Развитие идея получает в 2012 году.




Александр Васильевич Щербаков

Объединение пилотируемой космонавтики «Альбатрос» имени Сергея Павловича Королёва

Секция истории космонавтики и ракетной техники межрегиональной общественной организации Федерации космонавтики России

Многоцелевая авиационно-космическая система

(МАКС).

Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС) - проект использующего метод воздушного старта двухступенчатого комплекса космического назначения, который состоит из самолёта-носителя (Ан-225 «Мрия») и орбитального космического корабля-ракетоплана (космоплана), называемого орбитальным самолётом.

Орбитальный ракетоплан может быть как пилотируемым, так и беспилотным.

В первом случае он устанавливается вместе с одноразовым внешним топливным баком.

Во втором - баки с компонентами топлива и окислителя размещаются внутри ракетоплана.

Вариант системы допускает также установку вместо многоразового орбитального самолёта одноразовой грузовой ракетной ступени с криогенными компонентами топлива и окислителя.

Разработка проекта (код разработки - 9А-1048) велась в НПО «Молния» с начала 1980-х годов под руководством Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.

Вместо первой ступени обыкновенной ракеты в проекте используется сверхтяжёлый самолёт Ан-225; точнее, на базе Ан-225 предполагалась разработка его нового варианта - Ан-325.

Вторая ступень может быть выполнена в трёх вариантах:

1. МАКС-ОС-П - базовый вариант с пилотируемым орбитальным самолётом (ракетопланом) и одноразовым баком;

2. МАКС-М - беспилотный транспортный вариант с полностью многоразовым орбитальным самолётом (ракетопланом);

3. МАКС-Т - беспилотный транспортный вариант с одноразовой ракетной второй ступенью.

В вариантах с ракетопланом полезный груз на низкую орбиту составляет 7 тонн, с одноразовой ракетной ступенью - 18 тонн.

Стартовая масса системы - 275 тонн.

Основное назначение многоцелевой системы - доставка грузов и экипажей на орбиту, в том числе на орбитальные станции.

МАКС может также использоваться (в том числе оперативно ввиду отсутствия привязки к космодрому и возможности запусков в разных направлениях) для аварийного спасения экипажей космических объектов, для ремонтно-аварийно-технических работ, научных экспериментов, организации производств на орбите, в гражданских и военных целях наземной разведки, экологического и космического контроля.

При разработке проекта использовался опыт НПО «Молния» и результаты работ по проекту АКС «Спираль» и экспериментальному беспилотному орбитальному ракетоплану БОР-4.

Компоновка базового варианта системы МАКС близка к таковой у системы «Спираль», только вместо гиперзвукового используется обычный самолёт-носитель, а вместо ракетной ступени используются двигатели на самом орбитальном ракетоплане.

Важным преимуществом этой системы воздушного старта является отсутствие необходимости в космодроме. «Система базируется на обычных аэродромах 1-го класса, дооборудованных необходимыми для МАКС средствами заправки компонентами топлива, наземного технического и посадочного комплекса и вписывается, в основном, в существующие средства наземного комплекса управления космическими системами».

К преимуществам проекта МАКС можно также отнести бо́льшую экологическую чистоту за счёт применения менее токсичного топлива в разработанном многорежимном трёхкомпонентном двигателе РД-701 керосин/водород+кислород).

В рамках инициативных работ НПО «Молния» по проекту созданы меньшие и полномасштабные габаритно-весовой макет внешнего топливного бака, габаритно-весовой и технологический макеты космоплана.

Проект «МАКС» получил золотую медаль (с отличием) и специальный приз премьер-министра Бельгии в 1994 году в Брюсселе на Всемирном салоне изобретений, научных исследований и промышленных инноваций «Брюссель-Эврика-94».

Развитие идея получает в 2012 году.

Российские аэрокосмические предприятия НПО «Молния» и Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева разрабатывают аэрокосмические системы для осуществления суборбитальных туристических полётов и выведение на орбиту коммерческих спутников.

Суборбитальные аэрокосмические системы разрабатываются на базе дозвуковых самолётов-носителей - высотного самолёта М-55 «Геофизика» и самолёта-транспортировщика ЗМ-Т (ЗМ-Т ранее применялся для воздушной транспортировки многоразового орбитального корабля «Буран» и элементов ракеты-носителя «Энергия»).

По замыслу специалистов, крылатый космический аппарат будет стартовать с самолёта-носителя и разгоняться с помощью твердотопливного ракетного ускорителя до скорости 1000-1200 метров в секунду, достигая высоты полёта 105-120 километров.

«Космические туристы смогут испытытать состояние невесомости в течение 3-5 минут и могут наблюдать поверхность Земли через иллюминаторы с высоты космического полёта.

После входа в плотные слои атмосферы космический аппарат выполняет планирующий спуск и посадку на полосу аэродрома.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: