ЦЕЛИ ПО SMART: АЛГОРИТМ
Постановка целей по smart – «умной» технологии, придающей задачам реалистичность, является мощным инструментом. Он позволяет правильно оценить положение вещей и сделать цели достижимыми.
Критерии постановки цели по SMART просты и лаконичны. Но для того, чтобы соответствовать им, нужно провести предварительную работу по декомпозиции – разложение планов до уровня мелких ежедневных действий. А потом применить метод PDCA (цикл Деминга), чтобы ни на шаг не отступать от поставленных задач и в случае необходимости вовремя скорректировать тактику их достижения.
Итак, постановка цели по SMART предполагает много работы:
● декомпозиция, чтобы вписаться в критерии цели по SMART;
● SMART, чтобы закрепить результаты декомпозиции в наглядной и лаконичной форме»;
● PDCA, чтобы постоянно следовать поставленным задачам.
ЦЕЛИ ПО СИСТЕМЕ SMART: РАЗБИРАЕМСЯ С ТЕХНОЛОГИЕЙ
Разберем сначала критерии цели по технологии SMART. Примеры приведем чуть дальше.
SMART — это изящный акроним, который формирует слово, в переводе с английского означающее – «умный». Каждая буква в нем является первой в названии одного из неотъемлемых параметров правильной цели:
● S — specific — конкретная;
● M — measurable — измеримая;
● A — achievable, ambitious, agressive, аttractive — достижимая, амбициозная, агрессивная, привлекательна;
● R — relevant, resource — согласованная, ресурс;
● T — time bound — ограниченная по времени.
S (SPECIFIC) — КОНКРЕТНАЯ
По сути, это «венец» цели по SMART. В коротком тезисе содержится вся необходимая информация, который отвечает на вопросы: что именно должно быть сделано, когда и в каких количественных показателях?
M (MEASURABLE) — ИЗМЕРИМАЯ
Этот критерий расшифровывает цель. Прописываются чек-поинты, реперные точки, контрольные показатели, выполнение которых приведет к достижению цели. Именно по ним необходимо ориентироваться, достигнута ли цель или нет. Данные показатели вычисляются по методу декомпозиции, но об этом чуть ниже.
A (ACHIEVABLE, AMBITIOUS, AGRESSIVE, АTTRACTIVE) — ДОСТИЖИМАЯ, АМБИЦИОЗНАЯ, АГРЕССИВНАЯ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ Это многогранный критерий мотивации. И у всех она своя. Самое главное, чтобы цель для каждого оставалась привлекательной (аttractive).
Достижимая (achievable) – для сотрудников. Вы спускаете четкие и ясные показатели эффективности подчиненным по их индивидуальной ежедневной активности, которые соответствуют стандартам отрасли. Обеспечиваете ресурсами их выполнение (рабочие места, технологии, CRM, обучение и т.д.). Затем мотивируете на результат материальными и нематериальными методами.
Амбициозная (ambitious) – для руководителей. Для них достижение цели должно стать не просто выполнением показателей, как для рядовых сотрудников, но и вызовом всех их опыту, знаниям, уму и сообразительности. Они должны понимать, что в их руках большой проект и есть определенные ограниченные ресурсы для его реализации.
Агрессивная (agressive) – для собственников. Это самый высокий уровень. Поставленная самим предпринимателем цель должная несколько превосходить его представления и кажущиеся возможности. В противном случае вы просто не будете двигаться вперед.
R (RELEVANT) – РЕАЛИСТИЧНАЯ, АКТУАЛЬНАЯ.
Данный параметр отвечает за реалистичность и уместность тех методов, которыми вы будете пользоваться. Чтобы понять, что реально, а что нет, все задачи должны разбиваться на этапы и подзадачи. Это опять же к вопросу о декомпозиции.
T (TIME BOUND) — ОГРАНИЧЕННАЯ ВО ВРЕМЕНИ
Тут все предельно, ясно. Цель должна иметь сроки. Иначе, все ваши самые лучшие порывы и инициативы превратятся в аморфное состояние. Чтобы соблюдать сроки, контролируйте выполнение промежуточных показателей.
ЦЕЛИ ПО SMART: ПРИМЕР
Формулировка цели по SMART предполагает ясно изложенные по алгоритму и в соответствии с параметрами технологии тезисы.
ЦЕЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ КОНКРЕТНОЙ
Неправильно
Научиться круто продавать
Правильно
Трудоустроиться на работу удаленным менеджером по продажам до 20.12.2018, с окладом 30 000 рублей, и доходом от % c продаж 40 000 рублей.
ЦЕЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ИЗМЕРИМОЙ
Неправильно
Делать больше продаж
Правильно
Чтобы достичь цели, я должен закрывать по 15 сделок в неделю с личным доходом с каждой сделки в 3000 рублей (Цифры являются результатом декомпозиции планов по прибыли)
ЦЕЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ДОСТИЖИМОЙ, АМБИЦИОЗНОЙ И АГРЕССИВНОЙ
Тут не может быть неправильных формулировок. Необходимо прописать за счет чего, какими средствами и с какой мотивацией вам удастся достичь запланированного результата.