РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
профессиональная переподготовка с присвоением новой квалификации
(получение дополнительного профессионального образования к высшему профессиональному образованию)
Донецк,2017
Рабочая программа дисциплины«Русский язык и культура речи»
Программаразработана Поляковой Я.В., канд. пед. наук, доцентом, и.о. заведующего кафедрой лингвистики
Рекомендована к утверждению на заседаниикафедры лингвистики
протокол заседания
от 26апреля 2017 г. № 9
И.о. заведующего кафедрой лингвистики ________ ПоляковаЯ.В.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Целью изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» является:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения, осознание студентами роли и значения русского языка в современном обществе;
- формирование основ коммуникативной компетенции будущего высококвалифицированного специалиста, образцовой современной языковой личности, владеющей теоретическими знаниями о структуре русского языка и особенностях его функционирования, обладающей устойчивыми навыками порождения высказывания в соответствии с коммуникативным, нормативным и этическим аспектами культуры речи;
- дальнейшее развитие и совершенствованиеспособности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоениезнанийо русском языке как многофункциональной знаковой системы и общественном явлении; о языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения.
В соответствии с поставленной целью курс решает следующие задачи:
- обучение системе норм русского литературного языка на фонетическом, лексическом, словообразовательном, грамматическом уровне;
- повышение общей культуры речи, уровня орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности;
- формирование теоретической базы в области нормативного и целенаправленного употребления языковых средств в деловом и научном общении;
- формирование практических навыков в составлении и продуцировании различных типов текстов, в предотвращении и корректировки возможных языковых и речевых ошибок, в адаптации текстов для устного или письменного изложения;
- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
- формирование умений использовать знания по русскому языку в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями;
- формирование сознательного отношения к своей и чужой устной и письменной речи на основе изучения её коммуникативных качеств.
Изучение данного курса позволит дать целостное представление о двух взаимосвязанных компонентах учебной дисциплины: «Русский язык» (все аспекты русского языка: фонетика, словообразование, лексика, морфология, синтаксис, а также нормы орфографии и пунктуации) и «Культура речи» (нормы современного русского литературного языка, функциональные стили литературного языка, риторика, т. е. культура устной речи).
В результате освоения программы дисциплины «Русский язык и культура речи» у слушателя должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенциидля осуществления профессиональной деятельности с объектами: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы. По завершению профессиональной переподготовки слушатель должен быть готов к таким видам профессиональной деятельности какпедагогическая, научно-исследовательская, проектная, методическая, управленческая, культурно-просветительская.
В результате освоении содержания дисциплины «Русский язык и культура речи» слушатель должен обладать:
- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия(ОК-6);
- способностью логически верно устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики(ОК-7);
- владеть основами профессиональной этики и речевой культуры(ОПК-5).
В результате освоения содержания программы профессиональной переподготовки слушатель должен:
Знать:
• различия между языком и речью;
• функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
• связь языка и истории; культуры русского и других народов;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;
• смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• важнейшие принципы и правила орфографии и пунктуации русского языка
• орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
• специфику устной и письменной речи;
• правила продуцирования текстов разных жанров;
• распознавание признаков разных жанров;
• систему функциональных стилей современного русского литературного языка и её внутриструктурную организацию;
• стилевые, жанровые особенности и сферы употребления каждого стиля;
• принципы создания связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
• основные качества хорошей речи.
Уметь:
• строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;
• различать элементы различных языковых уровней;
• выбирать из грамматических вариантов те, которые соответствуют речевой ситуации;
• создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• излагать свои мысли в устной и письменной форме свободно и правильно, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) и нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
• пользоваться современным русским литературным языком и активно применять принципы организации речевых средств в пределах определённого функционально-стилевого единства;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, находить по опознавательным признакам орфограммы и пунктограммы;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять и редактировать собственные тексты;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип речи;
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.
Владеть:
• навыками ведения диалогического и полилогического общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящими различными социальными отношениями;
• навыками построения связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями и ситуацией;
• навыками трансформации несловесного материала, в частности, изображений и цифровых данных (схем, графиков, таблиц и т.п.) в словесный, а также переход от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к связному тексту);
• навыками грамотного произношения, постановки ударения, образования и употребления правильных грамматических форм;
• теоретическим материалом, необходимым для понимания современного этапа развития культуры речи;
• устной и письменной речью и общаться с аудиторией в различных коммуникативно-речевых условиях;
• способностью выбирать оптимальную для определённой ситуации линию речевого поведения;
• навыками эффективно и целенаправленно воздействовать речью на слушающую аудиторию.
2. Учебно-тематический план освоения дисциплины
Содержание дисциплины
Содержательный модуль 1. Нормы современного русского литературного языка (СРЛЯ)