ТАТ. СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Тематический апперцептивный тест предназначен для проникновения в бессознательное пациента, оценки паттернов его мышления и выявления личностных характеристик и эмоциональных реакций. Для этого человеку показывают неоднозначные, провокационные картинки и просят рассказать, что он на них видит.
1. Участник несколько секунд рассматривает каждую картинку.
2. Его просят рассказать историю, изображенную на картинке, которая должна отвечать на следующие вопросы:
Что привело к событию, изображенному на картинке?
Что происходит в настоящий момент?
О чем думают персонажи и что они чувствуют?
Чем закончится эта история?
В тесте используется тридцать одна картинка с изображением мужчин, женщин, детей, фигур неопределенного пола, нечеловекоподобных фигур и один чистый лист. Истории записываются, после чего психолог анализирует легшие в их основу установки, потребности и реакции.
Инструкция:
Первая часть инструкции (!должна зачитываться дословно наизусть, причем два раза подряд, невзирая на возможные протесты испытуемого):
«Я буду показывать Вам картины, вы посмотрите на картину, и, отталкиваясь от нее, составите рассказик, сюжет историю. Постарайтесь запомнить, что нужно в этом рассказике упомянуть. Вы скажете, что, по Вашему, это за ситуация, что за момент изображен на картине, что происходит с людьми. Кроме того, скажете, что было до этого момента, в прошлом по отношению к нему, что было раньше. Затем скажете, что будет после этой ситуации, в будущем по отношению к ней, что будет потом. Кроме того, надо сказать, что чувствуют люди, изображены на картине или кто-нибудь из них, их переживания, эмоции, чувства. И еще скажете, что думают люди, изображенные на картине, их рассуждения, воспоминания, мысли, решения».
Эту часть инструкции нельзя изменять.
Вторая часть инструкции:
- «правильных» или «неправильных» вариантов не бывает, любой рассказ, соответствующий инструкции хорош;
- рассказывать можно в любом порядке. Лучше не продумывать заранее весь рассказ, а начинать сразу говорить первое, что приходит в голову, а изменения или поправки можно ввести потом, если будет в том нужда;
- литературная обработка не требуется, литературные достоинства рассказа оцениваться не будут. Главное, чтобы было понятно, о чем идет речь. Какие-то частные вопросы можно будет задать по ходу.
*** Комментарии не относятся к инструкции, а предназначенные для исследователя.
1. Последовательность описания картин очень важна. Строго следуйте ей.
2. Картинки необходимо описывать не все сразу, а в 2 этапа, перерыв должен быть не меньше 1 дня.
ПОТРЕБНОСТИ ПО Г. МЮРРЕЮ
Список психогенных потребностей
1. Потребности амбиции:
· в достижениях: желание успеха, достижений и сил на преодоление препятствий;
· в эксгибиции: стремление шокировать или привлечь к себе внимание других людей;
· в признании: стремление получить определённый социальный статус.
2. Материальные потребности:
· во владении вещами;
· в создании вещи.
· в порядке и организованности и т.д.
3. Потребности силы:
· в самоуничижении: желание исповедоваться или извиниться;
· в автономии — стремление к независимости и стабильности;
· в агрессии;
· в избегании чувства вины: желание следовать правилам;
· в уважении: желание взаимодействовать с другими на равных;
· в доминировании — желание управлять другими.
4. Потребности привязанности:
· в принадлежности к определённому кругу людей;
· в заботе о другом человеке;
· в игре — стремление получать положительные эмоции с другими;
· в помощи и защите со стороны других и т.д.
5. Информационные потребности:
· в познании: стремление к получению знаний;
· в экспозиции: желание учить других.
Кроме того, Мюррей с коллегами определил еще двадцать шесть потребностей, которые, по его убеждению, свойственно испытывать каждому человеку (хоть и в разной степени). Перечислим их здесь:
1. Пассивное повиновение - подчинение силе, признание собственной неполноценности.
2. Достижения - потребность побеждать, преуспевать и преодолевать препятствия.
3. Приобретение - потребность приобретать, коллекционировать, накапливать.
4. Аффилиация - потребность в дружбе, симпатии и взаимоотношениях.
5. Агрессия - стремление уничтожить, унизить другого человека.
6. Автономия - желание быть сильным, освободиться от опеки и уметь противостоять другим людям.
7. Избегание наказания - потребность посредством соблюдения правил избегать любых обвинений и наказаний.
8. Созидание - стремление создавать, строить.
9. Потребность идти вразрез с общепринятым - потребность в уникальности.
10. Противодействие - потребность защищать свою честь и отстаивать свои интересы.
11. Самозащита - потребность во что бы то ни стало оправдать свои действия.
12. Доминантность - желание управлять другими людьми и контролировать их.
13. Внимание - потребность привлекать к себе внимание.
14. Суждение - стремление учить, делиться информацией, поднимать общие, глобальные вопросы.
15. Избегание опасности - потребность избегать боли и нанесения себе вреда.
16. Избегание неудачи - потребность скрывать свои слабости и избегать ощущения стыда или неудачи.
17. Покровительство - потребность защищать и опекать других.
18. Поддержание порядка - стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте.
19. Игра - желание развлекаться, расслабляться, избавиться от напряженности и стресса.
20. Признание - потребность в социальном статусе и одобрении, удовлетворяемая путем демонстрации своих достижений.
21. Отвержение - желание оттолкнуть других, быть грубым и недоступным.
22. Чувственность - желание получать чувственные впечатления.
23. Секс или эротика - стремление к сексуальным отношениям.
24. Схожесть - потребность уметь сопереживать другим людям.
25. Опека - потребность быть под опекой, ожидать помощи и совета.
26. Понимание и познание - потребность задавать вопросы и приобретать знания и опыт.
По мнению Мюррея, каждая из этих потребностей важна сама по себе, при этом они бывают взаимосвязаны и поддерживают друг друга, однако могут и конфликтовать. Каким образом потребности проявляются в поведении человека, отчасти зависит от факторов внешней среды, которые сам ученый называл давлением.
Описание картинок.
ВМ—картины для мужчин от 14 лет
GF(W)—девушкам от 14 лет
BG—подросткам 14-18 лет
MF(W)—мужчинам и женщинам старше 18 лет
Остальные картины для всех.
КОД | Описание изображения | Типичные темы и признаки, проявляющиеся в рассказе |
Мальчик смотрит на лежащую перед ним на столе скрипку | Отношение к родителям, соотношение автономии и подчинения внешним требованиям, мотивация достижения и её фрустрация, символически выражены сексуальные конфликты. | |
Деревенская сцена, на переднем плане девушка с книгой, на заднем мужчина работает в поле, женщина постарше смотрит на него. | Семейное отношение, конфликты с семейным окружением в контексте проблемы автономии— подчинения. Любовный треугольник. Конфликт стремления к личностному росту и консервативной среды. Женщина на заднем плане часто воспринимается как беременная, что провоцирует соответствующую тематику. Мускулистая фигура мужчины может провоцировать гомосексуальные реакции. Полоролевые стереотипы. В российском контексте нередко возникают сюжеты, связанные с отечественной историей и с профессиональным самоутверждением. | |
3 ВМ | На полу рядом с кушеткой -скорчившаяся фигура, скорее всего, мальчика, рядом на полу револьвер. | Воспринимаемый пол персонажа может свидетельствовать о скрытых гомосексуальных установках. Проблема агрессии, в частности, аутоагрессии, а также депрессии, суицидальных намерений. |
3 GF(W) | Молодая женщина стоит около двери, протянув к ней руку; другая рука закрывает лицо. | Депрессивные чувства. |
Женщина обнимает мужчину за плечи; мужчина как бы стремится вырваться. | Широкий спектр чувств и проблем в интимной сфере, темы автономии и неверности, образ мужчины и женщины вообще. Полуобнажённая женская фигура на заднем плане, когда она воспринимается как третий персонаж, а не как картина на стене, провоцирует сюжеты, связанные с ревностью, любовным треугольником, конфликтами в сфере сексуальности. | |
Женщина средних лет заглядывает через полуоткрытую дверь в старомодно обставленную комнату. | Выявляет спектр чувств, связанных с образом матери. В российском контексте, однако, часто проявляются социальные сюжеты, связанные с личной интимностью, безопасностью, незащищённостью личной жизни от чужих глаз. | |
6 ВМ | Невысокая пожилая женщина стоит спиной к высокому молодому человеку, виновато опустившему глаза. | Широкий спектр чувств и проблем в отношениях мать - сын. |
6 GF (W) | Молодая женщина, сидящая на краю дивана, оборачивается и смотрит на стоящего у неё за спиной мужчину средних лет с трубкой во рту. | Картина задумывалась как симметричная предыдущей, отражающая отношения отец - дочь. Однако она воспринимается отнюдь не так однозначно и может актуализировать достаточно разные варианты отношений между полами. |
7 ВМ | Седой мужчина смотрит на молодого мужчину, который смотрит в пространство. | Выявляет отношения отец - сын и производные от них отношения к авторитетам мужского пола. |
7 GM (W) | Женщина сидит на кушетке рядом с девочкой, говоря или читая ей что-то. Девочка с куклой в руках смотрит в сторону. | Выявляет отношения между матерью и дочерью, а также (иногда) и будущему материнству, когда кукла воспринимается как младенец. Иногда в рассказ бывает вставлен сюжет сказки, которую мать рассказывает или читает дочери, и, как отмечает Беллак, эта сказка и оказывается наиболее информативной. |
8 BM | Мальчик - подросток на переднем плане, сбоку виден ствол ружья, на заднем плане не чёткая сцена хирургической операции. | Эффективно актуализирует темы, связанные с агрессией и честолюбием. Неузнавание ружья свидетельствует о проблемах с контролем агрессии. |
8 GF (W) | Молодая женщина сидит, опершись на руку, и смотрит в пространство. | Может выявлять мечты о будущем или текущий эмоциональный фон. Беллак считает все рассказы по этой таблице поверхностными, за редким исключением. |
9 BM | Четверо мужчин в комбинезонах лежат вповалку на траве. | Характеризует отношения между сверстниками, социальные компоненты, отношения с референтной группой, и иногда гомосексуальные тенденции или страхи, социальные предубеждения. |
9 GF (W) | Молодая женщина с журналом и сумочкой в руках смотрит из-за дерева на другую нарядно одетую женщину ещё моложе, бегущую по пляжу. | Выявляет отношения со сверстницами, часто соперничество между сестрами или конфликт' матери с дочерью. Может выявлять депрессивные и суицидальные тенденции, подозрительность и скрытую агрессивность вплоть до паранойи |
Голова женщины на плече мужчины. | Отношения между мужчиной и женщиной, иногда скрытая враждебность к партнёру (если в рассказе тема расставания). Восприятие двух мужчин на картинке заставляет предположить гомосексуальные тенденции. | |
Дорога, идущая по ущелью между скалами. На дороге – неясные фигуры. Из скалы высовывается голова и шея дракона. | Актуализирует инфантильные и примитивные страхи, тревоги, страх нападения, общий эмоциональный фон. | |
12 M | Молодой человек лежит на кушетке с закрытыми глазами, над ним склонился пожилой мужчина, его рука протянута к лицу лежащего. | Отношения к старшим, к авторитетам, страх зависимости, пассивные гомосексуальные страхи, отношение к психотерапевту. |
12F (W) | Портрет молодой женщины, за ней пожилая женщина в платке со странной гримасой. | Отношение к матери, хотя чаще всего женщина на заднем плане описывается как свекровь. |
12 BG | Лодка, привязанная к берегу реки в лесистом окружении. Людей нет. | Беллак считает эту таблицу полезной только лишь при выявлении депрессивных и суицидальных тенденций. |
13 MF (W) | Молодой человек стоит, закрыв лицо руками, за ним на кровати полуобнажённая женская фигура. | Эффективно выявляет сексуальные проблемы и конфликты у мужчин и женщин, страх сексуальной агрессии (у женщин), чувство вины (у мужчин). |
I3 B | Мальчик сидит на пороге хижины. | Во многом аналогична таблице №1, хотя менее эффективна. |
13G | Девочка поднимается по ступенькам. | Беллак считает эту таблицу мало полезной. |
Силуэт мужчины на фоне освещенного оконного проёма. | Беллак считает, что фигура может восприниматься и как женская, что говорит о половой идентичности обследуемых, однако наш опыт (Леонтьев Д.А.) не подтверждает этого - фигура однозначно воспринимается как мужская. Таблица актуализирует детские страхи и (тем ноты), суицидальные тенденции, общефилософские и эстетические наклонности. | |
Немолодой человек с опущенными руками стоит среди могил | Отношение к смерти близких, собственные страхи смерти, депрессивные тенденции, скрытая агрессия, религиозные чувства. | |
Чистая белая таблица. | Даёт разносторонний материал, однако лишь для обследуемых, не испытывающих сложность со словесным выражением мысли. | |
17 ВМ | Обнажённый мужчина взбирается или спускается по канату. | Страхи, тенденция к бегству от опасности, гомосексуальные чувства, образ тела. |
17 GF (W) | Женская фигура на мосту, склонилась над перилами, позади высокие здания и маленькие человеческие фигурки. | Полезна для выявления суицидальных тенденций у женщин. |
18 ВМ | Мужчина схвачен сзади тремя руками, фигуры его противников не видны. | Выявляет тревоги, страх нападения, страх гомосексуальной агрессии, потребность в поддержке. |
18 GF (W) | Женщина сомкнула руки на горле другой женщины, похоже сталкивая её с лестницы. | Агрессивные тенденции у женщин, конфликт матери с дочерью. |
Смутное изображение хижины, занесённой снегом. | Польза под вопросом. | |
Одинокая мужская фигура ночью у фонаря. | Как в случае №14, Беллак указывает, что фигура нередко воспринимается как женская, но опыт Леонтьева Д.А. это не подтверждает. Страхи, чувство одиночества иногда оцениваемое положительно. |
КАРТИНКИ
Серия
ВМ
3 GF(
GF(W)
ВМ
GF (W)
ВМ
GM (W)
BM
GF(W)
BM
GF (W)
Серия
BG
F (W)
M
I3 B
G
MF (W)
Чистая белая таблица
ВМ
GF (W)
GF (W)
ВМ