Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Для воспитателя детского сада. Т. С. Комарова (ред.). — 1991 г.




https://sheba.spb.ru/shkola/metodika-izo-1991.htm

 

Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебного пособия для учащихся педагогических училищ по специальности 03.08 «Дошкольное воспитание».

Авторы: Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, В. А. Езикеева, Е. В. Лебедева, А. А. Грибовская, Т. Г. Казакова, О. И. Нерсесова, Л. А. Парамонова.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие 3

 

Изобразительное искусство

 

Глава 1. Изобразительное искусство и его виды 7

 

Глава 2. Изобразительное искусство в детском саду 13

§ 1. Отбор художественных произведений

§ 2. Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством 16

§ 3. Эстетические требования к оформлению детского сада 18

 

Педагогические основы обучения изобразительной деятельности

 

Глава 3. Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника 22

§ 1. Задачи всестороннего развития

§ 2. Подготовка к школе 30

 

Глава 4. Программа обучения изобразительной деятельности 32

§ 1. Знания, умения и навыки, необходимые для изображения предмета 34

§ 2. Знания, умения и навыки, необходимые для передачи сюжета 38

§ 3. Знания, умения и навыки, необходимые в декоративной деятельности 39

§ 4. Знания, умения и навыки по технике рисования, лепки, аппликации 40

 

Глава 5. Методы обучения 42

 

Глава 6. Организация и проведение занятий в детском саду

§ 1. Подготовка к занятиям 55

§ 2. Организация занятий 60

§ 3. Методический кабинет. Подбор материалов по изобразительной деятельности 64

 

Глава 7. Планирование занятий по изобразительной деятельности и конструированию 66

§ 1. Общие принципы планирования

§ 2. Усвоение программы по изобразительной деятельности 73

 

Глава 8. Подготовка воспитателя к руководству изобразительной деятельностью 75

§ 1. Изучение искусства и практическая подготовка воспитателя

§ 2. Повышение художественных знаний и практических умений 80

 

Изобразительная деятельность в детском саду

 

Глава 9. Рисование 83

Ранний возраст. Развитие рисования от 1 года до 2 лет

Первая младшая группа 84

§ 1. Характер рисования у детей от 2 до 3 лет

§ 2. Программа воспитания и обучения 86

§ 3. Прохождение программы 88

§ 4. Методы и приемы обучения, руководство рисованием 90

Вторая младшая группа 92

§ 1. Программа воспитания и обучения —

§ 2. Прохождение программы 96

§ 3. Методы и приемы обучения 100

Средняя группа 103

§ 1. Программа воспитания и обучения —

§ 2. Прохождение программы 105

§ 3. Методы и приемы обучения 111

Старшая группа 114

§ 1. Программа воспитания и обучения —

§ 2. Прохождение программы 117

§ 3. Методы и приемы обучения 122

Подготовительная к школе группа 126

§ 1. Программа воспитания и обучения —

§ 2. Прохождение программы 130

§ 3. Методы и приемы обучения 137

 

Глава 10. Лепка 142

Первая младшая группа

§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми —

§ 2. Задачи обучения и прохождение программы —

§ 3. Методы и приемы обучения 144

Вторая младшая группа 146

§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми —

§ 2. Задачи обучения и прохождение программы —

§ 3. Методы и приемы обучения 149

Средняя группа 151

§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми —

§ 2. Задачи обучения —

§ 3. Прохождение программы 152

§ 4. Методы и приемы обучения 154

Старшая группа 157

§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми —

§ 2. Задачи обучения 158

§ 3. Прохождение программы 159

§ 4. Методы и приемы обучения 162

Подготовительная к школе группа 164

§ 1. Особенности пластической формы, создаваемой детьми

§ 2. Задачи обучения 165

§ 3. Прохождение программы

§ 4. Методы и приемы обучения 170

 

Глава 11. Аппликация 174

§ 1. Аппликация как вид декоративного изобразительного искусства

§ 2. Аппликация как вид деятельности детей дошкольного возраста 175

Вторая младшая группа —

§ 1. Задачи обучения —

§ 2. Прохождение программы 176

§ 3. Методы и приемы обучения 178

Средняя группа 180

§ 1. Задачи обучения —

§ 2. Прохождение программы 181

§ 3. Методы и приемы обучения 182

Старшая группа - 184

§ 1. Задачи обучения

§ 2. Прохождение программы 185

§ 3. Методы и приемы обучения 186

Подготовительная к школе группа 188

§ 1. Задачи обучения —

§ 2. Прохождение программы 189

§ 3. Методы и приемы обучения 190

 

Глава 12. Конструирование 198

§ 1. Конструирование в детском саду и его роль в воспитании детей 193

§ 2. Виды конструктивного материала

Первая и вторая младшие группы 200

Обучение конструированию

§ 1. Задачи обучения

§ 2. Прохождение программы

§ 3. Методы и приемы обучения 202

Средняя группа 204

Конструирование из строительного материала

§ 1. Задачи обучения

§ 2. Прохождение программы 205

§ 3. Методы и приемы обучения 206

Конструирование из бумаги и природного материала 207

§ 1. Задачи обучения

§ 2. Прохождение программы

§ 3. Методы и приемы обучения 208

Старшая группа 210

Конструирование из строительного материала

§ 1. Задачи обучения

§ 2. Прохождение программы 211

§ 3. Методы и приемы обучения 212

Конструирование из бумаги, природного и дополнительного материала 213

§ 1. Задачи обучения

§ 2. Прохождение программы 214

§ 3. Методы и приемы обучения 215

Подготовительная к школе группа 217

Конструирование из строительного материала

§ 1. Задачи обучения

§ 2. Прохождение программы

§ 3. Методы и приемы обучения 219

Конструирование из бумаги, природного и дополнительного материала 220

§ 1. Задачи обучения

§ 2. Прохождение программы 221

§ 3. Методы и приемы обучения 222

 

Глава 13. Разновозрастная группа. Методика обучения детей изобразительной деятельности 227

§ 1. Организация занятий

§ 2. Методика проведения занятий 230

 

Глава 14. Изобразительная деятельность вне занятий 236

§ 1. Содержание самостоятельной изобразительной деятельности

§ 2. Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью 238

 

Глава 15. Взаимосвязь изобразительной деятельности с другими видами деятельности и занятиями 243

§ 1. Изобразительная деятельность как часть воспитательно-образовательной работы в детском саду

§ 2. Взаимосвязь рисования, лепки, аппликации с играми детей 245

§ 3. Взаимосвязь изобразительной деятельности с занятиями по ознакомлению детей с природой, развитию речи, музыкальными занятиями 248

Литература 251

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чузство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Данное учебное пособие поможет в этом.

Основная цель пособия — раскрыть вопросы методики работы с детьми по обучению их изобразительной деятельности, развитию творчества.

Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Такое руководство возможно в том случае, когда воспитатель знает, чему и как (программное содержание и методика) учить детей, имеет необходимую подготовку в области искусства, сам владеет изобразительными назыками и умениями.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он прежде всего обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения. В учебном пособии все эти вопросы раскрываются применительно к каждому виду деятельности: рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

Основная мысль — ома проходит красной нитью через все пособие — процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающей жизни, произведений литературы и искусства. (Овладение техническими навыками важно не само по себе, а для создания разнообразных изображений.)

Цель каждого задания, предлагаемого детям, — развивать их творческие потенциальные возможности. И методика руководства изобразительной деятельностью детей предполагает именно такое решение.

Говоря о детском изобразительном творчестве, мы исходим из понимания творчества в советской педагогике как процесса создания человеком объективно и субъективно нового посредством специфических интеллектуальных процессов, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий. (См.: Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1983.) Применительно к изобразительному творчеству дошкольника — это процесс создания субъективно нового (для ребенка) продукта (рисунок, скульптурное изображение, аппликация), в который малыш вкладывает свои знания, представления, эмоциональное отношение к изображаемому, применив усвоенные на занятиях под руководством педагога или найденные им самим средства.

Положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии — обязательное условие для развития его творчества.

Детям небезразлично, как относятся к результату их творческой деятельности родители, воспитатели, сверстники. Они стараются вызвать интерес окружающих к изображенному, стремятся показать свою работу. Об этом важно помнить начинающему педагогу, чтобы правильно относиться к творчеству своих воспитанников и активно направлять их развитие.

Под руководством воспитателя творчество ребенка-дошкольника приобретает еще одну особенность: овладев самыми элементарными изобразительными умениями, он выражает желание выполнить рисунок, лепку, аппликацию для кого-то (в подарок маме, папе, бабушке к празднику, ко дню рождения), сделать что-то полезное другим, например коробочку, чтобы посеять семена травки для птичек, игруйку для брата или сестры и т. п. Учитывая эту особенность, педагог сможет более эффективно с учетом интересов воспитанников подбирать такие задания, которые будут вызывать положительный эмоциональный отклик у каждого, способствовать развитию общественного характера творчества.

Одно из главных условий успеха в обучении детей изобразительной деятельности и развития их творчества — индивидуальный подход к каждому ребенку. Чтобы осуществить такой подход, надо внимательно наблюдать за детьми в процессе их деятельности, отмечая, что характерно для каждого: что уедается, а что нет, какие трудности возникают у ребенка в процессе создания рисунка, лепки или аппликации, как он относится к этим занятиям, какому из них отдает предпочтение и т. п. Дети отличаются друг от друга и характером восприятия, который зависит от того, как ребенок владеет способами восприятия. Так, некоторым детям, имеющим богатый опыт восприятия, достаточно посмотреть на предмет, и у них складывается отчетливый образ, позволяющий отразить предмет в рисунке, лепке или аппликации (при условии владения способами изображения). Другим же недостаточно и тщательного наблюдения. А от этого зависит то, какое изображение будет создано. Разумеется, индивидуальные особенности детей, сказывающиеся на их изобразительной деятельности, этим не ограничиваются, и воспитателю надо их знать. Это позволит ему эффективно руководить детским изобразительным творчеством, оказывать необходимую помощь, тактично направлять те или иные действия детей.,

Освоив знания, навыки и умения, необходимые для работы с детьми по развитию изобразительного творчества, воспитатель не должен останавливаться#на достигнутом. Очень важно продолжать поиски новых методов воспитания детей средствами изобразительной деятельности.Только творчески работающий педагог может сформировать творческую личность.

Данное учебное пособие создано в соответствии с ныне действующей программой педагогических училищ. Авторы учли достижения передовой практики, а также результаты научных исследований в области детской изобразительной деятельности.

При подготовке к переизданию пособие обсуждали преподаватели методики изобразительной деятельности педагогических училищ Москвы и Горьковской области. Предложения, советы учтены авторским коллективом в работе.

Структура пособия продиктована требованиями действующей программы и современным уровнем развития науки о детском изобразительном творчестве. Однако пособие несколько отличается от программы логикой изложения, что объясняется необходимостью обоснования методики изобразительной деятельности с позиций реалистического изобразительного искусства. Пособие состоит из трех разделов: «Изобразительное искусство», «Педагогические основы обучения изобразительной деятельности», «Изобразительная деятельность в детском саду».

Каждый из разделов включает несколько глав. В конце глав даны вопросы для контроля и самоконтроля степени усвоения материала. Каждый раздел и некоторые главы завершаются примерным перечнем заданий. Их можно использовать как для письменных работ, так и для проведения практики в детских садах. В разделе «Изобразительная деятельность в детском саду» даны конспекты занятий с детьми по разным видам изобразительной деятельности. Их структура, как правило, включает основные вопросы занятий: программное содержание, методику проведения, материалы и связь занятий с другими сторонами воспитательно-образовательной работы с детьми. Разумеется, предлагаемая форма составления конспекта не единственно приемлемая. На наш взгляд, полезно познакомиться с разными формами ведения конспекта в зависимости от задач: так, учебный конспект должен быть более развернутым, подробным, а рабочий — более кратким. Иногда конспект может быть планом или наброском хода занятия. Важно творчески подходить к написанию конспектов, планов и других педагогических материалов.

Данное учебное пособие не единственное по методике руководства детской изобразительной деятельностью. И мы советуем нашим читателям по возможности широко использовать различную методическую литературу.

Авторы пособия: доктора педагогических наук Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина; кандидаты педагогических наук, научные сотрудники Научно-исследовательского института дошкольного воспитания АПН СССР В. А. Езикеева, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова; заведующая лабораторией дошкольного воспитания НИИ школ РСФСР, кандидат педагогических наук Т. Н. Доронова; доцент кафедры дошкольной педагогики Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина Н. Б. Халезова; художник-педагог Е. В. Лебедева; преподаватель методики изобразительной деятельности Московского педагогического училища № 3 им. Н. К. Крупской О. И. Нерсесова; методист дошкольного методического кабинета Москвы кандидат педагогических наук А. А. Грибовская.

Предисловие написано Т. С. Комаровой; глава 1 — В. А. Езикеевой, Е. В. Лебедевой; глава 2 — В. А. Езикеевой; глава 3 — Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Е. В. Лебедевой; глава 4 — Н. П. Сакулиной; глава 5 — Т. С. Комаровой; глава 6 — А. А. Гри-бовской; глава 7 — Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой; глава 8 — Т. С. Комаровой, Е. В. Лебедевой; глава 9 — Н. П. Сакулиной, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой; глава 10 — Н. Б. Халезовой; глава 11 — О. И. Нерсесовой; глава 12 — Л. А. Парамоновой; глава 13 — Т. Н. Дороновой; глава 14 — В. А. Езикеевой, Т. Г. Казаковой; глава 15 — Т. С. Комаровой.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

Глава 1

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ВИДЫ

 

Эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения в нашей стране придают большое значение.

Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства — отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Посредством искусства воспитываются умения видеть типичное, характерное, обобщать наблюдаемые явления.

Произведения искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. В каждом значительном произведении искусства мы найдем глубокое содержание, воздействующее на нас, зрителей, благодаря выражению его в художественных образах. Обобщенное отражение жизни через типические явления — одна из главных черт художественного образа.

Вспомним картину художника В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Композиция полотна направлена на передачу движения толпы, провожающей опальную боярыню, одержимую своей верой и не пожелавшую пойти на компромисс. Художник сумел показать единство людей, восхищенных боярыней, боготворящих ее. Центр картины — одержимое лицо боярыни Морозовой. Совсем иное содержание на картине художника А. Пластова «Сенокос»: радостный летний пейзаж с пронизанными солнечным теплом цветами, травами, березами. Остро чувствуется музыкальность, размеренность движений косарей, та полнота счастья, которую люди получают от любимого труда. Картина Н. Ломакина «Рыбаки Балтики» переносит нас в суровое северное море: огромные волны, вздыбленные холодным ветром. Грозной стихии художник противопоставляет мужество и храбрость рыбаков.

Да, все, что зритель испытывает от восприятия картины, оставляет глубокий след в его мыслях и чувствах, помогает ему правильно оценивать явления жизни.

Искусство пробуждает в человеке не только эстетические, но и нравственные чувства, способствует формированию нового, более высокого понимания явлений, которое может проявиться в его поступках, в поведении, в отношении к окружающим.

Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Средствами цвета, пластики или рисунка художник создает на холсте, в глине или мраморе картины окружающей жизни, сильные и прекрасные образы человека. Изобразительное искусство возникло в первобытном обществе. К этому времени относятся первые рисунки, изображающие животных и сцены охоты, первые скульптуры — вырезанные из кости и высеченные из камня фигуры людей и животных, предметы труда и обихода, украшенные резьбой и расписанные орнаментом. С древнейших времен люди овладевали умениями изображать видимый мир, передавать свои представления о нем в рисунке, скульптуре, орнаменте.

Для произведений изобразительного искусства характерны выбор одного момента, явления и передача их в художественных образах. Художник находит острое решение сюжета, что дает возможность передать впечатление динамики. В этом плане весьма характерно полотно В» Сурикова «Утро стрелецкой казни»: последние минуты жизни перед казнью, а по существу раскрыта эпоха в жизни народа. Или выбирает такое событие, когда особенно ярко выявляются человеческие характеры. Картина И. Репина «Не ждали». Ее содержание — возвращение ссыльного революционера: измученное лицо вошедшего, устремленная к нему фигура матери, радостная улыбка сына. Какая глубина человеческих чувств и отношений!

Иными средствами достигает выразительности скульптор. И здесь нельзя не сослаться на произведение Е. Вучетича «Воин-освободитель»: памятник советским воинам в Трептов-парке в Берлине наполнен жизнью и мужеством.

Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративноприкладное искусство — виды изобразительного искусства, отличающиеся и общими чертами, и специфическими изобразительными средствами.

 

Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. По широте охвата жизни она занимает первое место. На холсте, на бумаге, на стене дома или дворца средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом. Цвет — главное средство живописи.

Живопись характеризуется богатством жанров. Их возникновение обусловливается интересами художников разных эпох ко всем сторонам жизни.

Картины, посвященные историческим событиям, изображающие жизнь и быт людей прошедших эпох, принадлежат.историческому жанру. В. Суриков, И. Репин, В. Серов обращались к изображению событий и образов русской истории.

Произведения изобразительного искусства, созданные на сюжеты легенд, былин, сказок, относятся к мифологическому жанру. В сказочных и былинных образах, навеянных народной поэзией, В. Васнецов создал поэтический и героический образ России («Три богатыря», «Аленушка»).

Картины исторического жанра не всегда отражают далекую историю. Для произведений советских художников характерно изображение недавнего прошлого, героической революционной борьбы. В картине Б. Иогансона «Допрос коммунистов» дан образ революционеров, сильных и уверенных в правоте своего дела.

Разновидностью исторического жанра является батальный жанр — изображение битв и других эпизодов войны. Один из наиболее известных русских художников-баталистов — В. Верещагин. В своих произведениях он показывает ужасы войны, создает героический образ простого русского солдата.

Советский батальный жанр раскрывает патриотический дух гражданской и Великой Отечественной войн, когда весь народ боролся за свободу и независимость своей Родины. Первым советским художником-баталистом был М. Греков.

Интерес к жизни простых людей характеризует передовых художников всех эпох. В настенных росписях Древнего Египта, на греческих вазах, на полотнах голландских мастеров, картинах русских художников XIX века изображена повседневная жизнь людей во всем многообразии ее явлений, человеческих характеров и отношений.

В русском искусстве XIX века бытовой жанр приобрел социальную заостренность. Это свойственно произведениям П. Федотова («Сватовство майора»), В. Перова («Тройка»), И. Репина («Бурлаки на Волге»).

В советском искусстве бытовой жанр характеризуют большая широта и разносторонность. В произведениях А. Дейнеки, А. Пластова, Т. Яблонской отображена жизнь советских людей, их труд, быт, отдых.

Человек всегда был основным объектом изображения. Его мы встречаем почти во всех жанрах. Но только портретный жанр ставит своей главной задачей передачу внешнего и внутреннего облика человека. Портрет может изображать одного человека или группу людей.

Художники всех эпох создали портреты, раскрывающие характеры и внутренний мир их современников. Русский портрет всегда отличала глубина психологической характеристики. Великолепны по мастерству портреты художников XVIII века: Ф. Рокотова, Д. Левицкого, Б. Боровиковского. Силу ума, сосредоточенность мысли русских ученых, артистов, писателей, человеческую красоту простых людей показали в своих лучших портретах И. Крамской, И. Репин, В. Серов.

Советские художники внесли новое содержание в портретное искусство, отражающее существенные черты нашего современника — человека-труженика. В работах Г. Ряжского «Делегатка», «Председательница» дан обобщенный образ нового человека. Многим портретам советских художников свойственна героика, монументальность. Таковы, например, портреты советских художников А. Герасимова, П. Корина.

Художники всего мира со свойственной каждому манерой изображения стремились передать на холсте все многообразие природы, свою любовь к ней. Пейзажист рассказывает о знакомых нам и много раз виденных лесах, реках, полях, но вносит свое отношение, свое видение, создает поэтический образ природы. И. Левитан, И. Шишкин, К. Коровин — певцы русской природы. Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу как источник прекрасного в жизни человека.

В конце XIX — начале XX века возник новый тип пейзажа — индустриальный. Особое содержание он получил в советском искусстве: это современные мосты и корабли в пейзажах Г. Нисского, строящаяся страна в картинах Ю. Пименова, разработка нефти на Крайнем Севере В. Грызлова.

Своеобразным жанром живописи является натюрморт — изображение предметов обихода, овощей, фруктов, цветов. В одном произведении художник соединяет несколько предметов, руководствуясь смысловым содержанием, а также сочетанием цвета, формы, фактуры тканей, ваз, фруктов и пр.

 

Графика также является одним из видов изобразительного искусства. К графическим произведениям относятся: рисунок, выполненный карандашом, пером, углем, акварелью, а также различные виды его воспроизведения в печати: гравюра, литография и др. Произведения графики выполняются обычно на бумаге, реже — на пергаменте, ткани и других материалах.

В основе графического произведения лежит рисунок. Средством художественного выражения в графике являются линия, соотношение белого и черного, светотень, тон. Но графика не исключает применения цвета. В книжной иллюстрации, в плакате, в рисунке художник часто использует 2—3 цвета, а иногда и все богатство цветовых отношений, при известной обобщенности образа, диктуемой специфичностью данного вида искусства.

Графика включает разные типы изображения. Это могут быть мимолетные наброски, сделанные углем, карандашом, пером, легкие, передающие лишь самое главное, типичное, характерное, а также более законченные и крупные композиции. Художники-графики нередко тяготеют к заострению трактовки явления, гротеску. Вспомните боевое искусство советского плаката, созданное В. Маяковским и продолженное другими советскими художниками: карикатуры художников Кукрыниксов, плакаты Д. С. Моора, Л. Ф. Голованова и др.

Большое место в графическом искусстве занимает оформление книг. Возникшая как украшение книги изящными миниатюрами, книжная графика переросла в наше время в самостоятельный вид искусства. Книжная иллюстрация призвана раскрывать в образах замыслы писателя. Иллюстрации, выполненные художниками-графиками Д. Шмариновым, В. Фаворским, Кукрыниксами и др., очень интересно и своеобразно трактуют литературные образы и подчас вносят в них новое понимание, по-новому раскрывают их сущность.

Особое место в книжной графике занимает иллюстрация к детской книге. С этим видом искусства ребенок сталкивается ежедневно, поэтому так важен высокий уровень художественного оформления книг для детей. Известные художники-иллюстраторы — И. Билибин, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, В. Лебедев, М. Митурич, О. Зотов, Л. Токмаков, М. Скобелев.

Скульптура дает трехмерное изображение предмета. Выразительность художественного образа определяется его пластической характеристикой. Чаще всего предметом скульптурного изображения является человек, реже животное, неодушевленные предметы. Скульптуру можно смотреть с разных сторон, поэтому очень важно поставить ее в здании или на открытом воздухе так, чтобы хорошо воспринимался силуэт фигуры, ее жест, движение.

Монументальная, станковая, скульптура малых форм — виды круглой скульптуры, каждая из которых выразительна по-своему. Наряду с этим к скульптуре принято относить также рельефы.

Монументальная скульптура — это памятники великим людям или историческим событиям, величественные, строгие и выразительные, заключающие в себе большую общечеловеческую идею. Памятник Минину и Пожарскому, созданный И. Мартосом, олицетворяет единение русского народа в борьбе против иноземных захватчиков. Есть также скульптурные группы, не связанные с конкретными событиями или деятелями, но выражающие определенную идею. Так, например, в скульптуре В. Мухиной «Рабочий и колхозница» обе фигуры, в стремительном движении высоко поднявшие серп и молот — эмблему советского строя, олицетворяют социалистическое государство рабочих и крестьян. В необычных двадцатиметровых фигурах создан реалистический образ нового человека, полного юной красоты и уверенности в своей правоте.

Монументальная скульптура может быть частью архитектурного ансамбля. Таковы, например, статуи, установленные в нишах арок на станции метро «Площадь революции». Фигуры выполняют здесь не только декоративные функции; они создают обобщенный образ победившей революции. Величественный ансамбль скульптурных композиций и архитектурных сооружений — мемориальный памятник героям битвы на Волге — создан группой авторов под руководством Е. Вучетича на Мамаевом кургане.

Станковая скульптура представлена чаще всего портретом. Задача скульптурного портрета в основном га же, что и живописного, — передача образа человека. Например, замечательны портреты В. И. Ленина, созданные советским скульптором Н. Андреевым, запечатлевшим человечный и величественный образ вождя. Глубоким психологизмом проникнут портрет писателя Ф. Достоевского, выполненный скульптором С. Коненковым.

В станковой скульптуре значительное место занимает жанровая скульптура, изображающая группу людей или фигуру одного человека.

В быту распространена скульптура малых форм. Это фигурки небольшого размера, выполненные из различных материалов — фарфора, дерева, кости, из пластмасс; многие из них цветные. К скульптуре малых форм можно отнести и некоторые виды игрушек, изображающие людей и животных.

Рельеф — это скульптурное изображение на плоскости (например, стены, свода, скульптурного памятника). Иногда рельеф входит в композицию скульптурного памятника. Например, на постаменте памятника Тарасу Шевченко в Киеве (автор М. Манизер) изображены сцены из произведений поэта.

 

Декоративно-прикладное искусство охватывает сферу народного искусства и художественной промышленности: керамику, ткачество, ювелирные изделия. Этому виду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса народа. Особенно велико воспитательное значение народного декоративноприкладного искусства. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Их волнует и радует сказочное волшебство золотой Хохломы, яркость, нарядность Городецкого узора, поэтичность синих переливов на изделиях Гжели. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию у них эстетических чувств, эмоционально положительного отношения к народным мастерам и традициям.

Создание декоративных изделий осуществляется и в промышленном производстве. В дальнейшем, по мере расширения жилищного строительства, повышается культура нашего быта, все более широкий круг предметов, изделий промышленного производства будет входить в сферу декоративного искусства. Разнообразные предметы повседневного обихода (мебель, одежда, посуда и др.) не только служат в быту, но и украшают его. Специфика декоративноприкладного искусства заключается в том, что произведения его должны быть в одно и то же время полезны и красивы. Обычная чашка, платок, ковер, украшенные росписью, вышивкой, делаются праздничными, нарядными, не переставая служить по назначению. Создавая предмет, художник обязан считаться с его функциональным назначением, подчиняя этому конструкцию, форму, выбор материала.

Громадную роль в развитии современного декоративного искусства играют выработанные веками традиции. В развитии советского декоративно-прикладного искусства используются традиции искусства народов нашей страны. На их основе создаются произведения художественной промышленности. Продолжают свое творческое развитие существующие издавна народные художественные промыслы. Большой популярностью пользуется глиняная игрушка (с. Дымково Кировской обл.), деревянная резная игрушка (с. Богородское Московской обл.), живописная лаковая миниатюра (с. Палех Ивановской обл.), посуда Хохломы, а также роспись по дереву и металлу, ручная вышивка иплетеное кружево, косторезное искусство, резьба по дереву и бересте и др.

 

ВОПРОСЫ

1. Какое значение имеет изобразительное искусство в воспитании подрастающего поколения?

2. Какие различают виды изобразительного искусства? Чем характеризуется каждый из них?

3. Охарактеризуйте декоративно-прикладное искусство, назовите его виды.

 

Глава 2

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ДЕТСКОМ САДУ

 

В детском саду ребенок знакомится с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью, графикой (иллюстрации к книгам, эстампы), скульптурой, произведениями декоративноприкладного искусства — как на различных занятиях, так и в повседневной жизни, если в оформлении дошкольного учреждения широко используются эти виды искусства. Такое сочетание создает условия для полноценного восприятия детьми произведений разных жанров. Дальнейшее приобщение к искусству происходит в школе, где для этого отводятся специальные уроки.

 

§ 1. Отбор художественных произведений

Что дает искусство детям? Воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений; с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями.

Ведь не случайно Н. К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни». (Крупская Н. К. Дети — наше будущее. — М., 1984. — С. 122.)

От предметов и явлений, близких и знакомых, педагог ведет своих воспитанников к восприятию все более широкого круга событий и явлений.

Важно помнить: не каждое произведение живописи или скульптуры доступно детям. Восприятие искусства развивается постепенно. Поэтому к произведениям, отобранным для дошкольников, предъявляются определенные требования. Рисунок должен отчетливо, ярко и выразительно передавать наиболее характерные признаки предмета — форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве. В сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы по тем или иным признакам дети поняли, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.

Мир, в котором мы живем, полон красок. И это интуитивно чувствуют дети. Цвет привлекает и радует их. Вот почему большинство иллюстраций для детей выполняется в цвете, который придает большую полноту изображению, создает впечатление живой жизни, что очень важно для эстетического воспитания. Однако даже младшие дошкольники способны воспринимать, рисунки, скульптуру, выполненные в одном цвете, линейно, из одноцв<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: