Магистратура - самая выгодная инвестиция
Интервью президента Российской международной академии туризма
профессора Игоря Владимировича Зорина
Игорь Владимирович, в российском образовании сложилась непростая ситуация, которая обусловлена далеко негладким течением реформ, экономическими и демографическими проблемами. Как позиционирует себя Академия в новых обстоятельствах, насколько успешно отвечает на новые вызовы времени.
Концепция, которой мы придерживаемся в подготовке кадров для сферы туризма, остаётся неизменной. Она построена таким образом, чтобы решалась группа вопросов социально-экономического характера. Академия - это внебюджетное образовательное учреждение. Из бюджета мы принципиально не берем ни копейки, поскольку сам туризм является сферой бизнеса, а не социальной сферой. Я не буду говорить, удачен ли термин «государственное» и «негосударственное» образование. Для меня лично гораздо более приемлемо и очевидно бюджетное и внебюджетное финансирование. Образование должно быть на бюджете? Или образование должно быть в рынке? Должно ли оно получать от государства деньги? Должно, но ровно настолько, насколько образование выполняет те или иные социальные программы. Выделяются деньги на оборону страны, значит, они должны выделяться на подготовку кадров для обороны. Выделяются деньги на здравоохранение, значит нужно выделить деньги и на подготовку кадров для здравоохранения. Банковской системе государство не выделяет деньги. И туризм не нуждается в финансовой поддержке. Туризм – это рынок. Педагогов, врачей надо готовить на бюджетной основе, а специалистов для туризма - на внебюджетной, за деньги тех, кто в дальнейшем планирует себя реализовать в качестве профессионала туристского рынка. Они изначально должны чувствовать, что находятся в рынке. Мы готовим специалистов среднего звена, бакалавров, а теперь уже и магистров, которые работают в условиях рынка. Крупнейший в мире университет Johnson & Wales University целиком существует на деньги студентов, так как они инвестируют в себя как в будущих специалистов, либо туристские компании берут на себя их образование. В России, к сожалению, нет таких примеров, когда индустрия туризма финансировала бы подготовку кадров. Когда же смешиваются деньги - внебюджетные с бюджетными, - то уже невозможно определить, кто вкладывал деньги, а кто нет.
|
Сейчас рынок сложился, в том числе и туристский образовательный. Российская международная академия туризма занимает на нём прочную позицию более сорока лет. Создан уникальный коллектив преподавателей, которые строили систему образования, в том числе и опираясь на зарубежный опыт. Можно с уверенностью сказать, что наш профессорско-преподавательский состав учит по самым высоким мировым стандартам. И здесь имеют силу только критерии рынка. Но различные министерства и ведомства пытаются установить свои стандарты. Правда обслуживают турпотоки не они, а предприятия сферы бизнеса, и действуют они в рамках определенных стандартов. Каждая гостиничная цепь, действуя в своём сегменте рынка, выработала свои стандарты, по которым и проходит аттестация. Поэтому целесообразно готовить кадры в рамках этих требований. Сейчас же у Академии есть определенные неудобства, связанные с отсутствием стандартов, с отсутствием отечественных цепей и законодательной базы. Но мы всё же надеемся на позитивные сдвиги.
|
…И откликаемся на потребности рынка в подготовке кадров в новых условиях и по новым критериям..
В этом Российской международной академии туризма нет равных. В основе, как я уже говорил, высокий профессионализм педагогов. Многих из которых вырастила сама Академия. Мы сами лучше других знаем, как подготовить не только специалистов турбизнеса, но и их наставников. В 1998 году при Академии открыт диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, а уже в 2003 году создан докторский диссертационный совет. На сегодняшний день подготовлено около пятисот кандидатов и докторов наук.
Это - очень важная ступень в профессиональном туристском образовании, потому что необходимы профессионалы, которые научно, педагогически, методически поддерживали бы отрасль. Мы их готовили прежде всего для себя, но половина из них работает не в Академии. Наши потребности в таких кадрах не столь велики. Для рынка нужны кадры высшей квалификации - педагоги. Не государство, а бизнес должен выделять деньги для того, чтобы готовить необходимые кадры, способные обеспечивать опережающее образование.
Это касается и подготовки специалистов всех уровней?
Безусловно. Вот, к примеру, обслуживание и сопровождение «Олимпиады – 2014» в Сочи. А где кадры? Кто их готовит? Российская международная академия туризма берёт на себя инициативу и самостоятельно формирует эти кадры.
|
Логично, что ступенчатость образования стала более явной и объяснимой. Очень долго мы готовили только специалистов. И высшая школа была в режиме специалитета. Но вот подписана единая Болонская Конвенция, и в Европе принято решение о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Первый уровень – бакалавриат, а второй уровень – магистратура. Надо сказать, что в Европе в чистом виде тоже не существовало бакалавриата и магистратуры. Это американская модель. Она связана с тем, что в Америке действуют колледжи, как первая ступень образования, и университеты, как высший уровень. Колледж в туризме дает техническое образование. Как показывает американский опыт, колледжа достаточно, чтобы удовлетворить прямые потребности туристского рынка. Для получения технологического образования потребуется ещё три с половиной года. Дальше идет система переподготовки и повышения квалификации, но это дополнительное образование, не магистерское. Таким образом, придя на работу в какую-либо туристскую корпорацию в качестве супервайзера (после бакалавриата), можно, повышая квалификацию раз в три года, стать генеральным менеджером этой корпорации через 15 лет.
Но университетское (магистерское) образование - это совершенно другое образование. Это образование для самого человека. Колледж и бакалавриат – это образование по запросам рынка, которое готовит технологов. Магистратура приглашает бакалавров получить специальное образование, которое способствует личностному, духовному росту, а не технологическому.
Бакалавры учатся по программам, соответствующим технологиям и стандартам обслуживания. А магистры учатся по программам, соответствующим задачам роста личностных качеств, интеллекта, творческих задач и духовного развития. Университетское образование – это ценностное развитие. И тогда мы стали думать с коллегами из Европы, а это -Университеты Бикокка (Милан, Италия) и Сорбонна (Париж, Франция), Версальская высшая национальная школа ландшафтного проектирования и дизайна (Франция). Мы, четыре ректора, сели и стали обсуждать, чем же отличается университетское образование от бакалаврского. Болонское соглашение подписано, его надо выполнять. И мы пришли к выводу, что нужно отчетливо выделять три ступени образования: среднее профессиональное образование – это техники, бакалавриат – это технологи и магистры – это концептологи. То есть это разные точки зрения на одну и ту же отрасль. Точка зрения работника массовых профессий (техник), точка зрения работника более тонкого труда, соответствующего стандартам принятых технологий (технолог) и, наконец, точка зрения магистра (концептолог) – человека, который способен менять ситуацию, а не только ею управлять. Магистры нужны для того, чтобы перестраивать систему. В этом суть предложения Европы. И основная задача магистра – это развитие отрасли. Если хочешь фантазировать - иди в магистратуру. Это задача не массового обслуживания. Это творческая задача. Так думают в Европе. Американцы же идут своим путем. Они выстроили свою систему, адекватную своим задачам, ресурсам.