Задания для практических занятий




(групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятии)

Для очного отделения

Практическая работа № 1. Тема «Статус библиотековедения как науки: его объект, предмет, методология, структура, функции, закономерности место в системе наук»(2 часа); (ПК-7), (ПК-17), (ПК-18).

Цель работы – ознакомление с отражением проблем статуса библиотековедения в «Библиотечной энциклопедии».

Задание и методика выполнения: выявить и изучить все аспекты отражения проблем статусабиблиотековедения в «Библиотечной энциклопедии» (Библиотечная энциклопедия / РГБ. – М.: Пашков дом, 2007. – 1300 с., ил.). Сделать заключение о полноте, современности и степени обобщения отражения проблем статуса библиотековедения в издании.

Практическая работа № 2. Тема «Библиотека», «библиотечное дело», «библиотечная деятельность», «библиотечная отрасль» как основные категории библиотековедения: новое осмысление» (4 часа); (ПК-7), (ПК-8), (ПК-17), (ПК-18).

Цель работы – установление адекватности основных библиотечных дефиниций (дефиниция «библиотека») содержанию реальной библиотечной практики.

Задание и методика выполнения: письменно ответить на поставленные вопросы, используя как личные знания и представления, так и материалы конкретных изданий:

1. Правомерно ли личное собрание книг именовать «библиотекой»? Привести аргументы.

2. Какое из определений понятия «библиотека» (в Федеральном законе «О библиотечном деле», в ГОСТ 7.0–99 Информационно-библиотечная деятельность. Библиография. Основные требования и определения, в «Библиотечной энциклопедии») охватывает своим содержанием и личные собрания книг?

3. Какое из определений понятия «библиотека» (в Федеральном законе «О библиотечном деле», в ГОСТ 7.0–99 Информационно-библиотечная деятельность. Библиография. Основные требования и определения, в «Библиотечной энциклопедии») в наибольшей степени соответствует требованиям к определению понятия «библиотека»? Привести аргументы.

4. Соотнесите содержание понятия «библиотека» с целевым назначением документа, в котором оно представлено. Сделайте заключение об адекватности дефиниции «библиотека» содержанию реальной библиотечной практики.

 

Практическая работа № 3. «Организация НИР в библиотечной отрасли. Актуальные направления библиотековедческих исследований» (4 часа); (ОК-4), (ПК-8), (ПК-17), (ПК-18).

Цель работы – ознакомление с состоянием и перспективами развития НИР в российских библиотеках.

Задание и методика выполнения: изучить ключевые проблемы практики современной организации НИР в российских библиотеках по результатам анализа соответствующих публикаций и методом сравнения с подобным зарубежным опытом, сделать письменное заключение.

Литература для изучения:

1. Акилина, М. И. Секция по научно-исследовательской работе / М. И. Акилина, Л. Н. Тихонова // Информ. бюллетень РБА. – 2011. – № 60. – С. 76–77.

2. Варганова, Г. В. Организация научно-исследовательской работы в специальных библиотеках и информационных центрах США / Г. В. Варганова // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 12. – С. 44–55.

3. Захарчук, Т. В. Теория и методика идентификации научных школ в библиографоведении / Т. В. Захарчук // Библиосфера. – 2012. – № 3. – С. 43– 51.

4. Клюев, В. К. Консолидируя профессиональное сообщество (к 15-летию отделения «Библиотековедение» МАИ) / В. К. Клюев // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 7. – С. 90–99.

5. Колесникова, М. Н. Кафедре библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ – 90 лет / М. Н. Колесникова // // Библиотековедение. – 2006. – № 6. – С. 38–41.

6. Матлина, С. Г. О бедной науке замолвите слово / С. Г. Матлина // Библ. дело. – 2007. – № 12. – С. 2–7.

7. Пальгуева, Г. М. Шаг в будущее. Научно-исследовательская работа ЦБС: опыт, возможности эффективность // Социолог и психолог в библиотеке: сб. ст. и материалов. – Вып. VIII / Рос. гос. б-ка для молодежи; ред.-сост. М. М. Самохина. – М., 2012. – С. 14–24.

8. Пушкова, С. В. Центр международного библиотековедения ВГБИЛ в контексте истории / С. В. Пушкова // Открытый доступ: библиотеки за рубежом / ВГБИЛ. – М., 2006. – С. 18–26.

9. Тараненко, Л. Г. Библиотековедческие технологические школы России: направления исследований / Л. Г. Тараненко// Библиотековедение. – 2006. – № 6. – С. 38–41.

10. Тихонова, Л. Н. Научно-исследовательская работа библиотеки: славное прошлое, беспросветное настоящее, туманное будущее / Л. Н. Тихонова // Библиотековедение. – 2011. – № 5. – С. 19–23.

11. Фирсов, В. В. Штаб отраслевой науки / В. В. Фирсов // Библиотека. – 2003. – № 6. – С. 9–12, С. 56–59.

 

Практическая работа № 4. «Профессиональная библиотечная терминология как предмет научной разработки» (4 часа); (ПК-8), (ПК-17), (ПК-20).

Цель работы – ознакомление студентов с процессом эволюции библиотечной терминологии.

Задание и методика выполнения: в соответствии с предложенными преподавателем конкретными библиотечными терминами (их набор индивидуален для каждого студента) студенту следует выявить все его трактовки в имеющихся за последние 30 лет терминологических словарях по библиотечному делу, словарях и энциклопедии, ГОСТах и дать им сопоставительный анализ. Заключение по каждому термину должно отражать оценку его адекватности современной библиотечной теории и практике.

 

Практическая работа № 5. «Типология библиотек как научная проблема» (4 часа); (ПК-1), (ПК-4), (ПК-7), (ПК-8), (ПК-17), (ПК-18), (ПК-20).

Цель работы – ознакомление студентов с трудностями теории и практики типологизации библиотек, формирование у них представления о типологии библиотек как динамичной теории.

Задание и методика выполнения: в соответствии с предложенными преподавателем конкретными библиотеками (их перечень индивидуален для каждого студента) студент «выходит» на сайт библиотеки и выявляет в представленных на нем документах (типа «Устав библиотеки», «Правила пользования библиотекой», рекламные материалы и др.) заявленные типологические параметры (тип, вид, функции и др.). По результатам выявленного студент создает заключение о соответствии выявленных сведений теоретическим положениям типологизации библиотек.

 

Практическая работа № 6. «Регионализация библиотечного дела как актуальная теоретико-практическая проблема» (6 часов); (ОК-4), (ПК-4), (ПК-8), (ПК-9), (ПК-17), (ПК-18), (ПК-20).

Цель работы – освоение студентами знаний о признаках идентификации регионального библиотековедения (на примере Уральского библиотековедения).

Задание и методика выполнения: выявить в опубликованных материалах (от 2000 г.) и в интернет-ресурсах аргументы в форме конкретных фактов и библиографических записей, подтверждающие наличие в Уральском регионе идентификационных признаков регионального библиотековедения. Задание выполняется в письменной форме.

Для заочного отделения

Практическая работа. Тема «Библиотека», «библиотечное дело», «библиотечная деятельность», «библиотечная отрасль» как основные категории библиотековедения: новое осмысление» (4 часа); (ПК-7), (ПК-8), (ПК-17), (ПК-18).

Цель работы – установление адекватности основных библиотечных дефиниций (дефиниция «библиотека») содержанию реальной библиотечной практики.

Задание и методика выполнения: письменно ответить на поставленные вопросы, используя как личные знания и представления, так и материалы конкретных изданий:

1. Правомерно ли личное собрание книг именовать «библиотекой»? Привести аргументы.

2. Какое из определений понятия «библиотека» (в Федеральном законе «О библиотечном деле», в ГОСТ 7.0–99 Информационно-библиотечная деятельность. Библиография. Основные требования и определения, в «Библиотечной энциклопедии») охватывает своим содержанием и личные собрания книг?

3. Какое из определений понятия «библиотека» (в Федеральном законе «О библиотечном деле», в ГОСТ 7.0–99 Информационно-библиотечная деятельность. Библиография. Основные требования и определения, в «Библиотечной энциклопедии») в наибольшей степени соответствует требованиям к определению понятия «библиотека»? Привести аргументы.

4. Соотнесите содержание понятия «библиотека» с целевым назначением документа, в котором оно представлено. Сделайте заключение об адекватности дефиниции «библиотека» содержанию реальной библиотечной практики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: