Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Сергиевский губернский техникум
Программа психолого – педагогической практики
для специальности: 050704.52 «Дошкольное образование»
III курс
Сергиевск, 2011
ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией психолого-педагогических дисциплин Протокол № ________________ «___»____________________2011г | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050704.52 Дошкольное образование |
Председатель ПЦК _______________ Карачкова И.А. | Зам. директора по реализации программ СПО __________________________ О.К. Лозбенева |
Автор: ______________________ Карачкова И.А. - преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Рецензенты: _______________________________________________________
Пояснительная записка
Психоло - педагогическаяя практика – один из важнейших этапов профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, способствует формированию профессиональных умений и навыков, составляющих основу педагогического мастерства. В ходе психолого - педагогической практики студенты закрепляют знания по теоретическим основам курсов психологии, дошкольной педагогики и частных методик.
Психолого-педагогическая практика проводится в течение 2-х недель на 3 курсе в 5 семестре.
Базой для проведения практики служат дошкольные образовательные учреждения Сергиеского района.
Цель практики:
* формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современного дошкольного учреждения и воспитателе как главном субъекте воспитательного процесса в детском саду;
* привлечь внимание студентов к неповторимой индивидуальности каждого ребенка, к вопросам развития его личности в группе сверстников, влиянию личности педагога на ребенка.
Задачи практики:
* формирование профессионального интереса к педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения, создание у студентов установки на формирование профессиональной позиции;
* изучение специфики труда воспитателя (функции и профессиональные обязанности педагога дошкольного учреждения);
* ознакомление с различными типами дошкольных учреждений, с особенностями организации работы в них;
* овладение элементарными навыками психолого-педагогических исследований, проектирования развития личности и коллектива с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Практика осуществляется на базе различных типов дошкольных образовательных учреждений.
В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:
- знакомятся с различными типами дошкольных учреждений, с особенностями организации их работы, учебно-материальной базой, методическим оснащением воспитательно-образовательного процесса, педагогическим процессом;
- наблюдают за детьми раннего и дошкольного возраста, изучают особенности их психического развития (сенсорной сферы, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, чувств волевой сферы, характера, своеобразия интересов, склонностей и проявления способностей в различных видах деятельности);
- выявляют в процессе наблюдения за общением ребенка со взрослыми и сверстниками;
- влияние общения ребенка со взрослыми на формирование его интереса к окружающему;
- направленность отношения к другим людям и к самому себе;
- стиль и формы общения ребенка со взрослыми;
- роль общения со сверстниками в становлении личности ребенка;
- опыт общения и совместной деятельности;
- потребность в общении, ее признаки, формы общения, избирательность в общении и ее мотивы.
В ходе практики студенты определяют:
- положение ребенка в системе личностных взаимоотношений в группе, его удовлетворенность в контакте со сверстниками.
В ходе практики студенты проводят:
- психолого-педагогическое обследование дошкольников;
- анализ педагогических ситуаций;
- выполняют задания по педагогике в группах раннего возраста (анализируют особенности предметно-развивающей среды, знакомятся с распределением обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя, знакомятся с санитарно-просветительной работой, анализируют особенности организации режима дня и формирования культурно – гигиенических навыков (и в группах дошкольного возраста) анализируют особенности организации режима дня и культурно – гигиенических навыков в разных возрастных группах;
- анализируют содержание и методы сенсорного воспитания детей в разных возрастных группах; выявляют наличие познавательных интересов; анализируют учебную деятельность детей своей возрастной группы, условия эстетического воспитания).
В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями:
- -Наблюдать и анализировать специфику труда воспитателя и его помощника;
- -наблюдать, анализировать и планировать воспитательно-образовательную работу в ДОУ;
- -определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей;
- -изучать личность ребенка, коллектив детей, продукты детской деятельности;
- -составлять психолого-педагогическую характеристику;
- -владеть педагогической рефлексией;
- -разрабатывать и изготовлять наглядные пособия, дидактический материал к занятиям и для работы с родителями.
В ходе практики студенты составляют индивидуальную психолого-педагогическую характеристику ребенка дошкольного возраста на основе комплексного экспериментального изучения уровня его развития и готовят рекомендации по дальнейшей коррекции развития психики ребенка. Характеристика «проходит» защиту перед воспитателем группы, которую посещает ребенок.
Самостоятельно изучают методическую литературу, используют полученные данные в практической работе.
Отчетная документация:
- дневник практики;
- справка о месте прохождения практики;
- аналитический отчет о ходе прохождения практики;
- отзыв – характеристика на студента;
- психолого-педагогическая характеристика на ребенка, прошедшая «защиту» в ДОУ;
- две разработки воспитательных мероприятий;
- дидактические пособия, сделанные руками студентов (для групп раннего и дошкольного возраста).
На данный вид практики отводится 74 часа. По итогам данного вида практики ставится «оценка».
Тематический план практики
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1. | Проведение установочной конференции: - ознакомление студентов с задачами, организацией, этапами практики, отчетной документацией, распределение по дошкольным учреждениям. | |
2. | Знакомство с администрацией дошкольного учреждения, нормативными документами, регулирующими работу дошкольных учреждений и групп, с преемственностью в работе воспитателей. | |
3. | Психолого – педагогические особенности детей дошкольного возраста. Психолого – педагогическая диагностика личности ребенка. Характеристика личности ребенка, упражнения в ее составлении. | |
4. | Система, особенности и направления работы воспитателя. Знакомство с нормативно правовым, учебно – методическим обеспечением работы воспитателя, его функциями, с планом работы. Подготовка воспитательных мероприятий согласно плана воспитателя, их проведение. | |
5. | Изготовление дидактического материала к занятиям. | |
6. | Организация и проведение воспитательного мероприятия. | |
7. | Оформление отчётной документации. Оценка по практике. |