ПОТРЕБНОСТИ ПО Г. МЮРРЕЮ




ТАТ. СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Тематический апперцептивный тест предназначен для проникновения в бессознательное пациента, оценки паттернов его мышления и выявления личностных характеристик и эмоциональных реакций. Для этого человеку показывают неоднозначные, провокационные картинки и просят рассказать, что он на них видит.

 

1. Участник несколько секунд рассматривает каждую картинку.

2. Его просят рассказать историю, изображенную на картинке, которая должна отвечать на следующие вопросы:

 

Что привело к событию, изображенному на картинке?

Что происходит в настоящий момент?

О чем думают персонажи и что они чувствуют?

Чем закончится эта история?

В тесте используется тридцать одна картинка с изображением мужчин, женщин, детей, фигур неопределенного пола, нечеловекоподобных фигур и один чистый лист. Истории записываются, после чего психолог анализирует легшие в их основу установки, потребности и реакции.

Инструкция:

Первая часть инструкции (!должна зачитываться дословно наизусть, причем два раза подряд, невзирая на возможные протесты испытуемого):

«Я буду показывать Вам картины, вы посмотрите на картину, и, отталкиваясь от нее, составите рассказик, сюжет историю. Постарайтесь запомнить, что нужно в этом рассказике упомянуть. Вы скажете, что, по Вашему, это за ситуация, что за момент изображен на картине, что происходит с людьми. Кроме того, скажете, что было до этого момента, в прошлом по отношению к нему, что было раньше. Затем скажете, что будет после этой ситуации, в будущем по отношению к ней, что будет потом. Кроме того, надо сказать, что чувствуют люди, изображены на картине или кто-нибудь из них, их переживания, эмоции, чувства. И еще скажете, что думают люди, изображенные на картине, их рассуждения, воспоминания, мысли, решения».

Эту часть инструкции нельзя изменять.

 

Вторая часть инструкции:

- «правильных» или «неправильных» вариантов не бывает, любой рассказ, соответствующий инструкции хорош;

- рассказывать можно в любом порядке. Лучше не продумывать заранее весь рассказ, а начинать сразу говорить первое, что приходит в голову, а изменения или поправки можно ввести потом, если будет в том нужда;

- литературная обработка не требуется, литературные достоинства рассказа оцениваться не будут. Главное, чтобы было понятно, о чем идет речь. Какие-то частные вопросы можно будет задать по ходу.

 

 

*** Комментарии не относятся к инструкции, а предназначенные для исследователя.

1. Последовательность описания картин очень важна. Строго следуйте ей.

2. Картинки необходимо описывать не все сразу, а в 2 этапа, перерыв должен быть не меньше 1 дня.

 

ПОТРЕБНОСТИ ПО Г. МЮРРЕЮ

Список психогенных потребностей

1. Потребности амбиции:

· в достижениях: желание успеха, достижений и сил на преодоление препятствий;

· в эксгибиции: стремление шокировать или привлечь к себе внимание других людей;

· в признании: стремление получить определённый социальный статус.

2. Материальные потребности:

· во владении вещами;

· в создании вещи.

· в порядке и организованности и т.д.

3. Потребности силы:

· в самоуничижении: желание исповедоваться или извиниться;

· в автономии — стремление к независимости и стабильности;

· в агрессии;

· в избегании чувства вины: желание следовать правилам;

· в уважении: желание взаимодействовать с другими на равных;

· в доминировании — желание управлять другими.

4. Потребности привязанности:

· в принадлежности к определённому кругу людей;

· в заботе о другом человеке;

· в игре — стремление получать положительные эмоции с другими;

· в помощи и защите со стороны других и т.д.

5. Информационные потребности:

· в познании: стремление к получению знаний;

· в экспозиции: желание учить других.

 

Кроме того, Мюррей с коллегами определил еще двадцать шесть потребностей, которые, по его убеждению, свойственно испытывать каждому человеку (хоть и в разной степени). Перечислим их здесь:

1. Пассивное повиновение - подчинение силе, признание собственной неполноценности.

2. Достижения - потребность побеждать, преуспевать и преодолевать препятствия.

3. Приобретение - потребность приобретать, коллекционировать, накапливать.

4. Аффилиация - потребность в дружбе, симпатии и взаимоотношениях.

5. Агрессия - стремление уничтожить, унизить другого человека.

6. Автономия - желание быть сильным, освободиться от опеки и уметь противостоять другим людям.

7. Избегание наказания - потребность посредством соблюдения правил избегать любых обвинений и наказаний.

8. Созидание - стремление создавать, строить.

9. Потребность идти вразрез с общепринятым - потребность в уникальности.

10. Противодействие - потребность защищать свою честь и отстаивать свои интересы.

11. Самозащита - потребность во что бы то ни стало оправдать свои действия.

12. Доминантность - желание управлять другими людьми и контролировать их.

13. Внимание - потребность привлекать к себе внимание.

14. Суждение - стремление учить, делиться информацией, поднимать общие, глобальные вопросы.

15. Избегание опасности - потребность избегать боли и нанесения себе вреда.

16. Избегание неудачи - потребность скрывать свои слабости и избегать ощущения стыда или неудачи.

17. Покровительство - потребность защищать и опекать других.

18. Поддержание порядка - стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте.

19. Игра - желание развлекаться, расслабляться, избавиться от напряженности и стресса.

20. Признание - потребность в социальном статусе и одобрении, удовлетворяемая путем демонстрации своих достижений.

21. Отвержение - желание оттолкнуть других, быть грубым и недоступным.

22. Чувственность - желание получать чувственные впечатления.

23. Секс или эротика - стремление к сексуальным отношениям.

24. Схожесть - потребность уметь сопереживать другим людям.

25. Опека - потребность быть под опекой, ожидать помощи и совета.

26. Понимание и познание - потребность задавать вопросы и приобретать знания и опыт.

По мнению Мюррея, каждая из этих потребностей важна сама по себе, при этом они бывают взаимосвязаны и поддерживают друг друга, однако могут и конфликтовать. Каким образом потребности проявляются в поведении человека, отчасти зависит от факторов внешней среды, которые сам ученый называл давлением.

 

Описание картинок.

 

ВМ—картины для мужчин от 14 лет

GF(W)—девушкам от 14 лет

BG—подросткам 14-18 лет

MF(W)—мужчинам и женщинам старше 18 лет

Остальные картины для всех.

 

КОД Описание изображения Типичные темы и признаки, проявляющиеся в рассказе
  Мальчик смотрит на лежащую перед ним на столе скрипку Отношение к родителям, соотношение автономии и подчинения внешним требованиям, мотивация достижения и её фрустрация, символически выражены сексуальные конфликты.
  Деревенская сцена, на переднем плане девушка с книгой, на заднем мужчина работает в поле, женщина постарше смотрит на него. Семейное отношение, конфликты с семейным окружением в контексте проблемы автономии— подчинения. Любовный треугольник. Конфликт стремления к личностному росту и консервативной среды. Женщина на заднем плане часто воспринимается как беременная, что провоцирует соответствующую тематику. Мускулистая фигура мужчины может провоцировать гомосексуальные реакции. Полоролевые стереотипы. В российском контексте нередко возникают сюжеты, связанные с отечественной историей и с профессиональным самоутверждением.
3 ВМ На полу рядом с кушеткой -скорчившаяся фигура, скорее всего, мальчика, рядом на полу револьвер. Воспринимаемый пол персонажа может свидетельствовать о скрытых гомосексуальных установках. Проблема агрессии, в частности, аутоагрессии, а также депрессии, суицидальных намерений.
3 GF(W) Молодая женщина стоит около двери, протянув к ней руку; другая рука закрывает лицо. Депрессивные чувства.
  Женщина обнимает мужчину за плечи; мужчина как бы стремится вырваться. Широкий спектр чувств и проблем в интимной сфере, темы автономии и неверности, образ мужчины и женщины вообще. Полуобнажённая женская фигура на заднем плане, когда она воспринимается как третий персонаж, а не как картина на стене, провоцирует сюжеты, связанные с ревностью, любовным треугольником, конфликтами в сфере сексуальности.
  Женщина средних лет заглядывает через полуоткрытую дверь в старомодно обставленную комнату. Выявляет спектр чувств, связанных с образом матери. В российском контексте, однако, часто проявляются социальные сюжеты, связанные с личной интимностью, безопасностью, незащищённостью личной жизни от чужих глаз.
6 ВМ Невысокая пожилая женщина стоит спиной к высокому молодому человеку, виновато опустившему глаза. Широкий спектр чувств и проблем в отношениях мать - сын.
6 GF (W) Молодая женщина, сидящая на краю дивана, оборачивается и смотрит на стоящего у неё за спиной мужчину средних лет с трубкой во рту. Картина задумывалась как симметричная предыдущей, отражающая отношения отец - дочь. Однако она воспринимается отнюдь не так однозначно и может актуализировать достаточно разные варианты отношений между полами.
7 ВМ Седой мужчина смотрит на молодого мужчину, который смотрит в пространство. Выявляет отношения отец - сын и производные от них отношения к авторитетам мужского пола.
7 GM (W) Женщина сидит на кушетке рядом с девочкой, говоря или читая ей что-то. Девочка с куклой в руках смотрит в сторону. Выявляет отношения между матерью и дочерью, а также (иногда) и будущему материнству, когда кукла воспринимается как младенец. Иногда в рассказ бывает вставлен сюжет сказки, которую мать рассказывает или читает дочери, и, как отмечает Беллак, эта сказка и оказывается наиболее информативной.
8 BM Мальчик - подросток на переднем плане, сбоку виден ствол ружья, на заднем плане не чёткая сцена хирургической операции. Эффективно актуализирует темы, связанные с агрессией и честолюбием. Неузнавание ружья свидетельствует о проблемах с контролем агрессии.
8 GF (W) Молодая женщина сидит, опершись на руку, и смотрит в пространство. Может выявлять мечты о будущем или текущий эмоциональный фон. Беллак считает все рассказы по этой таблице поверхностными, за редким исключением.
9 BM Четверо мужчин в комбинезонах лежат вповалку на траве. Характеризует отношения между сверстниками, социальные компоненты, отношения с референтной группой, и иногда гомосексуальные тенденции или страхи, социальные предубеждения.
9 GF (W) Молодая женщина с журналом и сумочкой в руках смотрит из-за дерева на другую нарядно одетую женщину ещё моложе, бегущую по пляжу. Выявляет отношения со сверстницами, часто соперничество между сестрами или конфликт' матери с дочерью. Может выявлять депрессивные и суицидальные тенденции, подозрительность и скрытую агрессивность вплоть до паранойи
  Голова женщины на плече мужчины. Отношения между мужчиной и женщиной, иногда скрытая враждебность к партнёру (если в рассказе тема расставания). Восприятие двух мужчин на картинке заставляет предположить гомосексуальные тенденции.
  Дорога, идущая по ущелью между скалами. На дороге – неясные фигуры. Из скалы высовывается голова и шея дракона. Актуализирует инфантильные и примитивные страхи, тревоги, страх нападения, общий эмоциональный фон.
12 M Молодой человек лежит на кушетке с закрытыми глазами, над ним склонился пожилой мужчина, его рука протянута к лицу лежащего. Отношения к старшим, к авторитетам, страх зависимости, пассивные гомосексуальные страхи, отношение к психотерапевту.
12F (W)   Портрет молодой женщины, за ней пожилая женщина в платке со странной гримасой. Отношение к матери, хотя чаще всего женщина на заднем плане описывается как свекровь.
12 BG   Лодка, привязанная к берегу реки в лесистом окружении. Людей нет. Беллак считает эту таблицу полезной только лишь при выявлении депрессивных и суицидальных тенденций.
13 MF (W) Молодой человек стоит, закрыв лицо руками, за ним на кровати полуобнажённая женская фигура. Эффективно выявляет сексуальные проблемы и конфликты у мужчин и женщин, страх сексуальной агрессии (у женщин), чувство вины (у мужчин).
I3 B   Мальчик сидит на пороге хижины. Во многом аналогична таблице №1, хотя менее эффективна.
13G Девочка поднимается по ступенькам. Беллак считает эту таблицу мало полезной.
  Силуэт мужчины на фоне освещенного оконного проёма. Беллак считает, что фигура может восприниматься и как женская, что говорит о половой идентичности обследуемых, однако наш опыт (Леонтьев Д.А.) не подтверждает этого - фигура однозначно воспринимается как мужская. Таблица актуализирует детские страхи и (тем ноты), суицидальные тенденции, общефилософские и эстетические наклонности.
  Немолодой человек с опущенными руками стоит среди могил Отношение к смерти близких, собственные страхи смерти, депрессивные тенденции, скрытая агрессия, религиозные чувства.
  Чистая белая таблица. Даёт разносторонний материал, однако лишь для обследуемых, не испытывающих сложность со словесным выражением мысли.
17 ВМ Обнажённый мужчина взбирается или спускается по канату. Страхи, тенденция к бегству от опасности, гомосексуальные чувства, образ тела.
17 GF (W) Женская фигура на мосту, склонилась над перилами, позади высокие здания и маленькие человеческие фигурки. Полезна для выявления суицидальных тенденций у женщин.
18 ВМ Мужчина схвачен сзади тремя руками, фигуры его противников не видны. Выявляет тревоги, страх нападения, страх гомосексуальной агрессии, потребность в поддержке.
18 GF (W) Женщина сомкнула руки на горле другой женщины, похоже сталкивая её с лестницы. Агрессивные тенденции у женщин, конфликт матери с дочерью.
  Смутное изображение хижины, занесённой снегом. Польза под вопросом.
  Одинокая мужская фигура ночью у фонаря. Как в случае №14, Беллак указывает, что фигура нередко воспринимается как женская, но опыт Леонтьева Д.А. это не подтверждает. Страхи, чувство одиночества иногда оцениваемое положительно.

 


КАРТИНКИ

Серия

ВМ

3 GF(

GF(W)

ВМ

GF (W)

ВМ

GM (W)

BM

GF(W)

BM

GF (W)

Серия

BG

F (W)

M

I3 B

G

MF (W)

Чистая белая таблица

ВМ

GF (W)

GF (W)

ВМ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: