Наименование компетенции | Уровень сформированности | Критерий оценки |
ОК-1. Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | минимальный | Имеет представление об основах философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
средний | Владеет основами философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | |
высокий | Использует основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | |
ОК-3. Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности | минимальный | Имеет представление о применимости экономических знаний в различных сферах деятельности |
средний | Владеет основами экономических знаний применительно к различным сферам деятельности | |
высокий | Способен использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности | |
ОК-4. Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | минимальный | Способен последовательно излагать материал в устной и письменной форме, испытывает затруднения в решении задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
средний | Способен логически верно строить устную и письменную речь, ориентируясь в специфике излагаемого материала, решая задачи межличностного и межкультурного взаимодействия | |
высокий | Способен логически взаимосвязанно, грамотно строить устную и письменную речь, аргументированно и ясно интерпретировать материал с учетом его специфики, уверенно владеет навыками коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
Продолжение табл. 1
|
ОК-6. Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности | минимальный | Имеет представление о нормативных правовых актах, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов |
средний | Знает назначение нормативных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, ориентируется в них | |
высокий | Знает назначение и название основных нормативных документов, основные их положения; свободно ориентируется в нормативно-правовых актах, может применять их в профессиональной деятельности | |
ОПК-2. Способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач | минимальный | Знает методы сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленных экономических задач |
средний | Способен использовать методы сбора, анализа и обработки данных при работе с экономической информации | |
высокий | Обладает навыками сбора, анализа и обработки данных, необходимых для принятия эффективных управленческих решений | |
ОПК-3. Способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы | минимальный | Имеет представление о методах и методиках анализа как инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей |
средний | Знает, как применять методы и методики анализа для обработки информации о хозяйственных процессах и явлениях хозяйствующих субъектов в соответствии с поставленными задачами | |
высокий | Обладает навыками анализа полученных результатов и их интерпретации для обоснования управленческих решений |
Продолжение табл. 1
|
ПК-1. Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов | минимальный | Знает основные направления развития современной практики, экономические и правовые нормы, определяющие деятельность хозяйствующих субъектов, экономические и социально-экономические показатели их деятельности |
средний | Способен производить расчеты экономических и социально-экономических показателей на основе исходных данных | |
высокий | Обладает навыками расчета и анализа экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, правильно их интерпретирует | |
ПК-2. Способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов | минимальный | Знает типовые методики и действующие нормативно-правовые акты, определяющие деятельность хозяйствующих субъектов, экономические и социально-экономические показатели их деятельности |
средний | Способен на основе типовых методик и нормативно-правовой базы производить расчеты экономических и социально-экономических показателей на основе исходных данных | |
высокий | Обладает навыками расчета и анализа экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов для принятия управленческих решений | |
ПК-4. Способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты | минимальный | Имеет представление о способах описания экономических процессов и построения стандартных теоретических и эконометрических моделей |
средний | Умеет строить стандартные теоретические и эконометрические модели, описывать и моделировать экономические процессы и явления | |
высокий | Обладает навыками анализа полученных результатов и их интерпретации для обоснования управленческих решений |
Окончание табл. 1
|
ПК-5. Способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений | минимальный | Знать содержание финансовой, бухгалтерской отчетности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, организаций, ведомств и т.д. |
средний | Умеет анализировать информацию, содержащуюся в финансовой, бухгалтерской отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. | |
высокий | Владеет навыками интерпретации полученных в результате анализа бухгалтерской финансовой и иной информации, содержащейся в отчетности, с целью принятия управленческих решений | |
ПК-6. Способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей | минимальный | Знает источники данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, методы их анализа |
средний | Способен анализировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях | |
высокий | Обладает навыками интерпретации полученных результатов анализа данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей | |
ПК-7. Способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет | минимальный | Знает отечественные и зарубежные источники информации и методы ее обработки для подготовки информационного обзора |
средний | Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные для подготовки информационного обзора и/или аналитического отчета | |
высокий | Способен подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет на основе отечественных и зарубежных источников информации |
Оценка «хорошо» – логически верно строит устную и письменную речь. Знает понятия, принципы и методы финансовых отношений, свободно ориентируется в законах и нормативно-правовых документах. Знает, как применять методы и методики анализа для обработки информации о хозяйственных процессах и явлениях, умеет строить стандартные экономические и эконометрические модели. Умеет анализировать информацию, содержащуюся в бухгалтерской финансовой отчетности.
Оценка «удовлетворительно» – воспринимает информацию, представляет ее в обобщенном виде, последовательно излагает материал в устной и письменной форме. Имеет представление о понятиях, принципах, методах финансовых отношений, о нормативно-правовых актах и документах в области финансовых отношений, о методах сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.
Оценка «неудовлетворительно» – в ответе не наблюдается последовательности и определённой систематизации излагаемого материала, демонстрируется поверхностное знание финансовых отношений, нормативно-правовых актов в области финансовых отношений, о методах сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленных экономических задач. При ответе на вопросы членов государственной экзаменационной комиссии экзаменующийся не продемонстрировал определённой системы знаний по соответствующей дисциплине. В ответах на вопросы допущены нарушения норм литературной речи.
2.5. Практические рекомендации и советы по подготовке
к итоговому государственному экзамену
При подготовке к итоговому государственному экзамену обучающиеся должны посещать консультации, проводимые по каждой дисциплине, включенной в программу испытаний. Следует помнить, что итоговый экзамен – это не экзамен по отдельной дисциплине, при ответе необходимо использовать знания смежных дисциплин.
Анализируя результаты сдачи государственного экзамена, отметим ряд типичных и повторяющихся ошибок.
1. Отклонение от экономической сущности финансовых категорий при ответах на вопросы теоретического блока.
2. Ссылка на утратившие силу нормативные акты (не допускается при ответе).
3. Устное произношение формул. Если ответ на вопрос предполагает знание формул, их следует рассказывать не в условном обозначении, а по смыслу. Это облегчит и восприятие ответа на слух, и продемонстрирует компетентность отвечающего.
4. Аккуратность при заполнении документов. При оформлении ответов следует обратить внимание на правильность и аккуратность заполнения всех реквизитов титульного листа ответа.
Рекомендуется обратить внимание на указанные типичные ошибки и не допускать их при ответах на экзаменационные вопросы на государственном экзамене.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
3.1. Место выпускной квалификационной работы
в подготовке специалиста, её цель, задачи и соответствие видам