и взаимодействия, формирования сис­темы образов групповой идентичности (этнических, социальных, конфессиональных, политических и иных маркеров) и оснований личностоной и групповой идентификации, заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как процессе, отвечающем их индивидуальным и групповым интересам.

Третий уровень – функции культуры, обеспечивающие основные средства совме­стной жизнедеятельности людей. В этом ряду фигурирует много функций. Культура де­мографического и социального воспроизводства членов сообщества, функционирующую посредством выработки норм сексуальных отношений, брачно-семейных и родственных обязательств, стандартов физического развития индивида и охраны его репродуктивных возможностей, норм соседского общежития, а также системы форм и средств целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, обряды и ритуалы и пр.), выработки норм и стандартов со­циализации и инкультурации личности, ее социальной и культурной адекватности обще­ству проживания, стимулирования ее заинтересованности в приемлемых для общества формах социальной самореализации личности, в т.ч. в творческой и инновативной дея­тельности, в превращении индивида из «продукта и потребителя» культуры в ее «произ­водителя».

Культуру развития искусственной материально-простран­ственной среды обитания сообщества и обеспечения его членов социаль­ными благами,выраженную в формировании принципов, правил и стан­дартов построения территори­альной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов и их внутренней струк­туры, транспортных коммуникаций, размещения наиболее важных производств и иных функциональных зон и пр.), развития системы энергообеспечения и производства средств производства (инструментария), обеспечения производства и распределения то­варов потребления и услуг и т.п. Детерминированную проблемами распределения благ культуру собственности, вла­сти и социальной прести­жности, связанную с развитием приемлемых для сообщества технологий и форм властно-собственнических притязаний и отношений, способах обретения богатства, формированием иерархии социальных ста­тусов, порядка статусного роста и его символической маркировки (титулатура, регалии, престижные образцы одежды, украшений, обстановки быта, стилистики по­ведения, эти­кета и пр.). Культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания социальной поддержки людям, оказавшимся неспособными к самостоятельному

 

незави­симому существованию по возрасту, увечью, врожденным физическим недостаткам, по­стра­дав­шим от вой­ны или стихийного бедствия и т.п.; здесь же и традиции благотво­ри­тельности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии гуманиз­ма и абсолютизации ценности человеческой жизни, мифологии соци­альной спра­ведливости, «уравниловки», патронажа коллектива над лично­стью и т.п. Культуру познания и миро­воззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука и обыденные рациональные наблюдения), иррациональных (рели­гия, мис­тика, эзотерика, суеверия), образных (искусство, метафоричность мышле­ния и суждений, игровые формы поведения и пр.). Культуру коммуници­рования и обмена ин­формацией и социальным опытом между людьми, реа­лизуемую в виде процессов: сим­волизации объектов и явлений в форме обозначающих понятия слов, знаков, символов и пр.; сложения языков обмена информацией – «ес­ественных» устных и письменных вер­бальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, символических и цере­мони­альных действий, искусственных специализированных языков служеб­ных и технических символов – математических, естественнонаучных, компьютерных, топографических, чер­тежных, нотных и пр.; разнообразных систем указательных знаков, звуковых сигна­лов, знаков различия, функци­ональной атрибутики, языков цифрового, графического и звукового коди­рования объектов и продуктов и т.п.; сложение систем фиксации инфор­мации в графической, звуковой, видовой и иной технике, ее тиражирования и трансляции (синхронной и диахронной, непосредственной и дистантной, механическими и электронными средствами и т.п.), а также институтов, занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально значимой информации (архивы, биб­лиотеки, музеи, хранилища, информационные банки данных, картотеки и пр.). Культуру физической и психической реабилитации и релаксации человека, включающую принятые в сообществе нормы и формы охраны здоровья и личной гигиены, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию здоровья), традиции физической культуры и спорта, оздоровительного и культурно-просветительского туризма и иных форм актив­ного отдыха, традиции общенациональных и народных праздников, карнавалов, массо­вых гуляний, разнообразных форм развлекательного, игрового и интеллектуального до­суга, систему институтов организованного досуга и т.п. Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях функций культуры речь идет не о практических технологиях по достижению утилитарного результата (созданию продукта потребления), а о социальных нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.

Таким образом, во всем многообразии функций культуры можно выделить такие «профильные» направления, как социально-интегративное, орга­низационно-регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, ре-

к­­­­­ре­­­­а­­­ционное и оценочное..........

Таким образом, культура, известная нам эмпирически, – это преимущественно сумма персональных комментариев и интерпретаций разными людьми неких идей (как правило, принадлежащих отнюдь не самим интерпретаторам), большинство из которых являются сомнительными специалистами по линии их профессиональной компетентно­сти в содержании данного материала. В этом есть какая-то наследственная болезнь всей человеческой культуры: мистическое преклонение перед исторической подлинностью средневекового кирпича и одновременно – предпочтение художественного и всегда неточного описания подлинному текстовому источнику. Давать какую-либо оценку этому факту мы не беремся.

НАРРАТИВ – термин, получивший распространение в философии постмодернизма (см.) и означающий некое повествование, рассказ, историю, рассказанную (или написанную) кем-то со слов третьего лица, и дающее сугубосубъективную интер­­претацию событию, излагающее не столько правду о произошедшем, сколько авторское отношение к излагаемому материалу. При этом автор далеко не всегда сознательно стремится увести нас от правды; он пересказывает нам историю, которую он сам уже от кого-то слышал (в столь же ис­каженном виде), и только преподносит нам свой вариант искажения (Ж.Ф.Ли­о­­тар).

Термин «нарратив» чаще всего применяется по отношению к исторической науке, мемуарам и публицистике, которые всегда являются чьим-то ав­тор­ским рассказом о событиях прошлого или настоящего. При этом нарративом в равной мере являются сочинения античных историков, средневековые летописи и хроники, а уж тем более – исследования историков Нового и Новейшего времени, которые, во-первых, основываются на нарративах минувших времен и, во-вторых, в них концептуальная позиция автора выходит на первый план, оттесняя собственно исторический материал и «подгоняя» его под авторскую концепцию.

Помимо этого получило распространение и понятие «большой нарратив», применяемый по отношению к масшатабным идеологическим проектам. Считается, что в европейской истории было три подобных больших нарратива: эллинизм, христианство и Просвещение, идеи которого реализуются Европой и Америкой уже два с поло­виной века. По мнению некоторых авторов, сейчас происходят «поминки по Просвещению», выра­жен­ные в крахе коммунистической и деградации либеральной идей, хотя основные параметры постиндустриализма развивают те же идеи исторического прогресса и производства знания, как основы овладения миром, которые принадлежат Просвещению.

СИМУЛЯКР – псевдо-вещь, тень от ничего, продукт имитации реальности или игры в нее. Наиболее подробно теория симулякра разработана в постмодернизме (см.) (в частности Ж.Бодрийяром). Впрочем, первое употребление этого термина приписывают еще Эпикуру, который вкладывал в него значение, близкое современному.

Таким образом, Тезаурус является плодом совместной работы А.Я.Флиера и М.А.Поле­тае­вой, их 15-летнего опыта преподавания теории культуры студентам и аспирантам.

Создан понятийно-категориальный аппарат, многие термины которого пришли из этнологии, социологии, общего науковедения и др, который позволил разместить всю культурную, историческую. социальную информацию по разделам классификации близкой по сущности и теме к искомой информации.

Это позволило создать энциклопедический словарь - Тезаурус.

Адаптация социокультурная …………………………………………...173

Артефакт культурный…………………………………………………....83

Атрибуция культурная…………………………………………………...77

Воспроизводство социокультурное …………………………………...185

Глобализация…………………………………………………………….312

Гуманитарная культура…………………………………………………..64

Деструкция социокультурная ……………………………………….....318

Динамика культуры (культурные процессы)………………………….268

Дифференциация культурная…………………………………………..283

Диффузионизм…………………………………………………………....45

Диффузия культуры ……………………………………………….……296

Изменчивость культурная ………………………………………….…..294

Инноватика культурная ………………………………………………...291

Институты культурные …………………………………………………199

Искусство ………………………………………………………………..213

История культуры………………………………………………………...23

Исторические типы культуры…………………………………………..129

Коммуникация социокультурная ……………………………………...170

Консолидация социальная……………………………………………...158

Конфессиональные общности……………………………………..…….99

Конфессиональный тип культуры………………………………..……116

Конфигурация культурная………………………………………………89

Кризис культурный……………………………………………………..314

Кровнородственный тип культуры………………………………….....107

Культура………………………………………………………..…………13

Культура аграрных цивилизаций…………………………...………….140

Культура индустриальных обществ…………………………………...144

Культура интимных отношений……………………………….………249

Культура эпохи варварства…………………………………………….138

Культурная картина мира………………………………………………256

Культурная компетентность……………………………………………227

Культурно-этнографические общности…………………………………98

Культурные интерпретации………………………………………….....265

Культурные традиции …………………………………………………..233

Культурные ценности ……………………………………………….….255

Культурный инструментарий………………………………………..…194

Культурный прогресс ……………………………………………….….281

Культурогенез …………………………………………………………..276

Личность и культура…………………………………………………......27

Локализация культурная……………………………………………..…309

Локальные культурные образования……………………………………88

Маркировка культурная……………………………………...…………246

Материальная и духовная культуры………………………………….....68

Массовая культура……………………………………………………....127

Межкультурные коммуникации……………………………………......298

Ментальности……………………………………………………………236

Методологии исследования культуры…………………………………..36

Мифология ………………………………………………………………207

Морфология культуры………………………………………………..…..59

Накопление и трансляция социального опыта ………………………..182

Нарратив…………………………………………………………………266

Национальный тип культуры……………………………………….......113

Нормы культурные.……………………………………………………..221

Нравы ……………………………………………………………………241

и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: