Принципы экологического права




Принципам экологического права присущи общие черты и свой­ства, характерные всем другим правовым принципам. Поэтому при рассмотрении принципов экологического права необходимо руко­водствоваться, прежде всего, общими положениями, выработанны­ми в теории права.

В лингвистике, этимологии «принцип» в переводе с латинского означает «начало», «основа», что означает основное, исходное по­ложение чего-либо: теории, мировоззрения, науки и т.д.; убеждение, взгляд на вещи1.

В юридической литературе общепризнанно, что принципы пра­ва — это основные, отправные положения или идеи, которые определяют общую направленность права, выражают основные устои общественного строя, объективно обусловленные существу­ющими экономическими отношениями, которые выражают сущ­ность права и происходят из идей справедливости и свободы, а также определяют общую направленность и основные характери­стики действующей правовой системы.

Принципы выступают в качестве своеобразной несущей кон­струкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобразными ориентирами для правотворческой, правопримени­тельной и правоохранительной деятельности.

Принципы экологического права как элемент основных начал правового регулирования экологических отношений могут форми­роваться из содержания эколого-правовых норм, политических норм, на основании судебных решений, а также как достижения науки, выраженные в правовой доктрине. Однако принципы эко­логического права, закрепленные непосредственно в правовых нормах, становятся нормами-принципами. Вместе с тем нормы-прин­ципы экологического права являются законодательными предпи­саниями, которые выражают и закрепляют принципы экологиче­ского права.

Общие экологические принципы на законодательном уровне сформулированы в статье 3 Закона Украины «Об охране окружаю­щей природной среды ». К ним относятся: а) приоритетность требо­ваний экологической безопасности, обязательность соблюдения экологических стандартов, нормативов и лимитов использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной, управлен­ческой и иной деятельности; б) гарантирование экологически без-опасной среды для жизни и здоровья людей; в) упреждающий ха­рактер мероприятий по охране окружающей природной среды; г) экологизация материального производства на основе комплекс­ности решений в вопросах охраны окружающей природной среды, использования и воспроизводства восстанавливаемых природных ресурсов, широкого внедрения новейших технологий; д) сохранение пространственного и видового разнообразия и целостности природ­ных объектов и комплексов; е) научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества на основе сочетания междисциплинарных знаний экологических, социальных, естественных и технических наук и прогнозирование состояния окружающей природной среды; ё) обязательность эколо­гической экспертизы; ж) гласность и демократизм при принятии решений, реализация которых влияет на состояние окружающей природной среды, формирования у населения экологического миро­воззрения; з) научно обоснованное нормирование воздействия хо­зяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду; и) бесплатность общего и платность специального использова­ния природных ресурсов для хозяйственной деятельности; й) взима­ние сборов за загрязнение окружающей природной среды и ухуд­шение качества природных ресурсов, компенсация ущерба, причи­ненного нарушением законодательством об охране окружающей природной среды; к) решение вопросов охраны окружающей при­родной среды и использования природных ресурсов с учетом степе­ни антропогенной измененности территории, совокупного действия факторов, отрицательно влияющих на экологическую обстановку; л) сочетание мер стимулирования и ответственности в деле охраны окружающей природной среды; м) решение проблем охраны окру­жающей природной среды на основе широкого межгосударственно­го сотрудничества. Рассмотрим основные, наиболее значимые принципы экологиче­ского права. Основополагающим принципом экологического права является принцип обеспечения достижения гармоничного взаи­модействия общества и природы. Он является базовым для воз­никновения и формирования иных принципов, которые обеспечи­вают гармонизацию общества и природы, их экологически сбалан­сированное развитие, а также поддержание экологического равно­весия в Украине. Официально это положение закреплено в преам­буле Закона Украины «Об охране окружающей природной среды». Гармоничность взаимодействия общества и природы — это объек­тивно существующая связь общества и природы, которая предпола­гает согласованную деятельность людей в отношении природы с соблюдением законов природы, экологически сбалансированную

эксплуатацию природных ресурсов, их воспроизводство и охрану. Поэтому не случайно в литературе обращается внимание на основные компоненты гармонизации общества и природы: рациональное при­родопользование; качество природной среды; оптимальное социаль­но-экономическое развитие регионов; уровень здоровья населения; состояние трудового потенциала и пр.1 Правовое обеспечение гармо­низации взаимодействия общества и природы осуществляется по многим направлениям: установление экологических нормативов; определение лимитов на использование природных ресурсов; уста­новление правил использования природных ресурсов, их воспроиз­водства, охраны и т.п. Осуществление этого принципа вместе с другими принципами оказывает содействие предотвращению вред­ного для окружающей среды влияния субъектов.

Принцип правового обеспечения экологической безопасности способствует поддержанию такого состояния окружающей природ­ной среды, при котором обеспечивается предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновение опасности для здоровья человека. Экологическая безопасность гарантируется гражданам осуществлением широкого комплекса взаимосвязанных политиче­ских, экологических, экономических, технических, организацион­ных, государственно-правовых и других мероприятий (ст. 50 За­кона «Об охране окружающей природной среды»). В экологическом законодательстве определены основные направления деятельности всех органов управления, юридических и физических лиц в осу­ществлении вышеуказанных мероприятий (ст.ст. 51-59). Данный принцип довольно емкий по своему содержанию. Он содержит со­вокупность правовых предписаний, которые регулируют разные общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения экологической безопасности в государстве.

С указанным принципом тесно связан принцип приоритетно­сти права граждан на безопасную для жизни и здоровья окружа­ющую природную среду, закреплен в ст. 50 Конституции Украины, ст. 9 Закона «Об охране окружающей природной среды». Каждый гражданин имеет неотъемлемое, естественное право на охрану здо­ровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Данное право носит комплексный характер.

Важное значение имеет принцип правового закрепления при­надлежности природных ресурсов конкретным субъектам эколо­гического права для их использования с целью удовлетворения экологических, имущественных и других интересов в пределах за­конодательства. Принадлежность природных объектов выступает в двух основных правовых формах — на праве собственности и пра-ве пользования. В законодательстве закреплены разные виды при­родопользования и формы собственности на природные ресурсы, определены права и обязанности субъектов, формы и способы за­щиты прав.

Особую роль играет принцип правового обеспечения рациональ­ного и эффективного использования природных ресурсов. Раци­ональность в экологоиспользовании заключается в том, что каждый собственник или пользователь природных ресурсов обязан в про­цессе их использования придерживаться правовых экологических требований, чтобы не навредить окружающей природной среде. В основе этого принципа лежит объективный фактор — взаимосвязь всех природных объектов, которые образовывают в совокупности экологическую систему. Эксплуатация природных ресурсов долж­на осуществляться на максимально экономичном и устойчивом уровне. Экономическая эффективность выражается в получении высочайших экономических показателей при эксплуатации при­родных ресурсов с наименьшими затратами. Рациональность и эффективность использования последних — взаимосвязанные по­нятия, однако не тождественные. Рациональность охватывает, главным образом, экологический, а эффективность — экономиче­ский аспект. Эти два понятия следует рассматривать относительно любого природного ресурса, поскольку каждый природный объект имеет свои специфические черты, присущие только ему. Биологи­ческие ресурсы должны использоваться лишь в пределах их при­родной способности к восстановлению; ресурсы многократного пользования, включая воду, — повторно или рециркулироваться.

Чрезвычайно важное значение имеет принцип правового обе­спечения целевого использования природных объектов. Он объеди­няет два основных фактора: а) объективную необходимость удовлет­ворения требований общества, коллективов людей и индивидов в продуктах питания, сырья, эстетических, хозяйственных и других нужд за счет использования природных объектов; б) необходимость поддержания экологической системы (природной среды) в нормаль­ном состоянии. Целевое использование природных объектов опреде­ляется государством в нормах земельного, водного, лесного, горного, фаунистического, атмосферовоздушного, природнозаповедного и иного законодательства. Невыполнение требований целевого ис­пользования природного ресурса рассматривается как фактическое использование природного объекта, которое не отвечает его целево­му назначению, установленному при передаче природного объекта в собственность либо в пользование, в том числе в аренду, невыпол­нение требований относительно режима его использования.

Не менее важную роль оказывает принцип правового обеспече­ния стимулирования собственников и пользователей природных объектов относительно надлежащего использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны. Он выражается в юриди-

ческом закреплении совокупности экономических мер стимулиро­вания за надлежащее выполнение субъектами своих прав и обязан­ностей, проведение необходимых экологических мероприятий, в применении санкций за нарушение экологических требований и законодательства. Стимулирование следует понимать в двух аспек­тах — использование поощрительных мероприятий и применение санкций1. Стимулирование побуждает субъектов права к осуществ­лению положительных действий. Это в полном объеме касается и сферы экологии. Поэтому в экологическом законодательстве закреп­лена система мероприятий, как поощрения, так и применения соот­ветствующих видов имущественной, административной, дисципли­нарной, уголовной ответственности, предусмотренной действующим законодательством. В поресурсовом законодательстве установлены разные формы экономического стимулирования собственников и пользователей природных ресурсов. Названные два аспекта стиму­лирования приобрели общее признание и широко применяются на практике.

Принцип правового обеспечения стабильного (продолжитель­ного) использования природных ресурсов состоит в том, что их собственники и пользователи могут быть лишены права собствен­ности и права пользования только при наличии оснований, предусмо­тренных законодательством и договорами, в установленном порядке. Законодательство дает исчерпывающий перечень таких оснований. Правоприменительные органы не вправе по своему усмотрению уста­навливать основания и порядок прекращения, приостановления либо ограничения права природопользования. В законодательстве уста­новлены разнообразные формы защиты нарушенных прав собствен­ников и пользователей природных ресурсов. Этот принцип обеспе­чивает добросовестное отношение субъектов права к использованию последних, стимулирует проведение мероприятий, улучшающих качество природной среды и ее отдельных элементов.

Принцип правового обеспечения комплексного подхода к ис­пользованию и воспроизведению природных ресурсов, а также к охране окружающей природной среды открывает возможности использовать в единстве как основные природные объекты, так и сопроводительные природные компоненты.

В законах о соответствующих природных ресурсах требования комплексного подхода конкретизируются с учетом особенностей каждого природного объекта. Необходимость комплексного решения вопросов обусловлена тем, что экологическая система состоит из множества экологических комплексов. Поэтому комплексный подход определяется определенными объективными экологическими фак­торами. Особое значения приобретает единство при осуществлении всех экологических мероприятий по охране природной среды. Принцип международного сотрудничества в сфере экологии

реализуется в соответствующих нормах международного экологи­ческого права, а также находит отражение в национальном праве. Защита природы и рациональное использование ее ресурсов — гло­бальная проблема современного человечества. Основными условиям решения этой проблемы являются: а) проведение всеми государ­ствами единой экологической политики по отношению к природе;

б) мир во всем мире и ядерное разоружение; в) активное участие
государств в акциях по международной охране окружающей среды,
осуществляемой в рамках ООН; г) разработка и принятие междуна­
родных договоров по охране окружающей природной среды1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: