Новые угрозы безопасности Восточной Азии
Источники угроз:
· Внутристрановые проблемы (религиозные войны, межэтнические конфликты, вооруженный сепаратизм и ирредентизм охватывают страны и целые регионы) – основной
· Развитие науки и техники (как новые сферы противоборств)
· Возросшая мобильность населения (этнополитическая нестабильность в развивающихся государствах; нагрузка на социальную сферу в развитых странах; концентрация инокультурных элементов без их ассимиляции приводит к формированию социально-культурных анклавов, разрушающих традиционный уклад жизни и бросающих вызов ценностям принимающего общества)
· Развитие средств передвижения (уязвимость к различным эпидемия, но ведущие страны пытаются это предотвратить)
· Развитие трансграничных связей => трансграничные преступные сообщества, международный терроризм.
Главными очагами конфликта в ВА определены Корейский полуостров, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря. В данных конфликтах очевидна экономическая основа, так как они вызваны обострением борьбы за энерго- и морские ресурсы и территории, ростом разрыва в уровне развития конфликтующих стран (КНДР и Республика Корея, КНР и ее соседи).
Этнические конфликты в ВА и ЮВА. Несколько примеров:
Китай: уйгуры, «тибетский вопрос»
Мьянма: проблема рохинджа — этнических бенгальцев (мусульмане), живущих в основном на севере мьянманской Ракхайнской национальной области на границе с Бангладеш.
Южный Тайланд: вооружённый конфликт с участием ряда радикальных исламских организаций, выступающих за независимость провинций Яла, Паттани и Наратхиват от Таиланда, и создание или независимого исламского государства или вхождение провинций в состав Малайзии.
Филиппины (острова Минданао): конфликт между центральным правительством и вооруженными группами мусульман-сепаратистов, борющимися за право основать независимое государство Моро.
Экологические проблемы
Нехватка питьевой воды: около 80% грунтовых вод в Китае непригодны для питья, и 90% подземных вод в городских районах загрязнены. Воды 40% рек Китая непригодны для с/х или промышленного использования.
Проблемы реки Меконг: Меконг является источником жизненной силы ЮВА, она берёт начало на тибетском плато и потом течёт вниз, по территории Камбоджи, Мьянмы, Лаоса, Таиланда и Вьетнама. Благодаря большому количеству дамб, построенных в верховьях реки Меконг, Китай устанавливает жёсткие ограничения на использование водных ресурсов региона. Страну обвиняют в обострении последствий засухи.
Пыльные бури
Терроризм в ВА
В Японии спокойно: один теракт за 20 лет
В Китае по версии КПК количество терактов растет (но неясно действительно ли это всегда именно теракты).
Транснациональная организованная преступность
12 контрабандных рынков, которые объединены в четыре группы:
– люди (торговля людьми и незаконный ввоз мигрантов): пересечение границы; обман или принуждение; цель – эксплуатация человека для получения выгоды (and that person’s loss of self determination (IOM, 2004a). Формы эксплуатации: Китай (на 1 месте секс-индустрия, 2- ввоз жен, 3 – принудительный труд, 4 – незаконное усыновление), Япония (1 – секс-индустрия, 2 – принудительный труд, 3 – жены/бытовые услуги), Ю.Корея (1 – секс-индустрия, 2 – жены, 3 – принудительный труд).
2001-2003 – В КНР расследовано 20,360 случаев торговли людьми (Министерство общественной безопасности), 2000-2001 – 100 случаев в Южной Корее.
В 2002 был организован Балийский процесс (“Bali process”) форум по вопросам незаконного ввоза (вывоза) и торговли людьми и международной организованной преступности.
– наркотики (героин и метамфетамины), золотой треугольник (Тайланд, Мьянма, Лаос)
–окружающая среда (охраняемые дикие животные и растения, изделия из дерева, электронный мусор, озоноразрушающие вещества);
– товары (контрафактные товары и поддельные лекарства).
БЕЖЕНЦЫ
Конвенция о статусе беженцев (28 июля 1951 года) + Протокол, касающийся статуса беженцев (31 января 1967 года)
Япония присоединилась к Конвенции и Протоколу в 1981, КНР в 1982, Ю.Корея в 1992.
Международный режим защиты беженцев (предоставление убежища):
· Запрет дискриминации, принудительной депортации и Юридический статус беженцев и права на работу, образование, суд, свободу передвижения…
· Отношение «не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах».
· Обязанности государств: соблюдение положений конвенции, сотрудничество с Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ)
· Нет механизма контроля
Международный режим защиты беженцев (совместное несение расходов):
Преамбула к Конвенции о статусе беженцев – “принимая во внимание, что предоставление права убежища может возложить на некоторые страны непомерное бремя и что удовлетворительное разрешение проблемы, международный масштаб и характер которой признаны Организацией Объединенных Наций, не может поэтому быть достигнуто без международного сотрудничества,”
• Слабая нормативная и правовая база, часто зависит от интересов государства
• Две формы: – Финансовая помощь через УВКБ или напрямую – «Физическая» помощь: переселения беженцев из других стран
Япония:
1978 год принимает беженцев из Индокитая
Закон о контроле за въездом-выездом и признании иностранного гражданина беженцем (1982 год)
• Нет специальной организации по делам беженцев, ответственный гос.орган за рассмотрение заявок - Министерство юстиции
• Интеграция беженцев: International Refugee Assistance Center of the Refugee Assistance Headquarters, the Foundation for the Welfare and Education of the Asian People
• Подача заявки на получение статуса беженца:
– По прибытию в Японию: временное разрешение на 6 месяцев, нельзя работать, ограничения в свободе передвижений
– Те, кто уже какое-то время находится в Японии, могут подать заявку в течение 6 месяцев с момента прибытия или с момента возникновения угрозы для возвращения (но возможны и исключения)
– Можно обжаловать отказ
· Если статус беженца одобрен, то:
– Специальный вид на жительство до 5 лет
– Бесплатные занятия по японскому
– Специальные адаптационные курсы
– Содействие в трудоустройстве.
В Японии растет количество заявок на получение статуса беженца, но одобрят очень мало (в 2016 было подано 10901 заявление, одобрено 28), с 2008 года участвует в программе ООН по переселению беженцев, 2010-2014 в рамках программы принято 86 беженцев.
Южная Корея
Закон о беженцах (2013 год), с 2015 участвует в программе ООН по переселению беженцев.
Есть разделение на беженцев из КНДР и беженцев из других стран. Беженцев из КНД курирует Министерство объединения, Министерство юстиции – беженцев из других стран и мигрантов.
Процедура подачи:
· Возможность подать заявку на получение статуса беженца по прибытию в аэро/морском порту до прохода границы
· Запрет на принудительную депортацию до рассмотрения заявки
· Беженцы могут пользоваться теми же социальными благами, что и граждане страны, имеют право на воссоединение семьи
· Заявители могут пользоваться услугами переводчика, бесплатным проживанием (остров Йонджондо), медицинской помощью и имеют доступ к образованию
· Могут работать через 6 месяцев после подачи заявки
· Нет материальной помощи
Одобренных заявок также мало (600 беженцев некорейского происхождения из 18800), вместо этого могут дать гуманитарную визу (но нет мед. помощи, возможности воссоединиться с семьей и нужно обновлять каждый год, зато можно работать), с 1994 по 2014 выдано 927 гуманитарных виз.
Китай
Нужно решать проблемы, которые ведут к кризисам, беженцы – не мигранты и они должны возвращаться на Родину
Ратифицировал конвенцию и протокол, но не издал соответствующий внутренний закон (есть только статья в Конституции и в законе КНР о порядке въезда и выезда 2012 года)
Больше всего беженцев из Индокитая, КНДР, Мьянмы, Пакистана, Сомали, Нигерии, Ирака.
При этом существуют разные группы беженцев и соответствующие программы для них: беженцы из Лаоса и Вьетнама рассматриваются как хуацяо (зарубежные китайцы) для них программы помощи со стороны правительства КНР, УВКБ (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев), добровольная репатриация в Лаос, из КНДР – нелегальные мигранты (непоследовательная политика, чаще всего депортируют), из Мьянмы – жители приграничных районов(тем кто из Кокана помощь со стороны правительства КНР, добровольно репатриируют, тем кто из Качина помоom со стороны правительства КНР, депортируют), из отдаленных стран (БВ, Африка) – собственно беженцы (помощь со стороны УВКБ, переселение в третьи страны).
Разные группы беженцев курируют разные институты:
Министерство иностранных дел
- Взаимодействует с УКВБ и другими странами по вопросам беженцев и лиц, ищущих убежища, странами
- Регулярно комментирует политику КНР по отношению к беженцам
Министерство гражданской администрации: расселение и репатриация индокитайских беженцев