Сводка экспериментальных изучений коммуникативных систем приматов




Амслен

Гарденеры. В 1966 году, исследователи Аллен и Белатриса Гарденеры обратили внимание на то, что приматы общаются между собой жестами. И они решили попробовать изучить лингвистические способности приматов с помощью жестов. В итоге Аллен и Белатриса приобрели самку шимпанзе Уошо и начали обучать ее упрощенной версии жестового языка Амслен.

Обучение Амслену происходило таким образом: примату показывали предмет, показывали жест, который соответствует названию предмета и складывали примату лапу в этот жест. Через какое-то количество повторений (разнится у разных приматов) примат запоминает жест и может его использовать для того, чтобы попросить этот предмет или обратиться к кому-то.

При встрече с новыми предметами Уошо сама начала давать им двусловные имена. Холодильник она назвала «холод-ящик», лебедя на пруду — «вода-птица», арбуз — «пить-конфета», редиску — «еда-ай-больно». А будучи запертой в клетку и чрезвычайно этим недовольной, просигналила служителю: «Грязный Джек, дай пить!» До этого случая ее собеседники использовали слово «грязный» только в буквальном значении, но обезьяна уловила, что это слово всегда употребляется с неодобрением, - и тут же превратила его в ругательство.

К концу обучения Уошо знала около 350 жестов. Чтобы жест считался усвоенным, она должна была использовать его самостоятельно и уместным образом в течение 14 последовательных дней.

Когда у Уошо появился приемный сын, то он начал учиться жестам, наблюдая не за людьми, а за другими обезьянами, при этом Уошо помогала ему правильно показывать руками жесты-символы.

Франсин Паттерсон. Еще Амслену обучали самку гориллы - Коко. С ней работала исследователь Франсин Паттерсон. Она утверждает, что Коко овладела более чем тысячей знаков языка жестов амслена и способна воспринимать на слух и понимать около двух тысяч английских слов.

Коко умела шутить и описывать свои чувства, сообщать когда ей грустно или больно, различать прошлое и будущее, могла обсуждать объекты, которых сейчас нет перед ней. В 19 лет Коко прошла тест на узнавание себя в зеркале, который другие гориллы не прошли.

Однажды Коко сказала другой горилле “хороший знак”, когда та использовала его в подходящей ситуации. После этого исследователи сделали выводы, что она понимает язык на мета-уровне, так как это суждение о языке, рефлексия об уместности употребления слова в контексте.

Йеркиш

В 1970, Карпентер вместе с Эрнст фон Глазерсфельдом, с целью доказать способности приматов обучаться речи, начали создавать искусственный язык, в котором будет строгий синтаксис и грамматика. Чтобы избежать субъективности мнений исследователей, решили, что обучение будет происходить через компьютер. Назвали этот язык - Йеркский.

Общение на этом языке происходит таким образом:

На внутренней стене помещения, в котором находится примат, имеется клавиатура с нанесёнными на клавиши лексиграммами. Когда примат нажимает на клавишу, то компьютер произносит вслух слово, которое он выбрал. Последовательность лексиграмм компьютер считает фразой, если она начинается определённым сигналом и заканчивается точкой. Чтобы подать начальный сигнал, примат дёргает рукой за штангу, укреплённую над клавиатурой, чтобы закончить — ставит точку.

После того как точка поставлена, компьютер обрабатывает предложение и выносит решение. Если фраза правильна — звенит колокольчик, если нет — лексиграммы исчезают с экрана, а набор символов нужно начинать сначала.

Первым приматом, изучающим этот язык, была шимпанзе Лана. Лана быстро обнаружила механизм стирания. И когда допускала ошибку, сразу ставила точку, чтобы начать заново без ошибок.

Экспериментальное оборудование допускает целый ряд автоматических ответов: примат в любое время может заказать поесть или попить, но только при условии, что фраза будет сформулирована правильно. Скажем, она набирает на клавиатуре фразу: «Пожалуйста, машина, дай мне кусочек банана». И автомат подаёт лакомство в углубление в стене, оттуда примат его забирает. Точно так же есть возможность попросить кусочек яблока, изюм, открыть окно или включить фильм.

Канзи. Также этому языку пытались обучить самку бонобо Матату, но она не проявляла особого интереса к обучению. Однако на занятия ее сопровождал ее сын — Канзи. Однажды, когда Матата отсутствовала, он подошел к компьютеру и начал составлять грамотные предложения из лексиграмм. Став, таким образом, первым приматом, который обучился грамматике не путем направленного обучения, а самостоятельно.

По утверждению Сью Сэведж-Рэмбо, которая занималась его обучением, словарный запас Канзи — 348 лексиграмм.

На этом видео он распознает на слух слово, которое ему говорят и нажимает соответствующую лексиграмму.

Язык Дэвида Примака

Параллельно Йеркскому, создавался язык Дэвида Примака — жетоны на магнитной доске. Ему обучали трех шимпанзе, но лучше всего справлялась Сара.

Общение происходит таким образом: примат берет жетоны и выкладывает из них последовательность так, чтобы получилось предложение.

Язык создавался в два этапа.

На первом этапе Дэвид Примак оперировал символами, которые обозначали предметы, знакомые Саре. Ее научили, что голубой треугольник является символом яблока, а красный квадратик — банана. Затем она выучила символы имён Примака и его трёх ассистентов, а также и своего. Еще через некоторое время словарь Сары пополнился обозначением почти всех окружавших её предметов, основных цветов спектра и всех возможных их комбинаций.

На втором этапе Дэвид решил добавить предлог “на” в язык и стал обучать Сару. Для проверки после обучения Дэвид составил несколько предложений, не имевших никакого смысла. Например, красный на зелёном, зелёный на банане, апельсин на коричневом и т. д. Ему было нужно лишь узнать, насколько правильно Сара усвоила значение предлога «на».

В итоге Сара сама стала его учить. Она отодвинула от доски своего учителя и стала составлять предложения, но незаконченные. Она предлагала Дэвиду на выбор несколько символов, с помощью которых он мог их закончить. Так, она писала на магнитной доске: яблоко на… и предлагала на выбор несколько символов, обозначавших предметы. Стол, блюдце и др.

Сводка экспериментальных изучений коммуникативных систем приматов

· Опыты У.Ферниса (1916)

- Если приматы не умеют издавать членораздельные звуки, то они не способны обучиться речи.

· Опыты Н. Н. Ладыгиной-Котс (1923):

- Показали, что шимпанзе владеют важнейшими мыслительными операциями – обобщением и абстрагированием;

- Доказательства наличия у шимпанзе развитой функции обобщения, которая достигает уровня довербальных понятий – хранения информации в абстрактной, хотя и не связанной со словами, форме. Этот уровень обобщения создает когнитивную основу для появления речи.

· Опыты Келера (1930)

- Впервые продемонстрировали в эксперименте способность шимпанзе находить выход из проблемных ситуаций за счет инсайта.

· В 1960–1970-х американские психологи установили, что звукоиздающий аппарат антропоидов не приспособлен к тонкой артикуляции человеческой речи

· Исследования 1970-х:

- Появились первые данные о том, что у человекообразных обезьян есть к способность к самоузнаванию и пониманию ментальных состояний других особей

- Началась разработка искусственных знаковых систем – простых незвуковых аналогов языка человека (амслен, йеркиш)

· Исследования 1980-х:

- Выявление сложной формы языкового поведения - способность понимать на слух звучащую речь человека.

· Исследования 2000-х:

- Установлено, что антропоиды обладают способностью усваивать «слова», реализованные в форме жестов (амслен) или лексиграмм (йеркиш)

- Доказано, что у шимпанзе развитая функция обобщения, которая достигает уровня довербальных понятий, что создает основу для появления речи

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: