НЕДОСТАТОЧНОЕ ТРИЕДИНСТВО




О МОЛОДОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ

Была пора: наш праздник молодой
Сиял, шумел и розгами венчался,
И с песнями бокалов звон мешался,
И тесною сидели мы толпой.
Тогда, душой беспечные невежды,
Мы жили все и легче и смелей,
Мы пили все за здравие надежды
И юности и всех ее затей.

А.С.Пушкин

«Тогда, душой беспечные невежды//Мы жили все и легче и смелей», - писал Александр Сергеевич, вспоминая свои лицейские годы. Мне представился удачный повод выяснить: «беспечны ли душой» современные вчерашние школьники, нынешние студенты, есть ли в них Пушкинский анакреонтический задор, каковы сегодня «затеи юности» и есть ли они, эти затеи, вообще. Двадцать седьмого октября в Малом зале ЦДЛ буйствовала зелень. На поэтическом вечере-диспуте к годовщине Пушкинского лицея и Дню товарищества «Связь поколений и талантов» присутствовали студенты младших и старших курсов Московского гуманитарного университета и Московского государственного института культуры. Помимо молодой поросли вечер посетили и мастеровитые, состоявшиеся поэты из студии «Поэзия на Никитской», которой долгое время руководил ведущий вечера, поэт Александр Александрович Бобров. Собственно говоря, он же является и профессором обоих упомянутых институтов. Странное дело, но наш уютный творческий вечер навёл меня на неутешительные мысли: поколения в данном случае связал сильными руками сам Бобров, буквально закрутил в крепкий узел своей волей. А вот тонкая невидимая нить, протянувшаяся было через зал, задрожала и оборвалась, когда на сцену продефилировал первый же молодой поэт.

Отчего же? Угрозой пахнуло, как только я вошла в двери великого Дома. В мягких креслах развалился студент моего института, местный поскучневший Гамлет. Перемежая свою речь бойким матерком, он пожаловался на стагнацию в творчестве и выразил следующие опасения: «Мне ничё не хочется, понимаешь? Вот как чё-то захотеть? Мне знакомая говорит: сходи к психологу, а то ты совсем какой-то. А я просто ничё не хочу». Он картинно задрал ногу на ногу и продолжил разглагольствовать в таком же духе. Так и представила его на кожаной кушетке из американской драмы, рассказывающим учёному мужу, что ему «ничёнехоцца». Молодой человек тут же признался мне, что читать он сегодня ничего не будет, потому что: «А чё? Я ничё не написал». Остальные соинститутники откликнулись ему в тон, и даже первый свежий курс неприветливо заблестел глазами в ответ на предложение изречь что-нибудь поэтическое на знаменитой сцене. Встречались и вовсе неадекватные реакции: дебютант прошлого года истерически закричал шёпотом сквозь зубы: «Нет, нет, я не буду читать, я сказал: нет», — будто я предлагала ему что-то уж совсем неприличное и противоестественное.

Но всё же среди присутствовавшей на вечере многочисленной молодёжи нашлись те, кто решился лирически порассуждать на тему дружбы, осени, поделиться самым сокровенным переживанием. И что же? К микрофону один за другим выползали торопливые паучки, которые плели стихотворную паутину сами из себя (знаю, что сравнение это не новое, я сознательно заимствую его у Фрэнсиса Бэкона, но оно кажется мне очень точным в данном случае). У меня было стойкое непреходящее ощущение, что молодые поэты не знают о существовании мира вне их эмоционального спектра. Их же вселенная мало населена: в неё всегда есть отчетливое «я», условное «ты», загадочное «мы».

Наименьшим из зол мне показались стихотворения-рассуждения с ломким ритмом и узнаваемой детской интонацией, с общими мыслями, которым будто кто-то научил.

Лейла Фролова, 1 курс журналистики МосГУ:

Какие качества важны?
Пожалуй, первым — будет верность,
Затем открытость, дальше честность.
Я выделяю только эти,
Лишь потому, что в них основа.
Но что же для меня есть дружба...
Рассмотрим-ка вопрос мы снова!

Друг — это тот, кто рядом.
Он не осудит тебя взглядом,
Советы нужные он даст,
Поддержит и никогда он не предаст.
С тобой переживет и горе,
И радость делит на двоих,
Но дружба — это ведь когда вас двое...

Александра Марченко, 2 курс литературного творчества, МГИК.

Есть время на пустые переписки,
Есть время на данный момент.
Есть время на все, но на близких,
Обычно времени нет...

Часами говорим по телефону,
Бежим от подруг и к друзьям.
Проходим по общим законам,
Безумно по жизни скользя.

<…>

Нет времени на гнев и переписки.
Нет времени больше на спесь.
Нет времени даже на близких.
У близких на нас время есть.

Первое стихотворение представляет из себя ритмизированное сочинение на тему «Что такое дружба?». Выводы соответствующие. «Какая хорошая девочка», — подумал бы проверяющий тетрадку учитель. Во втором произведении мы видим поклёпы на конфликт, попытку привлечения современного предметного материала (переписки), закольцованность мысли. Здесь же нам встречается и разрушающийся ритм, и ненамеренная алогичность: «Проходим по общим законам//Безумно по жизни скользя» - это куда же мы проходим?.. Или: «Нет времени на гнев и переписки//Нет времени больше на спесь», — куда же делся временной лимит на виртуальное общение, а вместе с ним — и отведённые на спесь часы? Но симпатичная наивность и антитеза первого и последнего четверостиший позволяют надеяться на то, что молодая поэтесса избавится от невнятности, «наберёт» художественности и — а вдруг? — начнёт говорить не общими формулами, а своими собственными прочувствованными стихами.

Привлёк моё внимание и второй тип прозвучавших стихотворений, более раскованных и откровенных, конкретных и будто иллюстрирующих понятие «вещь в себе».

Пырина Арина, 2 курс журналистики МосГУ:

Твои последние строки выскоблены на веках моих,
С изнаночной стороны.
И мир пока что оберегает нас от таких, как ты.
Я.
Мы.
Гневом окровавленных рук душат убийственный ураган у тебя внутри.
Оголенный электрический эгоизм на главной площади.
Пощади.

Василий Гербст, 2 курс журналистики МосГУ, песня «Лишь пепел»:

Остается лишь пепел на земле
От твоих фотографий и сюрпризов.
Остается лишь пепел в голове
От твоих истерик и капризов.
Я не знаю что произошло,
Но теперь мы чужие друг для друга.
Я не знаю сколько времени прошло,
Но теперь мы не вместе. Друг без друга.

Здесь молодые поэты и не делают попыток притворяться: пресловутая тройка «я, ты, мы» ударна, заполняет собой весь поэтический объём, не оставляя места для использования и овладения поэтическим инструментарием, застилая неопытный взгляд своим величием. Конечно же, апогеем «молодой» части стало выступление Эмила Карабаджака, студента литературного творчества 2 курса МГИК. Приведу характерный кусок:

Я сделаю, все, что хочешь, лишь попроси меня.
Золото, камни, смерти врагов,
Земли, планету отдам. Я готов
Жизнью пожертвовать, дабы отведать кусочек,
Того что ты прячешь за тканью в цветочек.
Так ты согласна? Опять тишина
Голову опустив, взглядом уперлась в землю.
Я расценю это как ответ "да".
Будешь моею первой.
Я целую тебя во сладостные места,
Запах созревшей женщины,
Как ты прелестна, как хороша.

«Отведать кусочек того, что ты прячешь за тканью в цветочек» — быть может, забавно от абсурдности и нереальности происходящего в зале ЦДЛ, но по вдумчивом прочтении наедине с текстом — пугающе и неловко. Органична ли такая сексуальная откровенность, вызывающая и язвящая, нахальная и дерзкая? Она в духе времени, но, как говорит один мой товарищ-критик: «А перед лицом вечности?»

Особенно контрастно такой смелый подход выглядел в сопоставлении с опытами взрослых товарищей. Поэт Эльвира Кошман, предваряя своё выступление, произнесла несколько важных фраз. Она говорила о том, что если поэта представить в образе дерева, то «старшие», возможно, ощущают себя ближе к корням, в ответственности за всю экосистему. «Младшим» же пока важны их личные спонтанные вспышки-переживания. Кошман выразила надежду, что в будущем молодые поэты ощутят всю поддерживающую силу корней. А вот меня после этого вечера мучают, неотступно преследуют слова Марины Ивановны Цветаевой: «Плохие стихи — ведь это корь. Лучше отболеть в младенчестве». У поколения нынешних двадцатилетних младенчество затянулось.

Твёрдая связь с землёй, с людьми прошлого и будущего, с судьбой страны ощущалась в стихотворении классика поколениях 70-х Татьяны Ребровой. «Светят звёзды над родимым кровом…» о битве на Куликовом поле:

А потом,
как только сшиблись рати,
Сразу — и вдова, и сирота.
Жаль,
что не оставил мне дитяти
Мой мужик в те горькие лета.

Выращу березу —
как затеплю
Перед ликом родины свечу.
И соседского мальца
за нашу землю
С недругами драться научу.

Парадоксально: в звенящем чтении Ребровой, в её нервном и прерывистом высоком голосе, в её мелких и быстрых движениях — не говоря уже о самом поэтическом материале — энергии и жизни было гораздо больше, чем во флегматичном мычании «молодняка». Прозаик и в своё время самый молодой лауреат премии Ленинского комсомола Марина Кретова «ранила золотом» слушателей:

Литьё оград в узор листвы вросло,

Нам клонит голову светло и тяжело –

Не осень, нет – предчувствие потерь…

Весь город ранен золотом как зверью.

Мне кажется, дело тут совсем не в возрасте (Кретовой на момент написания стихотворения было двадцать шесть), а в умении наблюдать и образно трактовать окружающую реальность, поворачивая её лицом к современности, выжигать словом в веках. Возможно, если бы выступавшие (и не выступавшие) молодые поэты обратили свой взор не внутрь себя, а посмотрели вокруг, то поколения бы встретились — пересеклись взглядами на вечных и локальных проблемах. На взаимоотношениях отцов и детей; на проблемах национальной самоидентификации; на поиске своего жизненного пути; в конце концов, на предстоящих выборах (в которых, судя по количествам молодых митингующих в этом году, заинтересованы отнюдь не только «взрослые»). Но пока мы будем лелеять и холить свои бесценные только для нас переживания, в литературу мы не придём. Как ни старайся, как пафосно ни бросайся в зал поэтическими пароксизмами и сгустками саморефлексии. «Я, ты, мы» — увы, давно недостаточное триединство.

Яна САФРОНОВА

28.10.17

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: