ТЕМА 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ И ВОСПИТАНИИ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ




Практическое занятие

Задания к практическому занятию

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях и дополнительной литературе материал, посвященный исследуемым проблемам.

2. Подготовить сообщения для десятиминутного выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Усыновление как наиболее предпочтительная форма устройства ребенка, лишившегося родительского попечения.

2.2. Виды замещающих семей.

2.3. Принципы организации замещающих семей и работа с ними.

2.4. Психологические проблемы функционирования замещающей семьи.

2.5. Адаптация ребенка в замещающей семье.

2.6. Проблемы воспитания ребенка в замещающей семье.

2.7. Вопросы международного усыновления.

Посмотреть художественный кинофильм «Свои дети» и поучаствовать в свободной дискуссии на тему «Чужих детей не бывает?..».

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

1. Понятие о педагогической реабилитации в системе образования. Психолого-педагогический смысл реабилитации.

2. Взаимосвязь реабилитационной и социальной педагогики. Виды и направления реабилитации.

3. Исторические этапы социального призрения в России.

4. Типы сиротских учреждений в современной России и варианты жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5. Понятие о профессиональной компетентности педагогов-реабилитаторов.

6. Анализ деятельности образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по выбору студента).

7. Классификация причин социального сиротства.

8. Беспризорность и безнадзорность как педагогические категории.

9. Общая характеристика семейного неблагополучия.

10. Типология неблагополучных семей.

11. Родительская ответственность. Классификация типичных ошибок семейного воспитания.

12. Неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка.

13. Формы работы с неблагополучными семьями. Виды оказания помощи.

14. Понятие о психической депривации. Виды деприваций.

15. Общая характеристика нарушений психо-социального развития детей-сирот.

16. Особенности психического развития детей, оставшихся без попечения родителей в младенческом возрасте.

17. Особенности психического развития детей, оставшихся без попечения родителей в раннем возрасте.

18. Особенности психического развития детей, оставшихся без попечения родителей в дошкольном возрасте.

19. Психолого-педагогическое сопровождение образования младших школьников в школе-интернате.

20. Психолого-педагогическое сопровождение социального и личностного развития подростков, оставшихся без попечения родителей.

21. Организация подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни.

22. Профессиональное самоопределение подростков-сирот.

23. Постинтернатная адаптация детей-сирот.

24. Усыновление как наиболее предпочтительная форма устройства детей-сирот.

25. Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПО КУРСУ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Основная литература

1. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации. – М.: ВЛАДОС, 2008.

2. Гордеева А.В., Морозов В.В. Прикладная реабилитационная педагогика. – М.: Академические Проект, 2004.

3. Морозов В.В. Антология реабилитационно-педагогического опыта. – М.: Академический проект, 2005.

4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2005.

5. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб.: Речь, 2006.

6. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2004.

7. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. – СПб., 2005.

Нормативные документы

Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной ассамблеи ООН (1989). В кн.: Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М.,1990.

Декларация прав и свобод человека и гражданина России.

Семейный кодекс РФ.

Гражданский кодекс РФ.

Жилищный кодекс РФ.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка».

Указ президента РФ от 18. 09. 1994 №1696 «Об утверждении Федеральной программы «Дети России» в качестве президентской программы в составе целевых программ «Дети-инвалиды», «Дети-сироты, «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Дополнительная литература

1. Деятельность образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по повышению успешности вхождения воспитанников в самостоятельную жизнь / Авт.-сост. Н.П. Иванова. – М.: АПКи ПРО, 2004.

2. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Издательский центр «Академия». 2003.

3. Модели взаимодействия с детьми группы риска / Авт.-сост. А.Н. Свиридов. – Волгоград: Учитель, 2010.

4. Никушкина Н. Социализация детей-сирот. – М.: Чистые пруды, 2007.

5. Нормативно-правовая база социальной защиты семьи и ребенка // Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. – СПб., 2005.

Периодика

Вопросы психологии

Журнал прикладной психологии

Журнал практического психолога

Мир образования

Мир психологии

Образование и наука

Образование

Отечественный журнал социальной работы

Прикладная психология

Психология и школа

Психологический журнал

Психологическая наука и образование

Развитие личности

Семья и школа

Социальная защита

Социальная педагогика

Социальная работа

Школа

Школьное образование

Электронные и интернет-ресурсы:

Национальные информационные центры:

· Российская книжная палата / Режим доступа: https://www.bookchamber.ru

· Институт научной информации по общественным наукам РАН / Режим доступа: https://www.inion.ru

· Российская государственная библиотека / Режим доступа: https://www.rsl.ru

· Российская национальная библиотека / Режим доступа: https://www.nlr.ru

Каталоги российских библиотек:

· Каталог Российской национальной библиотеки / Режим доступа: https://www.nlr.ru:8101/poisk/index.html#1

· Каталог Российской государственной библиотеки (РГБ) / Режим доступа: https://www.rsl.ru

· Электронная библиотека диссертаций РГБ / Режим доступа: https://diss.rsl.ru/

· Обзор русскоязычных сайтов по психологии РГБ/ Режим доступа: https://orel3.rsl.ru/bibliograf/psyhol/site.htm

· Библиографическая база данных «Вся Россия» / Режим доступа: https://www.nilc.ru – каталоги крупнейших российских библиотек, Российской книжной палаты, Свердловской областной научной библиотеки им. В. Г. Белинского в единой базе данных.

· Сводный каталог «Сигла» / Режим доступа:https://www.sigla.ru – 94 каталога российских и зарубежных библиотек в единой поисковой системе.

· Федеральный портал «Российское образование» (учебные, периодические издания) / Режим доступа: https://www.edu.ru/index.php – нормативные документы, учебные, периодические издания, электронные библиотеки, каталоги, сайты.

· Русский гуманитарный Интернет-университет / Режим доступа: https://www.i-u.ru/biblio/ – библиотека учебной и научной литературы: более 300 книг, свыше 1 тыс. журнальных статей, словари и т.д.

· Научная электронная библиотека / Режим доступа: https://www.elibrary.ru

Полезные ссылки:

· Интернет-версия энциклопедии «Британника» / Режим доступа: https://www.britannica.com

· Мультипортал «Кирилл и Мефодий» / Режим доступа: https://www.km.ru

· Портал «Мир энциклопедий» (русскоязычные энциклопедии, словари и справочники) / Режим доступа: https://www.encyclopedia.ru

· «Рубрикон» (энциклопедии БСЭ, Брокгауза и Ефрона и др., словари, справочники) / Режим доступа: https://www.rubricon.ru

· «Российская научная сеть» (полные тексты по всем отраслям знаний) / Режим доступа: https://www.nature.ru

· Институт философии РАН (полные тексты учебников, философская литература) / Режим доступа: https://www.philosophy.ru

· Книги в открытом доступе по отраслям знаний / Режим доступа: https://www.koob. ru

Специализированные психологические интернет-ресурсы:

Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» (Отборные тексты по психологии и смежным гуманитарным дисциплинам) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylib.kiev.ua.

Книги и статьи по различным направлениям психологии так же можно найти на страничке «Публикации» сайта «Мир психологии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychology.net.ru/articles.

Виртуальная библиотека по психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scitylibrary.h11.ru/Library.htm. Это небольшое, но ценное для специалистов (и не только) собрание электронных книг составлено крымскими психологами.

Сайт «Практическая психология» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psynet.narod.ru/main.htm ориентирован на профессионалов. Предполагается, что на нем они легко и быстро смогут получить необходимые для исследований или практической работы литературу и инструментарий.

Сайт «Психология» (psy.rin.ru) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psy.rin.ru. Этот ресурс содержит публикации, которые ориентированы на приобщение к психологической науке и практике всех заинтересованных пользователей Интернета.

Самым популярным можно назвать Всероссийское издание для психологов «Психологическая газета» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psy.su/. Учредитель – группа компаний «ИМАТОН» (г. Санкт-Петербург). С октября 1995 года по декабрь 2005 года газета выходила в печатном виде. С января 2006 года выходит как регулярно обновляемое сетевое электронное издание.

Научный электронный журнал «Психологические исследования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psystudy.com/. Учредителями издания являются Российская академия образования и издательство «Солитон». Периодичность – 6 выпусков в год. Первый номер опубликован в октябре 2008. Текущий номер формируется во второй половине каждого четного месяца.

Электронный журнал «Психологическая наука и образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psyedu.ru. Новое независимое профессиональное психологическое издание, имеющее печатный аналог, который отличается по содержанию от электронного. Издается Московским городским психолого-педагогическим университетом.

Электронный журнал «Психология» PSYCHOLOGY.SU [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psychology.su. Новый проект, который не исключает и создание печатной версии журнала.

Газета «Школьный психолог» Издательского дома «Первое сентября» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psy.1september.ru/. Выходит с периодичностью два раза в месяц. Московский психологический журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://magazine.mospsy.ru/. Издается при содействии Московской психотерапевтической академии и Института прикладной психологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: