Социально-педагогических технологий и ПДП




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) в г. Ялте

Всероссийский конкурс молодежных проектов «Если бы я был Президентом»

Номинация: проект на тему: «Если бы я был Президентом – моя программа »

Социальный проект «Школа успеха «Жемчужина»

Алания Даниил Андреевич

Обучающийся 3 курса специальности 44.05.01

«Педагогика и психология девиантного поведения»

Проботюк Людмила Олеговна

Ассистент кафедры

социально-педагогических технологий и ПДП

Ялта 2019 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫИ ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ:

Стабильность государства, его экономическое развитие в значительной степени зависит от физического и духовного развития ребенка, отношения государства к проблемам детей, их интересам и потребностям. Одним из критериев состояния защиты прав ребенка в государстве является количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, стоит отметить, что на современном этапе развития общества в России наблюдается тенденция все большего распространения девиаций в среде детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что, в свою очередь, требует разработки и внедрения инновационных технологий, которые будут обеспечивать реализацию эффективных превентивных мер по профилактике девиантного поведения среди детей, молодежи, детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в частности.

Отметим, что система профилактической работы осуществляется согласно нормативно-правовым документам Российской Федерации, в частности: Конвенции ООН «О правах ребенка», Федеральных законов «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. От 01.05.2017), «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. От 28.11.2015), «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. От 08.03.2015), «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. От 03.07.2016), Указа Президента РФ от 26.03.2008 № 404 (ред. от 10.10.2014) «О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», Распоряжения Совета министров Республики Крым от 12.05.2015 №406-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Республике Крым», Программы, утвержденной Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым от 13 мая 2014 года № 17 «Об утверждении программ обучения кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители и приемных родителей, родителей-воспитателей».

Если же говорить о причинах возникновения и распространения девиантного поведения среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то следует отметить, что первопричины противоправного поведения необходимо искать в социальных условиях существования таких детей и в чертах их личностей, снижающих их адаптивные возможности, прежде всего в мотивационной сфере, ценностных ориентациях, особенностях эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер.

Под девиантным поведением (лат. deviatіo – отклонение) понимают систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированных психических процессов, неадаптированности, нарушении процессов самоактуализации и уклонении от морального и этического контроля личности над собственным поведением.

Согласно результатам научных исследований и наработкам отечественных (А. Г. Антонова, О. В. Беспалько, И. Д. Зверева, О. В. Киричук, И. П. Лысенко, Н. Ю. Максимова, В. П. Оржеховская, Т. М. Титаренко, В. О. Татенко, С. О. Тарарухин, С. Я. Харченко, С. И. Яковенко и другие) и зарубежных (И. С. Домина, Д. В. Гоменюк, О. Г. Гусь, В. Ф. Колошин, Э. В. Коротаева и другие) ученых выделяют психологические и социальные группы причин возникновения и распространения девиаций среди детей и молодежи.

К психологическим причинам девиантного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся:

· внутренние факторы: психологические барьеры, духовные проблемы, нарушение ценностно-мотивационной сферы, эмоциональные проблемы, низкий уровень адаптивных возможностей, негативный жизненный опыт, особенности локуса контроля и уровня самоуважения и тому подобное.

· внешние факторы рассматриваются, как внешние условия влияют на личность, но отражаются в психике и поведении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому относятся к психологическим. Они включают: нарушение взаимоотношений с окружающими; недостаточная социальная защищенность и невыполнение воспитательных функций системы покровительственной опеки, что приводит к нарушению адаптации таких детей; недостаточность внимания со стороны общества (социальная запущенность); игнорирование или неадекватные методы воздействия и отсутствие помощи со стороны воспитателей (педагогическая запущенность), приводящие к прогрессированию девиантного поведения детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей; негативное влияние неформальной группы сверстников и тому подобное.

Среди социальных факторов правонарушений можно выделить:

· обострение социальных проблем в Российском обществе (снижение уровня жизни, необеспеченность жильем, рост проблемы занятости и трудоустройства и т.п.);

· неэффективную работу социально-культурных заведений, ограниченные возможности для содержательного проведения досуга детьми-сиротами;

· несовершенное законодательство по социальной защите детей в кризисных ситуациях;

· недостатки в работе правоохранительных органов;

· низкий уровень правовой, педагогической культуры населения;

· криминализация культуры, в том числе детской и молодежной;

· рост злоупотребления алкоголем, наркотическими веществами;

· недостаток возможностей получить социально-психологическую помощь, и т.д.

Следует добавить, что результаты многих исследований уровня общей самооценки и жизненного самоопределения выпускников интернатных учреждений свидетельствуют о том, что усилия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые воспитываются в интернатных учреждениях, направлены скорее на избегание неудач, чем на достижение успеха; для них характерна заниженная самооценка; доминирует страх отторжения в общении, что мешает устанавливать отношения с людьми и достигать успехов как в учебе, так и в повседневной деятельности. Важно отметить, что перечисленные выше особенности являются основными факторами проявления и распространения девиаций в поведении среди лиц из числа детей-сирот.

Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что требуют разработки и внедрения инновационные социальные проекты, направленные на первичную профилактику девиантного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Именно поэтому мы предлагаем создание «Школы успеха «Жемчужина» для данной категории детей как инновационной формы профилактики девиантного поведения среди детей-сирот средствами создания ситуации успеха.

Заметим, что приоритетным направлением работы в Школе будет именно интерактивное обучение, то есть диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие тренера и участников тренинга. Именно к интерактивной форме обучения принадлежит тренинг, в процессе которого умело сочетаются пассивные, активные и интерактивные методы обучения.

Тренинг ˗ это организационная форма учебно-воспитательной работы, которая, опираясь на опыт и знания ее участников, обеспечивает эффективное использование различных педагогических методов, в частности, интерактивных, за счет создания положительной атмосферы в группе, и направляется на получение сформированных навыков и жизненных компетенций. Основным и самым главным компонентом тренинговых занятий будет создание ситуации успеха для тренинговой группы.

С психологической точки зрения успех ˗ это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их. На основе этого состояния могут сформироваться новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения, осознаются собственные способности и возможности. Если успех становится устойчивым, постоянным, может начаться своего рода цепная реакция, которая освобождает колоссальные, скрытые до настоящего момента возможности личности.

С педагогической точки зрения ситуация успеха ˗ это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельной личности, так и всего коллектива. Следует подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя, семьи.

Таким образом, применение метода создания «ситуации успеха» в тренинговой деятельности с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, позволит повлиять на глубинные первопричины распространения девиантных форм поведения.

Цель проекта: профилактика девиантного поведения среди детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, путем создания ситуаций успеха в сферах: общения, тайм-менеджмента, профориентации и трудоустройства, финансовой грамотности, взаимодействия с государственными органами.

Ожидается, что в рамках проекта для детей-сирот будет проведена серия социально-педагогических тренингов, ориентированных на формирование и развитие компетенций в определенных сферах жизни. Работа проекта будет дополнять деятельность социальных служб и учреждений образования, направлять усилия на распространение опыта среди других участников процесса.

Задачи проекта:

• проведение мониторинга «Мониторинг ситуации успешности выпускников интернатных учреждений в Республике Крым»;

• привлечение и подготовка студентов-волонтеров к работе по организации и внедрению превентивных мер по профилактики девиантного поведения, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• разработка и внедрение студентами-волонтерами упражнений на создание ситуаций успеха согласно тренинговых модулей, предполагаемых программой «Школы успеха «Жемчужина»;

• создание и научно˗методическая поддержка на базе студенческой социальной службы для молодежи Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского «Школы успеха «Жемчужина» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• проведение серии тренингов «жизненного успеха» среди детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения на базе детских домов, школ-интернатов, пенитенциарных учреждений, расположенные на территории Республики Крым;

• создание учащимися Школы интерактивного журнала «На пути к успеху»;

• создание учащимися Школы серии видеороликов-интервью бывших воспитанников интернатных учреждений «Моя история успеха».

Продолжительность проекта:

10 месяцев.

Возрастной состав целевой аудитории:

Студенты-волонтеры в возрасте от 16 до 22 лет; дети-сироты и лица из их числа от 14 до 22 лет.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: