Роль двигательного анализатора в становлении и развитии речи ребёнка (по работам М. М. Кольцовой).




Практическое занятие 1.

Тема:Анатомо-физиологические механизмы речи. Периферическая, проводниковая и центральная часть речевой функциональной системы

Задания для письменного выполнения:

1. Цель, предмет и задачи дисциплины.

2. Периферическая, проводниковая и центральная часть речевой функциональной системы.

3. Периферический отдел речеслухового и речедвигательного анализатора и их значение в формировании и функционировании речевой деятельности.

4. Головной мозг. Кора головного мозга.

5. Корковые речевые зоны. Выделить зоны, реализующие импрессивную и экспрессивную речь. Записать, к каким цитоархитектоническим полям Бродмана относятся эти зоны мозга.

6. Подкорковый уровень регуляции, структуры, функции.

7. Стволово-мозжечковый уровень, структуры, значение.

8. Черепно-мозговые нервы, значение для иннервации артикуляционно-фонационных мышц.

9. Чувствительная и двигательная иннервация лица, губ, языка, мягкого и твёрдого нёба.

10. Механизмы нервной регуляции речевого дыхания.

11. Отличия физиологического и речевого дыхания (в том числе по уровню мозговой регуляции).

12. Принцип вертикальной многоуровневой мозговой организации речевого процесса (на примере концепции Н.А. Бернштейна организации произвольных движений).

13. Проблемы межполушарной асимметрии и латерализация речевой функции в онтогенезе.

14. Принцип многоуровневой и динамической локализации ВПФ.

15. Иерархическая организация ЦНС

16. Теменно-височно-затылочная зона (ТРО s ТПО) левого и правого полушарий мозга

17. Центры коры больших полушарий, симметричные и асимметричные, первичные, вторичные и третичные поля, их значение в формировании речевой деятельности

18. Значение функциональных систем в формировании речи и мышле­ния. Учение о локализации функций в коре головного мозга. Значение трех уровней или блоков головного мозга по А.Р. Лурия. Значение обратной связи ЦНС при выполнении речевой функции.

19. Гнозис. Виды и симптоматика агнозий.

Праксис. Виды и симптоматика диспраксий.

21. Принцип гетерохронного развития нервной системы.

22. Варианты асинхронного развития.

23. Закономерности формирования нервной системы в онтогенезе.

Этапы становления доречевой активности и нервные образования их обеспечивающие.

25. Усвоение интонационной окраски родного языка. Роль мозговых структур в становлении интонационного поля языка на этапе доречевой активности ребёнка.

26. Роль подкорковых образований в становлении и закреплении лепетных реакций. Значение лепета в формировании речи.

27. Значение височной коры в формировании фонематического слуха. Его значение для развития речевой деятельности в целом.

28. Развитие импрессивной речи. Фонематическое восприятие речи и фонематический анализ

29. Формирование пассивного словаря. Овладение ребенком смысловым составом речи.

30. Формирование активного словаря. Формирование фразовой речи и мозговые механизмы её обеспечивающие.

Роль двигательного анализатора в становлении и развитии речи ребёнка (по работам М. М. Кольцовой).

32. Заполните таблицы письменно в тетради .

СТРУКТУРЫМОЗГА ФУНКЦИЯ СТРУКТУРЫМОЗГА ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ
     
Правое полушарие    
Левое полушарие    
Лобные доли    
Височная доля    
Теменная доля    
Затылочная доля    
Мозжечок    
Стриопаллидарная система    
Тройничный нерв    
Лицевой нерв    
Языкоглоточный нерв    
Блуждающий нерв    
Добавочный нерв    
Подъязычный нерв    
Область переднецентральной извилины    
Область постцентральной извилины    
Задняя треть верхней лобной извилины    
Нижняя теменная извилина    
Теменно- затылочная область    
Зона ТРО    
Центр Брока    
Центр Вернике    
Центр Дежерина    
Центр чтения    
Центр счета    
Центр моторики письма    

 

ЧМН Вид иннервации Орган иннервации Признак нарушения иннервации Методика обследования  
По каждому нерву из лекции Двигательная Чувствительн. Вкусовая      
По каждому нерву из лекции Двигательная Чувствительн. Вкусовая      
По каждому нерву из лекции Двигательная Чувствительн. Вкусовая      
По каждому нерву из лекции Двигательная Чувствительн. Вкусовая      
По каждому нерву из лекции Двигательная Чувствительн. Вкусовая      

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бадалян Л.О. Невропатология / Л.О. Бадалян. – М.: Просвещение, 2002. – 250 с.

2. Визель Т. Г. Основынейропсихологии:учеб. для студентоввузов / Т.Г. Визель. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 384с.

3. Гуровец Г.А. Невропатология / Г.А. Гуровец. – М.: Владос, 2006. – 315 с.

4. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2009. – 703с.

5. Ляпидевский С.С. Невропатология / С.С. Ляпидевский. – М.: Владос, 2005 – 214 с.

6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.:Просвещение, 2005 – 340с.

7. Цукер М.Б. Основы невропатологии детского возраста / М.Б. Цукер. – М.: Владос, 2002 – 250 с.

8. Семенович И.М. Детская патопсихология. Диагностика и коррекция / И.М. Семенович. – М.: Владос, 2004 – 325 с.

9. Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Медицина, 1969. – 311 с.

10. Ромоданов А.П. Атлас топической диагностики заболеваний нервной системы / А.П. Ромоданов. – К.: Вища школа, 1979. – 483 с.

11. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы / А. В. Триумфов. – М.: Медицина, 1974. – 327 с.

12. Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.

 

Вопросы к экзамену по дисциплине

«Неврологические основы логопедии».

1. Цель, предмет и задачи дисциплины «Неврологические основы логопедии».

2. Принцип вертикальной многоуровневой мозговой организации речевого процесса (на примере концепции Н.А. Бернштейна организации произвольных движений).

3. Корковый уровень регуляции речевого процесса. Корковые речевые зоны, локализация, значение, синдромы поражения.

4. Подкорковый уровень регуляции речевого процесса. Структуры стриопаллидарной системы, функции, синдромы поражения.

5. Стволовой уровень регуляции, структурные образования. Значение для артикуляции и фонации, синдромы поражения.

6. Мозжечок, функциональное значение для артикуляции и речевого дыхания, клинические синдромы поражения.

7. Проблемы межполушарной асимметрии и латерализация речевой функции в онтогенезе.

8. Схема трёх блоков функционированиянервной системы по материалам работ А.Р.Лурия.

9. Этапы становления доречевой активности и нервные образования их обеспечивающие.

10. Усвоение интонационной окраски родного языка. Роль мозговых структур в становлении интонационного поля языка на этапе доречевой активности ребёнка.

11. Роль подкорковых образований в становлении и закреплении лепетных реакций. Значение лепета в формировании речи.

12. Значение височной коры в формировании фонематического слуха. Его значение для развития речевой деятельности в целом.

13. Развитие импрессивной речи. Фонематическое восприятие речи и фонематический анализ

14. Формирование пассивного словаря. Овладение ребенком смысловым составом речи.

15. Формирование активного словаря. Формирование фразовой речи и мозговые механизмы её обеспечивающие.

16. Роль двигательного анализатора в становлении и развитии речи ребёнка (по работам М. М. Кольцовой).

17. Дизартрии, определение, классификация, клинико-неврологическая характеристика.

18. Дизартрии, обусловленные центральными парезами мышц артикуляционно-фонационного аппарата, общая характеристика.

19. Неврологические признаки центральных парезов артикуляционно-фонационных мышц. Влияние гипертонии на звукопроизношение.

20. Клинико-неврологические признаки корковой дизартрии.

21. Клинико-неврологические признаки псевдобульбарной дизартрии.

22. Дизартрии, обусловленные периферическими парезами мышц артикуляционно-фонационного аппарата, общая характеристика.

23. Неврологические признаки периферических парезов артикуляционно-фонационных мышц. Влияние гипотонии на звукопроизношение.

24. Клинико-неврологическая характеристика бульбарной дизартрии.

25. Экстрапирамидная форма дизартрии, локализация очага поражения, виды, клинико-неврологические признаки.

26. Мозжечковая дизартрия, клинико-неврологическая характеристика.

27. Стертая форма дизартрии и ее дифференциальная диагностика с дислалилею.

28. Клиническая характеристика алалических расстройств. Локализация поражения. Динамика развития речи детей с алалией.

29. Афазия, определение, классификация, локализация очага поражения. Причины возникновения у детей и взрослых.

30. Симптомы поражения лобных долей мозга, характеристика афазических и других неврологических расстройств.

31. Симптомы поражения теменных и теменно-затылочных отделов мозга, характеристика афазических и других неврологических расстройств.

32. Симптомы поражения височной доли мозга, характеристика афазических и других неврологических расстройств.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: