ЗАДАНИЙ ПО ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Задания для студентов:
Задание 1.
Познакомьтесь с условиями работы детского сада. В беседе с заведующим, старшим воспитателем выясните специфику условий работы ДОУ, его вид, основное направление работы; получите сведения о комплектовании групп, материальных условиях их размещения.
Рекомендации по выполнению задания
Эффективность воспитательно-оздоровительной работы в группах детей во многом зависит от развивающих условий, функциональное назначение которых должно соответствовать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Проводится осмотр групповых помещений. Записи следует вести в такой последовательности:
- комнаты, их расположение, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям;
- предметы мебели, их расстановка, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям;
- пособия для проведения физически упражнений и оздоровительных мероприятий;
- пособия для проведения игр-занятий, соответствие их гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
- игрушки для детей, их виды, количество и размещение;
- площадка и ее оборудование.
По результатам осмотра составляется описание материальных условий группы, а также таблица соотношения количества игрушек:
Виды игрушек | Перечень | Количество | |
общее | на каждого ребенка | ||
Задание 2.
Изучите особенности организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей психологический комфорт ребенку и воспитателю. Установите ее соответствие принципам построения развивающей среды.
|
Рекомендации по выполнению задания
- проанализируйте характеристики психолого-педагогической среды, окружающей ребенка, специфику труда воспитателя;
- настройтесь на личностно-ориентированное общение с детьми, вырабатывайте культуру педагогической деятельности (речи, общения, внешнего вида);
- обратите внимание, созданы ли в игровой комнате условия для предметной и ориентировочно-познавательной деятельности, индивидуальных игр, развития движений, приобщения малышей к изобразительной деятельности, сенсорного развития. Запись в дневнике можно вести по следующей схеме:
Вид деятельности | Игрушки и пособия | Количество | Психолого- педагогический анализ |
- ознакомьтесь с интерьером группы, определите насколько он соответствует эстетическим требованиям, а предметно-пространственная среда - интересам ребенка и его психологическому здоровью. Что нужно сделать для улучшения предметно-пространственной среды, чтобы воспитанники группы чувствовали себя более комфортно?
В ходе изучения специфики труда воспитателя в группах выполняйте следующие требования:
- познакомьтесь с воспитателем и попытайтесь установить с ним доверительные отношения;
- обратите внимание на внешний вид воспитателя и его помощника;
- понаблюдайте за их работой, распределением обязанностей между ними. Проведите хронометраж участия воспитателя и его помощника в ходе режимных процессов. Хронометраж ведется по следующей форме:
Время | Режимный процесс | Деятельность | ||
Воспитателя | Помощника воспитателя | Детей | ||
При общении с детьми придерживайтесь следующих советов:
|
- подумайте, как можно быстро установить контакт с детьми и запомнить их имена;
- придумайте занятие или развлечение, которое заинтересовало бы детей и повысило ваш авторитет в глазах малышей;
- понаблюдайте за детьми и опишите проявления индивидуальности ребенка, которые вы заметили;
- ознакомьтесь с характеристиками индивидуально-типологических особенностей детей
- опишите наиболее запомнившегося вам ребенка;
- проанализируйте чувства, которые вы испытали, общаясь с детьми раннего возраста.
Задаиие 3.
Изучите режим дня в группах детей
с физиолого-гигиенических позиций, степень вос-
питания у детей культурно-гигиенических навыков.:
Оценка соответствия режима возрастным особенностям детей должна включать анализ следующих обязательных элементов:
- режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
- продолжительность и место обязательных занятий;
- продолжительность основных занятий с детьми;
- время и кратность пребывания на воздухе;
- продолжительность и кратность сна;
- возможность обеспечения двигательной активности;
- ребенка по собственному выбору;
- обеспечение возможности игровой деятельности.
Познакомьтесь с различными типами режимов.
№ ре-жи- ма | Воз-раст, лет | Кормление | Бодр-ствование (макси-мальная длитель- ность, ч) | Сон | Коли- чество часов сна, в сутки | |||
Ко-ли-чест-во | интер-вал, ч | дневной | ночной | |||||
количество периодов | длитель- ность периода, ч | длитель- ность периода, ч | ||||||
Дайте гигиеническую оценку основных режимных процессов: встрече детей, организации дневного сна, приему пищи, проведению прогулок, занятий, закаливающих мероприятий. Для этого проведите наблюдение за существующим распорядком дня в группе детей раннего возраста и определите его соответствие их возрастным особенностям.
|
Проведите поминутный хронометраж режимных процессов, наблюдая за 1 - 2 детьми. Результаты наблюдений занесите в протокол, одновременно отражая поминутное поведение детей.
Сделайте вывод об организации режимных процессов, соответствии нагрузок возрастным физиологическим особенностям, выявите детей с отклонениями в поведении, дайте рекомендации по совершенствованию организации режима на основании поминутного хронометража и наблюдений за детьми.
Наблюдение рекомендуется вести по следующей форме:
Время, ч | Фамилия, имя, возраст ребенка | Формы активности | Деятельность | |
воспитатель | помощник воспитателя | |||
По данным наблюдений студенты должны представить анализ выполнения режима с точным указанием времени смещений (если они были) режимных процессов.
Студентам для выполнения задания необходимо ознакомиться с долгосрочным планированием работы; условиями и обстановкой в группах, особенностями проведения режимных процессов, выделить педагогические приемы воспитания у детей культурно-гигиенических навыков.
На основе наблюдений составляется отчет, в котором отражаются:
- условия и оборудование, необходимые для правильного проведения режимных процессов;
- продолжительность режимных процессов для детей разных возрастных подгрупп;
- педагогические приемы, применяемые воспитателем и его помощником;
- формы активности детей разных возрастных подгрупп.
Задание 4.
Примите участие в организации бодрствования и проведении воспитательной работы в группах детей.
Рекомендации по выполнению задания
В ходе выполнения задания рекомендуется придерживаться следующих требований:
- подробно ознакомьтесь с долгосрочным планированием работы в группе и планом-перечнем игр-занятий;
- определите педагогическую целесообразность условий и оборудования, своеобразие средств и приемов организации бодрствования;
- выделите содержание, средства и приемы, используемые воспитателем для формирования у детей навыков действий с предметами, основных движений;
- определите содержание работы и приемы, используемые воспитателем в общении с детьми.
Данные наблюдения суммируются, систематизируются и представляются в отчете, содержащим требования:
- продолжительность бодрствования детей разных возрастных подгрупп;
- условия и обстановка проведения бодрствования;
- особенности проявления-активности детей разных возрастных подгрупп;
- средства и приемы, используемые для поддержания у детей положительного эмоционального состояния;
- приемы обучения, применяемые персоналом группы в работе, для формирования у детей зрительного, слухового восприятия, речевых навыков общения, действий с предметами и др..
Задание 5.
Проведите наблюдение за ребенком для определения особенностей развития. Распределите детей для наблюдения за их поведением и составления характеристик (по одному ребенку на двух студентов).
План характеристики (фамилия, имя, дата рождения ребенка)
1. Краткие анамнестические данные:
- вес, рост при рождении;
- перенесенные заболевания;
- как развивался ребенок до поступления в детское учреждение и в период, предшествующий наблюдению за ним студентами.
2. Особенности развития и поведения ребенка в период наблюдения:
- внешний вид;
- физическое развитие (вес, рост в сравнении с нормой);
- нервно-психическое развитие - речь (пассивная и активная), движения, деятельность (предметная, отобразительная), навыки, умения;
- особенности поведения и настроение (бодрое, неустойчивое, грустное);
- взаимоотношения со взрослыми и детьми (инициативные, ответные).
3. Педагогические рекомендации по дальнейшему воспитанию ребенка.
Задание 6.
Организуйте самостоятельную деятельность детей в группе и проведите занятия с ними. Обратите внимание на особенности поведения детей, их взаимоотношения в процессе самостоятельной игровой деятельности.
Понаблюдайте организованные занятия, проведите хронометражные записи. Каждый студент ведет хронометраж за 1 - 2 детьми. Изменения в поведении малышей фиксируются каждые 5 мин по следующей форме:
Время, ч | Вид деятельности | Взаимоотношения между детьми | Общение со зврослым | Воздействие воспитателя |
В хронометражных записях отражаются виды деятельности ребенка в наблюдаемый отрезок времени, его избирательное отношение к тому или иному виду деятельности, формы общения со сверстниками, инициативные формы общения со взрослым, участие воспитателя в деятельности малыша, выводы и рекомендации.
Обсуждение хронометражных записей позволяет составить представление об общем уровне самостоятельной деятельности всех детей группы и каждого ребенка индивидуально.
Группа третьего года жизни (первая младшая) считается переходной от раннего к дошкольному возрасту, поэтому целесообразно в период практики провести хронометраж занятий.
Результаты наблюдений отразите в протоколах № 1, 2.