- Нефтегазовый сектор. Для "нефтянки" вступление в ВТО носит нейтрально-положительный характер: компании сектора получат дополнительную защиту от таможенной дискриминации тарифного и нетарифного характера. Вместе с тем, не стоит ждать отмены экспортных пошлин, так как основополагающее Генеральное Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) предусматривает их сохранения для устранения критического недостатка какого-либо вида продукции на внутреннем рынке. Я полагаю, что правительство в полной мере воспользуется данным пунктом и продолжит ограничивать экспорт нефтепродуктов. Ранее пунктом противоречий были внутрироссийские цены на газ, которые ЕС требовал выровнять с мировыми. Однако РФ удалось снять это требование, и сейчас подобные инициативы, скорее, исходят от нефтегазовых компаний.
- Металлургия и угольная промышленность. Продукция российской металлургической отрасли - одна из самых дискриминируемых в мире, поэтому снятие данных ограничений должно положительно сказаться на ориентированных на экспорт металлургах и угледобывающих компаниях. Следует отметить, что дискриминируют российскую продукцию такие потенциально крупные ее потребители как США, Китай, Япония, а также другие страны АТР, при этом продукция более низких переделов (руда, слябы) дискриминируется в большей степени. Соответственно, в выигрыше от ВТО будут компании, чья продукция в значительной мере идет на экспорт: СУЭК, Мечел, Северсталь, Евраз.
- Производство удобрений. Вступление в ВТО не должно сильно повлиять на данный сектор, так как основной пункт, который мог бы повлиять на сектор - цены на природный газ - был снят с обсуждения. Российские удобрения не являются сильно дискриминируемой продукцией, однако вступление в ВТО позволит даже исключить такую возможность со стороны основных торговых партнеров.
|
- Фармацевтика. Вступление в ВТО не должно оказать значительного влияния, ни на производителей лекарственных средств, ни на аптечные сети. Простые лекарственные средства, которые производятся в России, в любом случае будут дешевле зарубежных аналогов, а более сложная продукция либо в России не производится, либо вообще не облагается пошлинами, либо существующие пошлины очень низки. Уровень пошлин на ввоз фармацевтической продукции в Россию составляет лишь 5-10%, в редких случаях 15%, от их стоимости, что считается низким уровнем.
- Транспорт. Значительного изменения ситуации ждать не стоит, так как России удалось, в основном, отстоять сохранение текущего уровня таможенного тарифа, либо лишь небольшое его сокращение на транспортные средства иностранного производства. Исключение составляют лишь малые самолеты и суда, а также запчасти.
- Электроэнергетика. Сектор ориентирован, в основном, на внутреннее потребление, которое замкнуто и огорожено Единой Энергетической Системой, и поэтому, собственно, вступление в ВТО, занимающуюся внешнеторговым регулированием, его затронет слабо. Интер РАО ЕЭС является практически монополистом экспортных поставок электроэнергии, в тарифах компании для иностранных потребителей нет признаков субсидий или демпинга, поэтому компания лишь выиграет, будучи защищена от возможности введения заградительных пошлин на ее электроэнергию. Следует отметить, что к ВТО неверно привязывается намерения энергетических компаний повышать тарифы - соглашения данной организации не предусматривают требований по повышению внутренних цен, и это, скорее, частная инициатива.
|
- Телекоммуникации. Влияние вступления в ВТО на данный сектор будет минимальным: конкуренции со стороны иностранных операторов ждать не стоит, так как тарифы внутри России привлекательнее предложений крупнейших иностранных компаний, а рынок уже поделен существующими игроками. Небольшое положительное влияние будет происходить от снижения пошлин на ввозимое телекоммуникационное оборудование.
- Высокотехнологичный сектор. Данный сектор, пожалуй, в теории должен пострадать более остальных, так как пошлины на ввозимую продукцию данной отрасли будут снижены в наибольшей мере, однако, есть ряд ограничивающих возможное отрицательное влияние факторов: во-первых, российские высокотехнологичные компании используют иностранную компьютерную технику и производственное оборудование, следовательно, снижение пошлин должно снизить их издержки; во-вторых, российские производители зачастую производят лицензионные копии иностранных моделей, что сводит на нет отрицательное влияние снижения пошлин; в-третьих, российские производства данной отрасли производят, в основном, продукцию со средней добавленной стоимостью, производство которой, в любом случае выгоднее внутри страны; в-четвертых, значительная часть российских высоких технологий связана с госсектором и госзакупками, которые под влияние соглашений ВТО не подпадают; в-пятых, российские информационные технологии лишь выиграют от ВТО, так как вступление должно повысить уровень защиты интеллектуальной собственности. Таким образом, мы видим, что и для этого сектора влияние вступления в ВТО будет ограниченным.