Кадровый менеджмент прошел несколько этапов (стадий, фаз) развития вслед за экономическими и социальными изменениями. Можно назвать следующие этапы:
- начало ХХ века. Жесткая регламентация физических работ, нормирование труда;
- 20-е гг. Отсутствие прав у наемных работников, минимизация затрат на рабочую силу, соответствие условий труда и функций работников их психофизическим особенностям;
- 50-е гг. Ориентация на малые группы, снятие напряженности, устранение конфликтов, принципы коллективизма, участие в принятии решений;
- 60 – 70-е гг. Профессионализация, специализация управления персоналом;
- 80-е гг. Возрастание значения знаний, повышение затрат на персонал, конкуренция на рынке труда, расширение прав по участию в принятии решений;
- 90-е гг. Мобилизация резервов личности каждого сотрудника, упор на самообучение в организации и технику групповой работы;
- 2000 г. Инновационная и предпринимательская ориентация в управлении персоналом.
Следует отметить, что для ранних этапов характерен авторитарный стиль и ориентация на задачи. Для поздних этапов — демократический стиль, ориентация на человека.
Актуальные направления дальнейшего развития управления персоналом связаны с рыночно ориентированными изменениями в экономике, технологии, социальной сфере и правовых отношениях. Основными задачами управления персоналом становятся:
- планирование развития персонала,
- разработка системы информационного обеспечения персонала,
- менеджмент рабочего времени,
- маркетинг и лизинг персонала,
- системное кадровое регулирование,
- стратегическое развитие кадрового потенциала и ресурсов личности,
- индивидуальное планирование карьеры менеджера,
|
- управление персоналом в экономически сложное время.
Состав и структура персонала организации
Персонал предприятия можно классифицировать по различным критериям, важнейшим из которых являются функции, выполняемые работником. На этой основе все работающие на предприятии подразделяются на две группы:
- производственный персонал (рабочие, управленческий персонал, младший обслуживающий персонал, ученики, работники пожарно-сторожевой охраны),
- непроизводственный персонал.
Производственный персонал принимает прямое и косвенное участие в производственном процессе и выполняют всю совокупность производственных функций.
Наибольшая по численности категория работников в составе производственного персонала — рабочие. Они классифицируются по ряду признаков (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Классификация рабочих
Классификационный признак | Классификационные группы рабочих |
Профессия | Токарь, слесарь, водитель, механизатор и т.д. |
Степень участия в производственном процессе | Основные рабочие, вспомогательные рабочие |
Форма оплаты труда | Рабочие-сдельщики, рабочие-повременщики |
Уровень квалификации | Рабочие с 1-го по 8-ой разряд |
Вторая по численности и удельному весу категория в составе производственного персонала — это управленческий персонал.
К категории младшего обслуживающего персонала относятся работники, обеспечивающие поддержание санитарно-гигиенических условий на предприятии (работники душевых, гардеробных, уборщики помещений).
Ученики — это немногочисленная категория лиц, которые проходят производственное обучение непосредственно на рабочих местах.
|
Работники пожарно-сторожевой охраны обеспечивают на предприятии пожарную безопасность, следят за исправным состоянием противопожарных средств и выполняют функции охраны.
Непроизводственный персонал предприятия представлен работниками, которые не принимают непосредственного участия в выпуске продукции. Их назначение — обеспечение и обслуживание работников предприятия. Это персонал состоящих на балансе основного предприятия медицинских, детских дошкольных, культурно-просветительских учреждений и подразделений бытового, жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта зданий и сооружений предприятия.
Управленческий персонал
К управленческому персоналу относятся работники, профессионально участвующие в процессе управления. Управленческий персонал, разделяемый на руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих), имеет достаточно разветвленную классификацию, представленную в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Классификация управленческого персонала
Классификационный признак | Классификационная группа |
Руководители | |
Вид выполняемой функции | - линейные руководители - функциональные руководители |
Уровень иерархии в системе управления | - руководители высшего звена - руководители среднего - руководитель первичного звена |
Уровень образования | - руководители с высшим образованием - руководители со средним специальным образованием - практики |
Специалисты | |
Специальность | - инженеры - агрономы - зоотехники - экономисты - бухгалтеры и др. |
Профиль деятельности | - специалисты технического профиля - специалисты экономического профиля - специалисты административно-хозяйственного профиля |
Уровень образования | - специалисты с высшим образованием, - специалисты со средним специальным образованием; - практики |
Уровень квалификации (категория) | - специалист 3 категории (технического профиля) - специалист 2 категории; - специалист 1 категории; - ведущий специалист; - главный специалист |
Технические исполнители | |
Вид деятельности | - технические работы |
|
Руководители возглавляют коллективы, направляют и координируют их работу, контролируют результаты их деятельности.
Линейные руководители действуют на основе единоначалия и ответственны за состояние и развитие организации или ее части: объединения, предприятия, цеха, участка, бригады.
Функциональные руководители возглавляют подразделения, осуществляющие конкретные функции управления (техническое и технологическое обеспечение производства, организация труда и заработной платы, технико-экономическое планирование, финансовая деятельность, маркетинг и др.).
Специалисты решают конкретные производственные и управленческие задачи. Они разрабатывают проекты решений, нормы и нормативы, а также предоставляют руководителям информацию. Специалистами считаются инженеры, агрономы, зоотехники, экономисты, бухгалтеры и т.д.
Технические исполнители передают, фиксируют и обрабатывают информацию, выполняют учетные, вычислительные, множительные работы, отвечают за обслуживание системы управления. Это секретари, лаборанты, техники, экспедиторы и т.д.
6. Служба управления персоналом
Практика работы небольших предприятий показывает, что специальные функциональные подразделения по управлению персоналом на них, как правило, не создаются. Работа с кадрами (ведение документации, оформление найма и увольнения) осуществляется либо отдельным исполнителем, либо эти функции совмещает со своей основной деятельностью какой-либо другой работник предприятия.
На средних и крупных предприятиях целесообразно создание специального подразделения, решающего совместно с линейными руководителями (мастерами, начальниками участков, цехов) и руководителями функциональных служб комплекс задач по управлению персоналом.
Расположение кадровой службы в организационной структуре управления может быть представлено следующими вариантами (рисунок 1.1).
1. Структурная подчиненность кадровой службы руководителю по администрированию.
2. Структурное подчинение службы управления персоналом, как штабного отдела, руководителю организации.
3. Структурная подчиненность кадровой службы высшему руководству, директору по персоналу.
Рисунок 1.1 – Структурное расположение кадровой службы
На службу управления персоналом возлагаются следующие функции:
- административная деятельность (применение на практике основных законодательных положений в области организации и оплаты труда, коллективных договоров);
- трудоустройство (прием на работу, ознакомление с рабочим местом и условиями труда, вопросы перевода на другую работу внутри предприятия, выдвижение на более высокие должности, увольнение);
- подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров;
- материальное вознаграждение;
- социальные вопросы (контакты с профсоюзными организациями, содействие проведению общественных мероприятий, анализ и выявление причин социальной напряженности).