ПОЗНАНИЕ
Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное.
Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).
Первая ступень познания представляет собой чувственное познание. Чувственное познание основано на опыте человека, который он приобретает, воздействуя на познаваемые объекты с помощью органов чувств (вкус, обоняние, осязание, зрение, слух). Оно всегда субъективно, осуществляет связь человека с внешним миром.
Формы чувственного познания:
· Ощущение – отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура, цвет, вкус).
· Восприятие – целостный образ предмета или явления.
· Представление – сохранение образов предметов в памяти.
Вторая ступень познания – рациональное познание. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах – их структуру, сущность, законы.
Формы рационального познания:
· Понятие – отражение общих принципов и свойств предметов (в словах, символах, знаках).
· Суждение – связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами (в предложениях, формулах).
· Умозаключение – связь между несколькими суждениями (в более сложных предложениях, формулах, где присутствуют причинно-следственные связи).
Чувственное познание | Рациональное познание |
Ощущение Восприятие Представление | Понятие Суждение Умозаключение |
Наглядный образ предмета | Понятие о предмете |
Степень обобщения невелика | Степень обобщения высокая |
Процессу познания присущи некоторые противоречия:
1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нем.
|
2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.
3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.
4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.
В процессе познания большую роль играют такие внерациональные формы познания как воображение, фантазия, эмоции, вера, интуиция. Интуиция – способность прямого (непосредственного) постижения истины, то есть без опоры на рассуждения и доказательства.
Истина, ее критерии. Относительность истины.
Целью любого познания является истина. Истина – соответствие знания предмету познания.
Для истины характерны объективность (соответствие знания об объекте самому объекту), процессуальность (истина может измениться в процессе познания, т.к. познаваемый мир неисчерпаем), конкретность (истина определяется конкретными условиями места, времени, ситуации).
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Например, все люди смертны.
Относительная истина – неполное, неточное, недостаточное знание об объекте. В основе относительности истины лежит понимание, что познаваемый мир безграничен, а человеческие познавательные возможности ограничены.
Знание, не соответствующее познаваемому объекту, называется заблуждением. Заблуждения можно разделить на три вида:
· Ошибка – заблуждение, возникающее в результате невнимательности или глупости.
|
· Ложь – преднамеренное заблуждение, возникающее в случае, когда выгодно выдать за истину то, что ею не является.
· Иллюзия – заблуждение, не зависящее от личных качеств субъекта.
Виды человеческих знаний
Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах – в форме обыденного познания, мифологического, художественного, религиозного, философского, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются как вненаучные формы.
Мифологическое знание – исторически первая форма познания, направленная на постижение природы и общества, опыт поколений через смысловое родство с познаваемой действительностью.
Обыденно-практическое (житейское) знание – форма познания, в основе которой является здравый смысл, жизненный опыт, повседневная практическая жизнь.
Художественно-образное знание – форма познания, проявляющаяся в искусстве через создаваемые образы.
Религиозное знание – форма познания, основанная на вере в сверхъестественное.
Философское знание – форма познания, особенностью которой является универсализм (общий характер) и критицизм (проверка результатов доводами разума).
Особое место в познавательной деятельности занимает самопознание (рефлексия) – осмысление человеком своей мыслительной деятельности, слов и поступков, с целью выявления собственной сущности.