Роль и место России в международном разделении труда.




Краткая характеристика всемирной торговой организации.

Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она не является специализированным учреждением, но у нее существуют механизмы и практика сотрудничества с Организацией Объединенных Наций.

Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически, будучи международной организацией, формально таковой не являлась; ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.


Роль и место России в международном разделении труда.

Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда и в интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Однако основными из них являются следующие:

- уровень и динамика движения национальной экономики,

- степень ее открытости и вовлеченности в МРТ,

- прогрессивность и развитость ВЭС,

- умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом направлении.

Поиск своей ниши в системе МРТ независимой Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствует процессу открытия российской экономики мировому рынку. Россия все больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты.

Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних. Вместе с тем к началу XXI века в структуре российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают такие факторы, как сырье и неквалифицированный труд. Ухудшается экологический фон внешней торговли. В российском экспорте стабильно растет доля неблагополучных в экологическом отношении отраслей, а в импорте увеличивается объем поступления товаров, не безвредных для здоровья человека.

Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики.

Несмотря на формальное расширение с начала 90-х гг. участия в международных экономических отношениях, доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возросли, но даже сократились, едва превысив в настоящее время 1%. Прежде всего о позиции, занимаемой Россией в системе мирохозяйственных связей, свидетельствует товарная структура и модель ее внешнеэкономических связей, а также доля ее участия в геоэкономической системе. Современная структура российского экспорта представлена на рис. 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Как свидетельствуют данные рис. 1, в структуре российского экспорта 2008 года около 70 % занимают минеральные продукты. Также существенна доля металлов, драгоценных камней и изделий из них (13,2 %). Наименьшую долю имеют кожевенное сырье, пушнина и изделия из них (0,1 %), а также текстиль, текстильные изделия и обувь (0,2 %).

Продукция с высокой долей добавленной стоимости (машины, оборудование и транспортные средства, товары химической и легкой промышленности) составила 14,6% экспорта, в том числе машины, оборудование и транспортные средства – 4,9%. Доля последней группы в общем объеме экспорта, несмотря на некоторый стоимостной рост, постоянно снижается.

Для современной международной специализации России, помимо нефти и газа, характерна ориентация на продукцию таких отраслей промышленности, как черная и цветная металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажное производство. В такой структуре отражается объективная закономерность экспорта: наличие избыточных факторов производства в России (нефть и газ), более высокая производительность труда в данных отраслях. При этом существует самоблокировка этих факторов, так как высокая производительность обусловлена избыточностью и дешевизной энергоресурсов. В то же время эти отрасли отличаются низкой технологичностью и экологичностью.

Экономика страны оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров (монокультура экспорта), прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров.

В региональном аспекте монокультура экспорта привела к сверхконцентрации зарубежных доходов в отдельных, изолированных анклавах на территории страны. Более половины регионов практически не участвуют во внешнеэкономических связях и не могут использовать их в своем развитии. Тем самым, лишь возрастает дезинтеграция общероссийского рынка, начавшаяся в ходе реформ 1990-х годов.

В сфере международного обмена услугами Россия выступает преимущественно в роли импортера, что свидетельствует о недостаточном развитии в стране транспортной и туристической инфраструктур, телекоммуникаций, финансовых, консультационных и иных подобных структур. Удельный вес России в накопленных вывезенных мировых ПИИ (прямые иностранные инвестиции) оценивается в 0,4-0,5%. Близкую цифру – 0,5% (по другим оценкам 1,3%) всего мирового объема составляют зарубежные ПИИ, накопленные в российской экономике. Из общего объема накопленных к 2005 г. ПИИ 25% приходилось на добывающую промышленность, 12,7% – на металлургическую, по 7% – на пищевую и нефтяную, 6% – на торговлю и 5% – на транспорт. В производство машин и оборудования было вложено лишь 0,8%, в электротехническую и электронную отрасли – 0,5%, в производство транспортных средств – 1,5% ПИИ. То есть Россия крайне незначительно участвует в транснациональных воспроизводственных отношениях и, следовательно, почти не интегрирована в транснациональную воспроизводственную структуру. Сырьевые отрасли, в которые преимущественно вкладываются ПИИ, поступающие в России, непосредственно не участвуют в отношениях транснациональной производственной кооперации.

Модель внешнеэкономических связей России является преимущественно торговой, а не производственно-инвестиционной. Ее специализация в системе мирохозяйственных связей носит сырьевой характер. Это свидетельствует о периферийной позиции России и соответственно об ее неполной включенности в мировую геоэкономическую систему. Таким образом, Россия практически не участвует в создании и перераспределении мирового дохода, который формируется в рамках этой системы. Кроме того, отечественный корпоративный сектор еще не сформировался настолько, чтобы эффективно участвовать в мировой не сырьевой торговле. И главная проблема здесь – это отсутствие поддержки на внешних рынках со стороны государства. Также не следует забывать о политической составляющей развития экономических взаимоотношений с зарубежными странами. Политические споры и недопонимания мешают экономической интеграции нашей страны в мировое хозяйство.

Безусловно, положение России на мировой экономической арене вызывает озабоченность не только само по себе. Нынешний характер участия России в международном разделении труда породил в отечественном народном хозяйстве процессы, развитие которых может подорвать возможности экономического роста. Растущие поставки за рубеж главным образом базовых товаров – энергоресурсов, металлов, удобрений, леса – и увеличивающийся импорт готовой промышленной продукции провоцируют “утяжеление” структуры промышленного производства и деиндустриализацию экономики. В ней все большее место занимают добывающие отрасли и отрасли первичной переработки сырья и все меньшее – машиностроение и отрасли, выпускающие потребительские товары. При сохранении таких тенденций Россия рискует превратиться в территорию, на которой будут сконцентрированы главным образом добыча минерального сырья и экологически обременительные производства. Она по-прежнему будет находиться в серьезной зависимости от колебаний цен на мировых рынках. Сложившаяся за последнее столетие внешнеэкономическая специализация не позволяет России вести масштабную торговлю готовыми изделиями: их доля в отечественном экспорте составляет примерно треть, в 2,4 раза меньше, чем у всех стран мира в целом. В еще меньшей мере она способна к обмену продукцией машиностроения, удельный вес которой в отечественном экспорте в семь раз меньше, чем в мире в целом. Совсем незначительны ее возможности в торговле высокотехнологичной продукцией, на долю которой приходиться около 2% экспорта, в восемь раз меньше среднемирового показателя. Невелик потенциал страны и в торговле услугами. Все это говорит о настоятельной необходимости перестройки внешнеэкономической специализации, без которой вряд ли можно рассчитывать на стабильный экономический рост и укрепление позиций российских производителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: